Рождественская сказка с макабрическими мотивами: «Чарли и шоколадная фабрика» Бёртона

Книги
1994

До Нового года осталась какая-то неделя, и мы не станем мучить вас серьезными битвами «Книга vs экранизация», а продолжим сказочную тему! Одним из самых успешных фильмов Тима Бёртона, собравшим в прокате почти 475 млн. долларов, стало фэнтези «Чарли и шоколадная фабрика», вторая адаптация сказочной повести Роальда Даля. Удалось ли мэтру перенести на экран волшебство, придуманное писателем, и что для этого потребовалось? Сейчас узнаете! Только не забудьте про спойлеры.

За проект боролся Скорсезе

Для того чтобы заработать такую солидную кассу, потратить тоже пришлось немало: бюджет фильма невероятен – 150 млн. долларов. Далеко не все постановщики располагали такой суммой в 2005-м году! Большая удача, что Бёртону удалось заполучить этот проект – ведь в режиссерском кресле могли оказаться совсем другие режиссеры (например, Мартин Скорсезе). И потом, студия могла предположить, что Тим Бёртон слишком увлечется своим любимым макабризмом и снимет что-то совсем не детское. Однако и книга Даля (как и все другие его произведения) наполнена иронией и черным юмором. Так что Бёртон попал «в струю»! 

Джонни Депп и Тим Бёртон

Пять экскурсантов на волшебной фабрике

Если вы забыли – фильм (и книга) рассказывает о мальчике из очень бедной семьи – Чарли Бакете, который ютился на окраине города в продуваемой всеми ветрами лачуге с мамой, папой и двумя парами очень стареньких бабушек и дедушек. Папа остался без работы, домашние довольствовались пустым капустным супом, тогда как Чарли мечтал о плитке шоколада. Затворник-фабрикант Вилли Вонка в это время объявил о конкурсе, в котором могут участвовать все потребители его фирменного шоколада – в пяти плитках спрятаны золотые билеты, своего рода пропуски на фабрику Вонки. Детям, которым попались эти билеты, Вилли лично устроит экскурсию, при этом счастливчики могут взять с собой взрослого сопровождающего. Чарли тоже стал обладателем билета (благодаря невероятной случайности), и вот уже он стоит вместе с другими ребятами и своим дедом Джо перед воротами фабрики. Они открываются – экскурсантов ждут настоящие чудеса!

Золотой билет – пропуск на фабрику

Режиссер взял фаворита: пятый фильм Бёртона и Деппа

Роль Вилли Вонки была лакомым куском, о ней мечтали Брэд Питт и Мэрилин Мэнсон. Другими кандидатами являлись Николас Кейдж, Кристофер Уокен, Майкл Китон (уже игравший у Бёртона – Битлджуса), комики Робин Уильямс, Джим Керри, Стив Мартин, Адам Сэндлер. Но Бёртон был неумолим и взял в проект своего фаворита Джонни Деппа – это пятая по счету совместная лента режиссера и актера. Вонка у Роальда Даля был эксцентриком, но не таким явным, как в трактовке Деппа и Бёртона. Книжный кондитер любил пошутить, носил козлиную бородку и одевался очень ярко. Вонка-Депп отличался абсолютно гладким очень белым лицом, стрижкой «каре», был щеголем в цилиндре и не мог произнести слово «родители». Общим у этих двух Вилли был черный юмор и трость с тяжелым набалдашником.

Вилли Вонка

Чарли, его родители и бабушки-дедушки

Фредди Хаймор, сыгравший Чарли, был протеже Деппа – они снимались в драме «Волшебная страна». Но Фредди попал в кино вовсе не «по блату»: он очень хорошо справился с ролью, да и сейчас, уже успев вырасти, удивляет своим талантом. Лучшая работа Хаймора на сегодня – роль юного Нормана Бейтса в сериале «Мотель Бейтсов».

Чарли Бакет – Фредди Хаймор

Чете Бакетов в повести уделено не так уж много внимания, а в фильме их показывают больше, и Ноа Тейлор с Хеленой Бонем Картер – удачно вписались в предложенные обстоятельства. Надо заметить, что Картер, привыкшая к «кринолиново-корсетным» ролям и образам каких-то невероятных фурий, оказалась хороша в образе любящей терпеливой мамы, которой вновь предстоит варить капустный суп… с капустой.

Мама Чарли – Хелена Бонем Картер

Колоритные герои – супружеские пары дедушек-бабушек (Джо и Джозефина и Джордж и Джорджина, обитающие в общей большой кровати) – были занятны и в книге, и в фильме. Их роли были доверены актерам-ветеранам, среди которых выделялся ирландец Дэвид Келли (дедушка Джо), увы, он уже умер – в 2012-м году. 

Дедушка Джо и Чарли

Всем сестрам по серьгам

Замечательно гротескными были четверо других детей, попавших на фабрику: заносчивая капризная богачка Верука, толстяк и обжора Август, вечная чемпионка Виолетта и зацикленный Майкл Тиви. Из всех юных исполнителей, занятых в этих ролях, успехи делает лишь Анна-София Робб, которая снялась в нескольких фильмах, уже будучи взрослой. К слову, и в кино, и в первоисточнике все персонажи получили то, что заслужили. 

Анна-София Робб – Виолетта

Родители счастливчиков – это эпизодические герои, на которых глаз задерживается ненадолго. Кстати, в повести каждого из ребят (кроме Чарли) сопровождали и мама, и папа, в кино оставили по одному спутнику. 

Дети, родители и Вилли

Умпа лумпа за миллион

Очаровательнее всех были юркие, сметливые умпа лумпы – роли всех туземцев, работающих на фабрике, сыграл один и тот же артист Дип Рой, получивший за такой титанический труд (он сотни раз повторял на камеру движения) гонорар в 1 млн. долларов. Но, между нами говоря, больше всех обогатился на проекте Депп, его зарплата составляла 18 млн. долларов (уже тогда его явно переоценивали!). Если вернуться к умпа лумпам, то они без конца распевают саркастичные песенки, провожающие очередного неудачника «на выход». Почти все тексты – подлинные стихи Даля.

Умпы лумпы – Дип Рой

Любовь к Болливуду и Кубрику

Говорят, что эпизод с растаявшим шоколадным дворцом индийского раджи тоже вставил режиссер – из-за огромной любви к Болливуду. Но почитайте Даля – эту историю о Вилли Вонке и дворце рассказывает Чарли дедушка Джо!

Раджа, захотевший шоколадный дворец

А вот в сцене с уменьшением и телепортацией плитки шоколада (в телевизионной комнате) Бёртон воздал дань уважения фильму Кубрика «2001 год: Космическая одиссея», использовав музыку и кадры из картины. 

Вилли и оставшиеся гости в телевизионной комнате

Шоколадные реки, леденцовые деревья

Что же касается роскошных декораций, то тут художники превзошли сами себя. Было очень трудно представить, как фантазия Роальда Даля воплотится на экране, ведь все эти душистые сладкие реки, водопады и трубы с жидким шоколадом, съедобные трава, цветы, плоды – настоящее кондитерское королевство. Но все оказалось чудесным, как и в книге. 

Декорации фильма

Декорации фильма 1

В кадре использовали не только муляжи, но и настоящие конфеты, леденцы и шоколад – его лишь на водопад и речку ушло более 245 галлонов. Кстати, спонсором фильма была компания «Нестле», предоставившая Бёртону 1850 своих шоколадок и позволившая завернуть в фирменную упаковку еще 110000 фальшивых плиток.

Интересная деталь: белки в эпизоде с Верукой были не компьютерные, а самые настоящие! Их специально дрессировали.

Белки в фильме настоящие

Почти слово в слово… кроме отца Вилли

Сценаристы кое-что «усовременили»: в книге Майк Тиви без ума от телепередач (повесть вышла в 1964-м году), а в фильме мальчишка – настоящий игроман, проводящий все свободное  время с джойстиком наперевес.

Бёртон и сценарист Джон Огаст очень хорошо поработали с текстом Даля, вставили в фильм оригинальные диалоги и внесли лишь минимальные изменения. В кино появилась дополнительная сюжетная линия: как Чарли отказывается переезжать на фабрику без родных и расстается с Вилли. Тот впадает в депрессию, посещает сеансы психотерапевта умпы лумпы и решает снова встретиться с мальчиком. Добряк Чарли заставляет Вонку пойти к отцу, которого шоколадник давно не видел.

Отца Вилли (Кристофер Ли) не было в книжке вовсе – этого персонажа, а также другие рассуждения о родителях Бёртон вставил лично, основываясь на детских воспоминаниях. Ему тоже не очень повезло с папой – тот был строг и часто запирал сына в темной комнате. А вот Вилли (по версии Бёртона) не разрешали есть сладкого (отец был дантистом и нацепил на сынишку скобки, похожие на намордник). 

Отец Вилли – Кристофер Ли

В книге финал проще и короче: еще находясь в лифте, Вилли и Чарли договариваются забрать всю семью, буквально врываются в домишко Бакетов и подхватывают всю честную компанию с собой. Когда бабушка Джозефина спрашивает внука: «А еда там будет?», Чарли улыбается и отвечает: «Сами увидите!». Занавес. В фильме Бёртона есть еще и эпилог – как все домашние собрались за столом, Вилли сидит с ними. Сама лачуга – копия прежней, но находится она на фабрике, посыпаемая уже не снегом, а сахарной пудрой. Настоящий рождественский хэппи-энд!

Книга Даля

Дизайн — Жанна Травкина