Он занял 39-е место престижного топа издания Rolling Stone («100 величайших исполнителей рок-музыки всех времен»), продал больше 136 миллионов дисков, он эпатировал и удивлял, вдохновлял и менял стили – от «пришельца» и андрогина до аристократичного декадента. Биография Дэвида Боуи уникальна, и в 70-й день рождения британского автора песен и рок-певца мы вспомним основные ее вехи.
Биография Дэвида Боуи
Школьный хорист и непоседа
Дэвид Роберт Джонс (таково настоящее имя музыканта) был сыном лондонцев, его мать работала в кинотеатре, отец – в отделе кадров. Единственный сын Джонсов родился 8 января 1947-го года. Вначале семья жила в районе Брикстон, потом переехала в Бромли. Уже тогда, пойдя в школу, Дэвид удивлял всех стремлением к самовыражению. Он был школьным хористом, с увлечением принимал участие в концертах, а вот уроки любил не очень, слыл непоседой и драчуном.
Он услышал голос бога
Жизнь Дэвида Боуи изменилась, когда он стал покупать виниловые пластинки и слушать рок-музыкантов, особенно поразил его Элвис Пресли. Именно тогда британец решил, что тоже станет певцом, голос Пресли он называл «голосом бога». Дэвид стал обучаться игре на гитаре, и уже юношей овладел акустической и бас-гитарами, фортепиано и укулеле. Позже он станет выдающимся мультиинструменталистом. Его первый музыкальный коллектив возник еще в школе – в 1962-м году, ребята выступали на вечеринках. Боуи пытался учиться в колледже, но после первого курса ушел оттуда, мечтая посвятить себя только музыке.
Андрогинный мессия Зигги
Откуда взялся псевдоним «Дэвид Боуи»? Всё просто: один Дэвид Джонс уже царил на рок-сцене – это был солист группы The Monkees, поэтому наш герой стал подыскивать себе другую звучную фамилию, и нашел: «боуи найф» означает «охотничий нож».
Дэвид не пошел проторенной дорогой, он изобрел собственное направление, которое потом окрестили «глэм-роком». Уже в середине 1960-х он выходил на сцену в необычных эпатажных образах, а его музыка была инновационной, то психоделической, то гламурной. Эксперименты были удачными и не очень. Так, в 1972-м году Боуи попросил всех называть себя «Зигги Стардаст» и говорил, что это научно-фантастический персонаж, призванный спасти наш мир. Самый известный альбом этого андрогинного героя назывался «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars».
Эпоха Белого Герцога
Но более известным стал образ «Изможденного Белого Герцога», тогда Боуи и правда был изможден и сильно увлечен кокаином. На этот период приходится альбом (и одноименный сингл) «Young Americans». Наверное, это была дань американским певцам, которых Дэвид слушал подростком. В 1976-м году музыкант отправился путешествовать по Европе и задержался в Швейцарии и Германии, там родилась «Берлинская трилогия» (три диска, выпущенные в 1977-м и 1979-м годах).
Армия поклонников росла, как и влияние трансформаций и творчества певца на его коллег. В начале 1980-х бешеной популярностью пользовался альбом «Scary Monsters (and Super Creeps)», он принес вокалисту невероятный доход. Тогда же в биографии Дэвида Боуи стало больше выступлений с коллегами – он сотрудничал со многими, начиная с Игги Попа, заканчивая Шер и Тиной Тёрнер. «Белый герцог» был забыт, как и наркотики.
Он мог стать жертвой Чепмена
Боуи сильно подкосило убийство Джона Леннона, тем более, что психопат Чепмен наметил второй жертвой именно Дэвида. Даже в своих показаниях преступник подчеркнул: если бы не получилось с Джоном, он бы застрелил Дэвида. Так что в тот раз смерть Дэвида Боуи обошла.
Певец продолжал экспериментировать, использовал в композициях соул, насыщал их электронным звучанием, пробовал хип-хоп, джангл и драм-н-басс. Особенно это заметно в его концептуальном альбоме «1.Outside» (он должен был стать первым в серии, но что-то не заладилось).
После выхода диска «Реальность» («Reality») в 2003-м году, во время промо-тура по его раскрутке Боуи почувствовал себя плохо. Дэвида положили в клинику и сделали операцию (в районе плеча закупорилась артерия). Певец взял отпуск на неопределенный срок, кое-кто решил, что творческая биография Дэвида Боуи закончилась. Но спустя пару лет он вернулся и много гастролировал. Правда, выход нового альбома затянулся – до 2013-го года.
Пришелец, жиголо, вампир, король гоблинов, Пилат
На протяжении всей своей музыкальной карьеры Боуи достаточно много снимался в кино, хотя сам шутил, что чаще его приглашают на странные роли – от инопланетян до трансвеститов. Действительно, дебют Дэвида на большом экране – это роль пришельца Томаса в фантастике «Человек, который упал на Землю», вышедшей в середине 1976-м году.
Но, например, образ военного Пауля в драме «Прекрасный жиголо – несчастный жиголо» вполне себе «человечен». Кстати, этот фильм – последняя работа Марлен Дитрих, она сыграла содержательницу подпольного борделя для старых богачек, и герой Боуи был одним из ее «мальчиков по вызову».
Много шума наделала декадентская фэнтези-драма Тони Скотта «Голод». Эта артхаусная картина рассказывала о паре вампиров (Боуи и Катрин Денёв), которая столкнулась с проблемой: Джон Блэйлок внезапно стал стареть, хотя упыри бессмертны. И тогда его пассия нашла новую игрушку – симпатичную докторшу (Сьюзен Сарандон).
Одной из самых ярких ролей в актерской биографии Дэвида Боуи была роль Джарета, короля гоблинов, похитившего маленького брата юной героини Дженнифер Коннелли (превосходное готическое фэнтези «Лабиринт»). Изысканный костюм и длинноволосый парик сделали Боуи очаровательным и неотразимым монстром. Для этой ленты Джима Хенсона музыкант написал не менее красивые композиции.
В спорной адаптации скандального романа «Последнее искушение Христа», осуществленной Мартином Скорсезе, певец неожиданно предстал в образе Понтия Пилата.
Джокер в колоде судьбы
Говорят, Тим Бёртон хотел пригласить англичанина на роль Джокера в свой фильм «Бэтмен», но все же остановился на кандидатуре Николсона. Зато Боуи поработал с Дэвидом Линчем (триллер «Твин Пикс: Сквозь огонь») и с Кристофером Ноланом. В триллере «Престиж» певец перевоплотился в одного из самых загадочных ученых викторианской эпохи – сыграл Никола Теслу.
Тридцатый студийный диск Боуи «The Next Day» вышел в январе 2013-го, а спустя ровно 3 года – день в день – увидел свет диск «Blackstar». Он был приурочен к 69-му дню рождения автора. Оказалось, это финальный «джокер» в колоде жизни Дэвида Боуи.
Все обсуждали потрясающий клип британца «Лазарь» (позже видео назовут жутким пророчеством). А через 3 дня после 69-летия иконы глэм-рока мир узнал страшную новость о смерти Дэвида Боуи. Оказалось, что полтора года певец боролся с онкологическим заболеванием, раком печени.
Личная жизнь Дэвида Боуи
Бурная молодость
Несмотря на постоянно возникавшие слухи о бисексуальности (и даже гомосексуальности) певца, он дважды вступал в брак. Первая жена Дэвида Боуи Анджела прожила с ним 10 лет. Это было бурное время, и когда певец решил остепениться и завязать с кокаином (в 1980-м), он развелся с Энджи.
У них есть совместный сын Дункан Джонс, родившийся в 1971-м году (он известный режиссер, снявший «Варкрафт»). Позже певец сокрушался, как мало уделял времени сынишке, но когда Дункан вырос, эти двое поладили.
Прекрасная Иман и малышка Лекси
Развод с первой супругой состоялся в 1980-м году, а в 1992-м музыкант снова пошел под венец – это была очень пышная церемония во Флоренции. Вторая жена Дэвида Боуи – известная модель Иман (полное имя – Иман Абдулмаджид), уроженка Сомали. Пара жила то в США (в Нью-Йорке, на Манхэттене), то в Лондоне.
Певец был очень счастлив и расточал комплименты второй половинке, называя ее самой прекрасной на свете – и не только внешне.
Благодаря этому новому витку в своей жизни Дэвид Боуи еще раз стал отцом, довольно поздно – в 53 года. Дочь назвали Александрией – Лекси.