Лучшие импровизации в кино

Кино и сериалы
4848

Импровизации в кино порой играют гораздо большую роль, чем тексты сценаристов. Так, почти все сцены в блокбастере о гигантской акуле «Челюсти» были сымпровизированы (включая крылатую фразу: «Тебе понадобится лодка побольше»). А когда Леонардо ДиКаприо во время своей пламенной «рабовладельческой речи» случайно разбил стакан и сильно порезался, Тарантино решил оставить этот дубль при окончательном монтаже «Джанго освобожденного». 

Самые лучшие импровизации в кино

Находчивый Форд

Всегда не прочь поимпровизировать «ветеран экрана» Харрисон Форд. Одной из самых напряженных сцен в первой части «Индианы Джонса» была погоня героя Форда за «плохими парнями», укравшими Мэрион. И вот противник археолога останавливается, в руках у него меч: зрители предвкушают захватывающую схватку. А Индиана просто достает револьвер и стреляет во врага. Этого не было в сценарии – поединок и правда намечался. Но в тот день актер чувствовал себя плохо, ему было не до трюков, вот он и решил выстрелить. Стивен Спилберг посчитал, что это действие характерно для персонажа Форда и оставил сцену без изменений.

Кадр из фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега»

В фильме «Звездные войны V: Империя наносит ответный удар» Форд опять импровизировал. Ближе к финалу Хана Соло намереваются заморозить. Прежде чем он будет опущен в яму, принцесса Лея раскрывает свои истинные чувства к контрабандисту и говорит, что любит его. Вместо того, чтобы ответить ей по тексту сценария (что он тоже любит Лею), Форд сказал: «Я знаю», подумав, что это более похоже на уверенного в себе Хана. Режиссер и основатель франшизы Джордж Лукас вначале был недоволен такой отсебятиной, но скрининг-тесты показали: зрителям понравилось. И эпизод вошел в картину.

Хан и Лея: кадр из фильма «Империя наносит ответный удар»

Чувство долга и заблудившаяся кошка

В «Беглеце» тоже играет Харрисон Форд, но эта киноимпровизация исходила от Томми Ли Джонса (его антагониста по фильму – судебного маршала Джерарда, который преследует обвиненного в убийстве доктора). В одном из острых моментов маршал загоняет Кимбла в угол, и тот утверждает, что не убивал свою жену. На что правоохранитель отвечает: «Меня это не волнует», подчеркнув, что ему не важно – виновен беглец или нет, главное для маршала – поймать его. Этих слов тоже не было в сценарии.

Томми Ли Джонс в фильме «Беглец»

Один из величайших фильмов всех времен – «Крестный отец» – тоже не избежал импровизаций. В известнейшей сцене в начале картины Дон Корлеоне разговаривает с гробовщиком Бонасерой, просящим помощи у главы мафии. Тот, выслушав просителя, отдает жестокий приказ, а сам поглаживает кошку, находящуюся у Дона на коленях. На самом деле никакой кошки в этом эпизоде не было, пушистое создание просто бродило по съемочной площадке. По одной из версий, она сама запрыгнула на колени актеру Марлону Брандо, по другой, Коппола посадил красотку туда – для пущей выразительности сцены.

Кадр из фильма «Крестный отец»

Туповатый манекенщик и самоуверенный бомж

Говорят, скоро мы увидим продолжение культовой комедии «Образцовый самец». Когда-то эта лента с Беном Стиллером в роли недалекого суперманекенщика Зуландера пользовалась большой популярностью. На съемках произошел конфуз: Бен забыл свой текст. Случилось это в то время, когда его герою подробно растолковывают план покушения на премьер-министра Малайзии, и что для этого будут использованы мужчины-модели. Не знавший, что ответить, Стиллер произнес: «Почему мужчин-моделей?», поставив собеседника в неловкое положение, но тем самым подчеркнув тупость гламурного Зуландера. 

Кадр из фильма «Образцовый самец»

Еще одна импровизация в кино – слова героя Дастина Хоффмана, Риццо, в оскароносном «Полуночном ковбое». Во время прогулки по Нью-Йорку вместе с персонажем Джона Войта Риццо чуть не сбивает такси. После этого он стучит по капоту машины и орет: «Я здесь иду!». Это знаковая сцена, помогающая лучше понять характер бомжа Риццо.

Кадр из фильма «Полуночный ковбой»

Аплодисменты Джокера и нервный срыв Джонни

На протяжении всего съемочного процесса режиссер «Темного рыцаря» Кристофер Нолан поощрял исполнителей играть свободнее. Многие считают, что сцена в больнице, когда Джокер наряжен медсестрой – импровизация, но на самом деле артисты следовали сценарию. А вот когда герой Хита Леджера, наконец, схвачен, и все аплодируют Гордону, Джокер подхватывает эти аплодисменты – медленно и зловеще. Именно эти хлопки, словно бы подчеркивающие садистскую сущность злодея, и есть импровизация.

Джокер: кадр из фильма «Темный рыцарь»

Роль Джокера, только в другом фильме – бёртоновском, исполнял и Джек Николсон. Но сейчас речь о другом шедевре, снятом Стэнли Кубриком. Совершенство «Сияния» достигалось режиссером сотнями дублей. Но когда окончательно сошедший с ума Джек Торанс ломится к жене, чтобы убить ее, Николсон неожиданно произносит фразу из шоу Джонни Карсонса: «Вот Джонни!». Этот момент Кубрик одобрил и оставил в своей картине. 

Кадр из фильма «Сияние»

Спятивший таксист и откровенный психотерапевт

Точно так же, как «Вот Джонни!», одной из самых известных кинофраз остается: «Вы со мной говорите?». Она была произнесена Робертом Де Ниро в ленте Скорсезе «Таксист», когда его персонаж стоит перед зеркалом. Скорсезе поощрял импровизацию в кино, и хотя сценарий к драме был написан очень талантливым Полом Шредером, фраза Де Ниро вошла в фильм, она подчеркнула нестабильность психики Трэвиса.

Кадр из фильма «Таксист»

Когда психотерапевт Шон Магуайр (Робин Уильямс) из драмы «Умница Уилл Хантинг» пытается «достучаться» до своего подопечного – хулиганистого героя Мэтта Дэймона, Уильямс (между прочим, получивший «Оскар» за роль в этой ленте) позволил себе импровизацию. Его герой вдруг стал рассказывать о своей умершей жене – как она разбудила собаку и мужа среди ночи (и проснулась сама), потому что очень громко… пукала. Дэймон (вместе с Аффлеком являвшийся автором сценария) был поражен, он чуть не лопнул от смеха во время этого рассказа, да и все вокруг на площадке тоже начали смеяться, а оператор чуть не выронил камеру.

Кадр из фильма «Умница Уилл Хантинг»

 


Дизайн — Жанна Травкина