Слово «шоураннер» вошло в наш обиход не так давно, а означает оно «сплав» сценариста и исполнительного продюсера, который отвечает за концепцию сериала и контролирует весь творческих процесс. По подсчетам одного компетентного издательства, около 80% шоураннеров – представители сильного пола, и 90% – белые. Имена Дэна Бениоффа и Дэвида Вайсса прогремели по всему миру, когда их шоу «Игра престолов» стало бить мыслимые и немыслимые рекорды, в том числе, по просмотрам и премиям. Но все же это, по сути, первый проект тандема американских шоураннеров. А сегодня мы поговорим о самых успешных шоураннерах, за плечами которых – не один культовый сериал. Почерк каждого из них легко узнаваем!
Дженджи Коэн ввела моду на оранжевый
Начнем мы, как ни странно, с женщин, коих в этой профессии единицы. Первый успех к Дженджи Коэн постучался после телевизионной комедии «Трейси принимает вызов»: сценаристка получила «Эмми». Коэн работала над «Принцем из Беверли-Хиллз», в котором снимался молоденький Уилл Смит, над несколькими эпизодами «Секса в большом городе» и над обожаемой зрителями криминальной комедией «Дурман». Однако всемирная слава Коэн была впереди – она пришла вместе с черной комедией/драмой о женской тюрьме «Оранжевый – хит сезона». Руководство «Netflix» поверило Дженджи и «благословило» на адаптацию документальной книги Пайпер Керман. Автор провокационных мемуаров на самом деле отсидела небольшой срок (1 год) за решеткой. Зато «Оранжевый», очень удачно стартовавший и выдвинутый на море премий, «приговорен» к семи срокам… извините, сезонам. Его продлили вперед – сразу на несколько лет, видимо, уверены на все 100. Еще одно шоу, над которым трудилась Коэн, – драма о становлении женского рестлинга «Блеск» 2017-го года, у которой уже есть «добро» на второй сезон.
Шонда Раймс умеет устроить скандал!
Успешный голливудский шоураннер Шонда Раймс наперекор статистике: а) женщина, б) темнокожая женщина. Все началось с продюсерства медицинской драмы «Анатомия Грейс» (у нас идет как «Анатомия страсти»), сериала с очень яркими и выразительными женскими персонажами. Вскоре у шоу появился спин-офф «Частная практика» (тоже о врачах), а Раймс обзавелась собственной компанией «ShondaLand». Политический триллер «Скандал» с Керри Вашингтон (еще одна харизматичная и стильная дама на ТВ) и провокационный процедурал с оскаросноной Виолой Дэвис «Как избежать наказания за убийство» – это тоже дело рук Шонды. Хотя, строго говоря, шоураннер она для «Скандала», в остальных проектах Раймс ограничивается постом продюсера (и исполнительного продюсера).
Винс Гиллиган пустился во все тяжкие
Криминальный триллер «Во все тяжкие» открыл таланты не только главных звезд Брайана Крэнстона и Аарона Пола, но и искусного шоураннера Винса Гиллигана. История о предприимчивом (но смертельно больном) учителе химии, перевоплотившемся в наркоизготовителя и наркодельца, стала хитом. А «практиковался» Гиллиган (как сценарист и исполнительный продюсер) на «Секретных материалах». Увы, Уолтер Уайт ушел в небытие (после пяти оглушительно успешных сезонов), и на свет родилось новое «дитя» Гиллигана и канала «AMC», спин-офф шоу «Во все тяжкие», «Лучше звоните Солу». В нем на первый план вышел адвокат Гудман, берущийся за «скользкие» дела. За три сезона Сол зрителям не то, что не надоел – еще больше полюбился!
Карлтон Кьюз остановил Рианну на пути к мотелю Бейтса
Сценарист и продюсер культового мистического шоу «Остаться в живых» («Lost»), интриговавшего аудиторию вплоть до странноватой развязки, Карлтон Кьюз хорошо известен современным зрителям. До сих пор не утихли споры, почему авторы придумали такой финал для «Lost», а наши родители тепло вспоминают Дона Джонсона и его лучшую роль, сыгранную в шоу Кьюза «Детектив Нэш Бриджес» (а также смешной полицейский сериальчик «Китайский городовой»). Не так давно завершился очередной любопытный проект шоураннера Карлтона Кьюза – приквел к «Психо» (с «проникновением на территорию» фильма Хичкока) «Мотель Бейтса». И тут Кьюз не мог отказать себе в удовольствии – изобразил дорожного полицейского, остановившего автомобиль героини Рианны.
Мэттью Вайнер собрал клан Сопрано
Много полемики вызвала и концовка еще одного «культа» на ТВ, криминально-гангстерского сериала «Клан Сопрано» о боссе мафии с нестабильной психикой и проблемами в семье (эту роль замечательно сыграл Джеймс Гандольфини). Когда перед ошарашенной публикой в пиковый момент напряженного ожидания просто погас экран, все были возмущены до предела! А знаете ли вы имя шоураннера сериала? Мэттью Вайнер – именно он стоял за шестью сезонами «Клана Сопрано». Еще он придумал и воплотил в жизнь идею ретро-сериала о сотрудниках нью-йоркского рекламного бюро – «Безумцы» с великолепным Джоном Хэммом. Это шоу заработало уйму премий и шло на «AMC» 9 сезонов, поставив точку в 2015-м. Пожалуй, Вайнер – один из самых титулованных шоураннеров Голливуда, у него 9 премий «Эмми».
Чак Лорри усвоил теорию Большого взрыва
Чак Лорри в студенчестве хипповал и сам признается, что, учась в университете, больше внимания уделял рок-н-роллу, ЛСД и «косякам». Может, какие-то случаи из жизни вошли в его легендарный ситком «Два с половиной человека», ведь герой Чарли Шина тот еще мазурик? А начинал Лорри с «производственной» драмы «Грейс в огне». Хотя нам больше всего нравится другой его сериал, «Теория Большого взрыва», которую планируется завершить через год с небольшим 12-м сезоном. Он успел обзавестись спин-оффом «Детство Шелдона». Естественно, его тоже транслирует (как и «Теорию»), «CBS», и шоураннер у ситкома про школьные годы гения-«ботаника», конечно, Чак Лорри. Его стиль легко «вычислить», к тому же в конце каждого эпизода своих сериалов он размещает так называемую «карточку тщеславия», в которой делится с аудиторией своими мыслями и достижениями.
Грег Дэниелс и Марк Шур открыли парки и зоны отдыха
А вот и еще одни творцы культовых ситкомов, Грег Дэниелс и Марк Шур, набивавшие руку на популярном скетчевом шоу «Субботник вечером в прямом эфире». Какое-то время они работали порознь (в частности, Дэниелс был занят сценариями «Симпсонов»), а в 2005-м году объединили усилия и создали первый завоевавший любовь публики американский мокьюментари-сериал (ремейк британского) «Офис». Причем версия Дэниелса/Шура со Стивом Кареллом оказалась занятнее оригинала. Затем пришел черед «Паркам и зонам отдыха», в которых стиль псевдодокументалистики совсем не раздражает. Шоу о трудоголике-чиновнице несуществующего городка Пауни Лесли Ноуп (Эми Полер) и его коллегах шло 7 сезонов и завоевало ряд наград, включая «Золотой глобус» и премию «Выбор телекритиков». На данный момент дуэт шоураннеров распался: Дэниелс сотрудничает с комиком Луи Си Кеем, а Шур – с Чарли Брукером.
Ной Хоули отправился в Фарго
Криминальная черная комедия «Фарго», вдохновленная одноименным оскароносным фильмом братьев Коэнов произвела эффект разорвавшейся бомбы. Зрители, затаив дыхание, следили за страховщиком (Мартин Фриман), которому сходили с рук одно убийство за другим (1-й сезон), потом наблюдали за разборками двух банд (2-й сезон), и, наконец, переживали за судьбину несчастного инспектора по надзору (Юэн МакГрегор), который мыкается по сравнению с более успешным братом-дельцом (3-й сезон). Все это придумал и осуществил шоураннер Ной (или Ноа) Хоули, начинавший как сценарист процедурала «Кости». На второй сезон продлен еще один сериал Хоули – ни на что не похожий, абсолютно хулиганский и «мозговыносной» комикс «Легион» с Дэном Стивенсом.
Брайан Фуллер поладил с Ганнибалом
Брайан Фуллер, несмотря на его давнее и серьезное увлечение всем макабрическим (и связанным со смертью), кажется «всеядным» шоураннером. У него в арсенале и хорошо принятая адаптация «Американских богов» Нила Геймана, и быстро сдувшееся (не по вине Фуллера) шоу «Герои», и экстравагантный мини-сериал «Чудопад», и совсем новая научная фантастика с феминистическим уклоном «Звездный путь: Дискавери», за которой Фуллер был закреплен (но ушел к «Богам»). Однако излюбленную свою тему Фуллер время от времени холит и лелеет. Например, в шоу «Мертвые, как я» главная героиня «работает» жнецом, собирающим души, в ослепительно яркой (но черной!) комедии «Мертвые до востребования» пекарь/пирожник (Ли Пейс) может оживлять покойников, ну, а про мрачную эстетику «Ганнибала» с Миккельсеном и говорить не приходится! Стиль Фуллера читается на «раз»: посмотрите хоть один эпизод «Американских богов» и «Ганнибала», и мигом сообразите, о чем мы!
Райан Мёрфи: и поет, и пугает!
Самым успешным и плодовитым шоураннером Голливуда многие считают Райана Мёрфи – столько интересных сериалов вышло из-под его «крыла», а главное – все такие разные! В 2003-м году Мёрфи поразил и шокировал зрителей откровенной комедией «Части тела», в котором перед нами прошла череда озабоченных внешностью дамочек (и не только), а балом правили два харизматичных пластических хирурга, просто душки! Потом родился союз Мёрфи-Брэд Фалчук-Йэн Бреннер, которые в 2005-м году запустили сериал-мюзикл «Хор» («Лузеры»), шедший целых десять лет. Наверное, нет хита, который бы не перепели его герои! Это – дань собственной хоровой юности Мёрфи. Но еще больший фурор произвела антология Мёрфи-Фалчука «Американская история ужасов», седьмой сезон которой вот-вот завершится. Правда, более удачными считаются первые четыре-пять. После были бесшабашно-смешные (но кровавые) «Королевы крика» с Эммой Робертс и Джейми Ли Кёртис, шоу пародировало олдскульные ужастики. Новое детище Мёрфи, основанная на реальных событиях «Американская история преступлений» уже собрала урожай за первый сезон и готовится «убить» Джанни Версаче (второй сезон выйдет в начале 2018-го). В 2017-м любителей Золотого Голливуда порадовала «Вражда» (первый сезон воскрешал лютую ненависть Бетт Дэвис к Джоан Кроуфорд и наоборот), следующей частью этой антологии будет рассказ о взаимоотношениях леди Дианы и принца Чарльза. Кстати, Мёрфи хорош и как режиссер: его телефильм «Обычное сердце» получил «букет» номинаций и наград, Марк Руффало был отмечен премией Гильдии киноактеров, Мэтт Бомер заработал «Золотой глобус», а все шесть центральных исполнителей были выдвинуты на «Эмми».