«Мотель Бейтсов»: имеются свободные номера, или Куда завела фантазия Карлтона Кьюза

Книги
2858

Высокий красивый талантливый актер Энтони Перкинс загубил себе карьеру, сыграв в хичкоковском «Психо»: после этого фильма все видели в исполнителе героя на грани нервного срыва либо с «тараканами» в голове. Интересно, повлияет ли сериал «Мотель Бейтсов» на карьеру британца Фредди Хаймора, ведь он сыграл Нормана столь же блестяще?

В апреле 2017-го завершился показ пятисезонного сериала «Мотель Бейтсов», главные персонажи шоу были позаимствованы авторами из романа Роберта Блоха «Психо». С конца четвертого сезона сценаристы ступили на «территорию» этой книги, что позволяет сериалу поучаствовать в нашей традиционной битве «Книга vs экранизация». Спойлеры неминуемы, и не говорите, что мы вас не предупредили!

«Провидец» Роберт Блох и его «Психоз»

В 1959-м году писатель-фантаст Роберт Блох, черпающий вдохновение в произведениях Говарда Лавкрафта, придумал героя Нормана Бейтса, воспитанный строгой матерью-тираншей. У семьи был бизнес – придорожный мотель, который не стал пользоваться прежней популярностью после открытия новой дороги (минующей гостиницу). Однажды в мотель заглянет Мэрион, укравшая крупную сумму денег (ради счастья с любимым). Визит к Бейтсам станет роковым для беглянки. 

Обложка книги Блоха

Любопытно, что Блох жил совсем рядом с серийным убийцей Эдом Гейном, который тоже страдал от деспотичной мамаши, а потом стал убивать пожилых женщин и снимать с них кожу. Свою книгу «Психоз» автор писал, полагаясь лишь на собственное вдохновение (есть ошибочное мнение, что именно Гейн был прообразом Нормана). Роберт, конечно, слышал о преступлении, однако детали не разглашались, поэтому позже он сам был поражен, насколько был близок к жизнеописанию Эда. Если уж говорить о прообразах, то Гейн, скорее, был альтер-эго маньяка из «Молчания ягнят» (тот тоже шил себе «платьишко» из женской кожи).

Случай привел к революции в жанре: как Хичкок весь тираж скупил

В конце 1950-х, пережив большой успех шпионской картины «К северу через северо-запад» с Кэри Грантом, режиссер фильма Альфред Хичкок томился от отсутствия свежей идеи. Он не хотел повторяться, мечтал шокировать публику, искал подходящий сценарий. Случайно обнаруженный роман Блоха стал спасительной соломинкой, за которую мэтр крепко ухватился. Настолько крепко, что не прислушался к доводам продюсеров, не желавших прокатывать столь кровожадное кино. Хичкок заложил дом (чтобы добыть деньги на съемку) и экономил на фильме как мог. Он снимал на черно-белую пленку, использовал минимальные декорации (даже ставший символом хорроров дом Бейтсов был выстроен лишь наполовину: ведь в фильме показывали только одну его часть). Хоррор стал большой кассовой удачей и совершил революцию в жанре триллер. А главное – никто не знал главной «фишки» сюжета – Хичкок позаботился об этом заранее, поручив своей ассистентке скупить весь тираж книги Блоха.

Постер фильма «Психо»

Приквел/не приквел: по другим рельсам

А теперь о сериале, ведь именно он участвует в битве, поскольку сравнивать ленту Хичкока и роман нет смысла, они похожи, словно близнецы (разве что киношный Норман моложе героя Блоха). Когда один из авторов нашумевшего сериала «Остаться в живых» Карлтон Кьюз взялся за «Мотель Бейтсов», то шоу рекламировали как «приквел к фильму Хичкока». Поэтому все допущения, включая появление кучи не существовавших в романе персонажей, мы простили – даже то, что время было передвинуто вперед: вместо начала 1960-х нам показали 2010-е. Хотя, надо сказать, обстановка дома Бейтсов и наряды Нормы все же отсылали зрителей в ретро. 

Постер сериала

Нам обещали, что сюжет «тормознет» ДО событий «Психо». Но, видимо, сценаристы настолько разогнались, что уже не смогли вовремя остановиться. И когда в конце четвертого сезона сериал «догнал» роман и пошел по совсем другой колее, самое время было начать возмущаться! А мы-то, наивные, умилялись и считали себя самыми умными, читая комментарии людей, не смотревших Хичкока (и не знакомых с романом): все гадали, что же будет с Норманом. Сценаристы переделали всё (сохранив, однако, дом Бейтсов и их гостиницу в «хичкоковском» виде). Получилось, что это – никакой не приквел, а «сочинение на тему». Но – по порядку.

Дом Бейтсов

Не существовавшие в романе братья

Сначала познакомим вас с теми персонажами, которые были с нами с начала и до конца (ну или почти с начала и почти до конца), при этом все они – плод воображения Кьюза и компании. Во-первых, вдове Норме Луизе Бейтс приписали старшего сына, коего в книге нет. Дилан (Марк Тириот) родился при очень неприятных обстоятельствах, поэтому всю любовь Норма направила на младшего, Нормана. Однако Дилан был отличным дополнением, на нем держится большая часть сюжета в первых сезонах. Он как раз ничего своим присутствием не испортил.

Старший сын Дилан

Во втором сезоне появился Калеб – брат Нормы, еще один «лишний» герой. Его историей авторы, видимо, хотели объяснить «сдвиг» самой Нормы – нормальной ее никак не назовешь. В третьем сезоне брат (Кенни Джонсон) стал одним из центральных действующих лиц, крепко подружился с Диланом, а потом появлялся периодически.

Дядя Нормана Калеб

«Мутный» герой Чак: пародия на автора?

Конфликт Калеба и Чарльза Хогана (Райан Хёрст) привел к шокирующим последствиям. Похожий на городского сумасшедшего Чарльз, которого все зовут «Чик», на самом деле не так-то прост, и пусть вас не сбивают с толку странные хламиды и головные уборы, которые носит чудак. Конечно, в книге не было и этого героя, но он внес в шоу свою интригующую лепту. 

В пятом сезоне авторы придумали любопытный ход: проникнувшись горем Нормана (и узнав его тайну), Чик решил… писать триллер по реальным событиям. Мы, было, решили, что это такой пародийный Блох, который явит миру монстра. Как бы не так!

Чик – очень мутный герой

Бедняжка Эмма

В городке, где обосновались Норма и Норман, жила девочка-инвалид, страдающая муковисцидозом (болезнь, при которой вязкая жидкость накапливается в дыхательных путях и мешает дышать). Милое хрупкое создание Эмма, воспитываемая отцом (мать бросила их давно – не выдержала страданий дочки), вынуждена повсюду тягать с собой кислородный баллон. Но это не помешало девушке (Оливия Кук) помогать Норме в мотеле и стать другом Норману. 

Любопытно, что недуг героини – это дань одному из сценаристов, Билл Балас страдает от той же болезни. Мы относились к Эмме Декоди очень даже хорошо – вплоть до пятого сезона. В нем она показала себя просто неблагодарной дрянью!

Эмма, страдающая смертельным недугом

Брутальный шериф Ромеро

С первого сезона в сериале «обосновался» шериф Алекс Ромеро (Нестор Карбонелл), суровый брутальный мужчина, прекрасно осведомленный о темных делишках, творящихся в городке. Он не то, чтобы покрывает преступников, просто не мешает им процветать. Что и говорить, мачо Ромеро – украшение сериала! Кьюз пригласил актера Карбонелла в проект, видимо, памятуя их сотрудничество в шоу «Остаться в живых», и не ошибся.

Шериф Ромеро

Однако на этом персонаже сценарий вступает в первое противоречие с книгой (еще раз повторяем – фантазии 1-3 и почти всего 4 сезона мы не учитываем). В романе упоминается, что Норма вышла замуж, а потом отравила своего супруга и покончила с собой якобы из ревности. В сериале Норма вышла-таки замуж – за Ромеро. Но умерла одна она. А Алекс тут же угодил в тюрьму за служебные проступки. Финал четвертого сезона обнадежил: Норман выкопал мать из могилы (как в книге) и устроил ей милый мавзолей в подвале. Но в пятом сезоне начались «неуладочки».

Норма Бейтс в морге

Любовный треугольник: Лумисы и Мэрион

Авторы зачем-то ввели в повествование девушку Мадлен, подозрительно похожую на молодую Норму, сделали ее владелицей магазина, куда заходит Норман, и приплели мужа-изменника, которого зовут… Сэм Лумис – да, именно так, как бойфренда Мэрион Крэйн (жертвы из романа-оригинала)! 

Именно этот Лумис (у Блоха) поднял шум после исчезновения Мэрион и начал расследование вместе с сестрой Крэйн, Лайлой. Здесь он (Остин Николс) тоже любовник Мэрион. Эскапады с Мадлен не очень уместны, она явно лишняя спица в колеснице.

Мадлен Лумис

Рианна: старалась, но все равно отвлекала

Что касается Мэрион, здесь шоураннеры превзошли сами себя! Они пригласили на ее роль… Рианну. Вспомните самую знаменитую сцену из «Психо»: блондинка истошно орет в душе в предсмертной агонии. Так вот эта блондинка и есть – Мэрион (Джанет Ли, мать актрисы Джейми Ли Кёртис). А теперь представьте Рианну. Ничего общего, правда?

Две Мэрион: Рианна и Джанет Ли

Но это – полбеды. У Рианны уже был опыт работы в кино, за роль в «Морском бое» она получила «Золотую малину». Ничего не настораживает? Да ладно, будем справедливы, Рианна особенно ничего не напортила, сыграла, как смогла. Однако сама мысль: «Это РИАННА» –  жутко отвлекала от сюжета. Если же говорить об отличиях книги и шоу, сцену в душе сценаристы повторили почти покадрово… Правда, с некоторыми нюансами (вот тут мы спойлерить не хотим!).

Мэрион – Рианна

Бело-розовый финал

Больше всего разочаровал финал, 10-й эпизод, поставивший точку. Это было полной и довольно грубой отсебятиной. Порой напоминало слезливую мелодраму, порой – плохой боевик. 

«Бело-розовый» эпилог не скрасил впечатления. Зато мы, кажется, поняли, какую функцию должен был выполнить не существовавший в оригинале старший брат Нормана! 

Норма и Норман прячут труп

Веские причины «за»

Вы думаете, раз все так пошло вкривь и вкось, и смотреть сериал не стоит? Вот тут вы ошиблись! Во-первых, может, вы и не видели «Психо» и пребываете в блаженном неведенье (как те люди, чьи комментарии мы читали). Ну, уж а сам роман, мы уверены, брали в руки только любители жанра. Если так, то вам шоу должно очень понравиться!

В случае если вы прекрасно знаете все нюансы и будете разгневаны, как и мы, есть очень, очень, очень весомая причина увидеть «Мотель Бейтсов». Что за причина? Исполнители главных ролей! Это, без сомнения, лучшие работы актеров.

Актеры шоу

Норма: «пришила» мальчика к своей юбке

Вера Фармига, американка украинского происхождения, великолепна на большом экране (вспомните «Мальчика в полосатой пижаме» или «Дитя тьмы»). В роли помешанной на контроле мамаши (которая не заметила, как ее сын потихонечку съезжает с катушек, а потом предпочла и дальше закрывать глаза на странности) Фармига превзошла саму себя. 

Норма – Вера Фармига

Истеричная, пытающаяся хоть как-то залатать прорехи в личной жизни, не отпускающая от своей юбки сыночка Норма – вот первопричина всех бед. Если бы она не была столь категорична, если бы она дала Норману большую свободу еще в юности, если бы она не давала издеваться над собой отцу Нормана, если бы она позволила врачам вмешаться на ранней стадии, все пошло бы по другому, мирному, руслу. Но, как говорится, если бы да кабы…

Норман: магическое перевоплощение

Фредди Хаймор, запомнившийся нам светлым мальчуганом из «Чарли и шоколадной фабрики» и «Волшебной страны» (а также в роли Артура в серии фэнтези Бессона про Артура и минипутов), в этом сериале совсем не похож на себя прежнего. И дело не в том, что мальчик вырос. Его игрой нельзя не восхищаться! КАК можно сыграть это сумасшествие? Откуда у актера это знание? На телеэкране происходила магия, от героя Хаймора невозможно оторваться!

Норман Бейтс

Но настоящее волшебство творилось, когда Норман становился Нормой: менялись жесты, голос, взгляд. Хаймору не нужно было надевать парик или «мамин» халат, чтобы мы увидели «переключение»: вот только что сидел растерянный сбитый с толку мальчик, а вот его заменила уверенная в себе  тетка с пустыми глазами, ревнующая сына к любой особе женского пола. Тот, кто считал Нормана монстром (мы все про те же комментарии к сериалу), пусть угомонится, ведь он – никакое не чудовище, а главная жертва. 

Норман в образе мамы

Всем смотреть и делать выводы!

«Мотель Бейтсов» жизненно необходимо проштудировать всем маменьким сынкам, чтобы они прозрели и поняли: чрезмерная материнская опека и любовь – это страшно. 

И, конечно, зарвавшимся мамочкам тоже не помешает извлечь из сериала уроки. Они должны понять, что ребенок – не их игрушка и не их собственность, когда приходит время, нужно проститься и с повзрослевшими сыновьями, и с иллюзиями на их счет.

Норман с матерью

Дизайн — Жанна Травкина