Мастэктомия: страхи прочь

Здоровье
2699

Еще недавно весь мир обсуждал новость: первая голливудская красавица Анджелина Джоли согласилась удалить обе молочные железы. Даже несмотря на строгие медицинские показания такое решение может стать одним из самых трудных в жизни женщины. Но сейчас, глядя на актрису, чьи формы по-прежнему великолепны и рядом с которой по-прежнему влюбленный в нее мужчина, трудно поверить, через что ей пришлось пройти. Ее опыт вдохновляет женщин мира внимательнее относиться к своему здоровью. И доказывает: удаление одной или двух молочных желез – вовсе не приговор. И уж точно не причина прятать свое тело.

Побороть шок

С раком груди сталкивается каждая восьмая женщина в мире. В России ситуация осложняется тем, что у нас менее развита ранняя диагностика. Вместо полноценной маммографии в качестве профилактических мер врачи чаще используют ультразвук, а то и вовсе простой осмотр молочных желез. 

Увы, даже внимательное наблюдение за собственным самочувствием не гарантирует, что враг будет опознан вовремя. На начальном этапе опухоль (1–2 см), как правило, никак не влияет на самочувствие. А на последующих стадиях заболевания врачам часто приходится прибегать уже к радикальным методам лечения, которые включают частичное или полное удаление тканей груди. И тут может впервые прозвучать это страшное слово: мастэктомия.

По понятным причинам объявление о необходимости операции вызывает у большинства женщин шок. Тут же возникает тысяча вопросов, и среди них отдельно стоит вопрос эстетики. Плавные изгибы груди считаются символом женственности и сексуальности, и страх лишиться их навсегда может привести к сильнейшему стрессу. 

В этой ситуации очень важно, чтобы врач помог пациентке справиться с тревогами, сразу же предоставив ей подробную консультацию о современных возможностях реконструкции груди. В конце концов, современная медицина научилась творить почти чудеса.

Вернуть груди прежнюю, красивую форму

Противопоказаниями к реконструкции груди могут быть либо прогрессирование опухолевого процесса, либо тяжелая соматическая патология, создающая угрозу для жизни в ходе операции. В остальных случаях выбор – восстанавливать или не восстанавливать грудь – зависит только от желания пациентки.

Хорошо, когда молочную железу удается сохранить. При этом хирург удаляет только часть груди с опухолью и прилегающими тканями, после чего требуется лишь воссоздать форму. Чаще всего для этого используются либо собственные жировые ткани пациентки (липофилинг), либо имплантаты (протезирование). Существуют и другие методы. Чтобы определить, какой будет оптимальным, онкопластический хирург должен изучить состояние здоровья пациентки, строение ее тела и образ жизни.

В случаях, когда женщина прошла через полное удаление молочных желез, реконструкцию проводят не раньше, чем через год после операции. Разумеется, наиболее востребованы техники с использованием собственных тканей, при которых воссозданная грудь почти полностью идентичная натуральной, такие как TRAM, DIEP и LD-реконструкции. Их главное различие в том, с какого участка берется кожно-мышечный лоскут для пересадки: с живота или со спины.

При TRAM-методе на грудь пересаживается лоскут кожи, взятый с живота вместе с мышцей и кровеносными сосудами. Этот метод очень популярен, поскольку ткани живота хорошо приживаются и на ощупь практически не отличаются от естественной молочной железы. Альтернативный метод – DIEP. При нем брюшной мышцы в лоскуте нет, а потому восстановление после DIEP-операции протекает легче и быстрее.

В случаях, когда нужно восстановить грудь небольшого размера пациентке, у которой нет излишков кожи и жира на животе, врачи используют LD-реконструкцию. При ней лоскут с жировой клетчаткой и мышечной частью берут со спины. Этот метод нравится женщинам еще и потому, что шрам на спине гораздо меньше и не так заметен, как на животе. Иногда, чтобы сохранить симметричность, донорские лоскуты берут сразу с двух сторон спины.

После того, как ткани молочной железы полностью приживутся – то есть спустя два-три месяца после операции – можно приступать к финальным, косметическим штрихам. Из окружающих тканей врач формирует сосок и рисует вокруг него ареол с помощью особого татуажа. Таким образом, после удачного восстановления груди внешне она практически не отличается от натуральной.

Как вернуть груди чувствительность?

В Финляндии, славящейся своей чистой экологией, проблема рака груди стоит так же остро, как и в остальных странах мира. Однако именно там получены одни из лучших в мире результатов по излечиванию от рака: выздоравливают более 70% пациенток. При  этом победа над опухолью – это только первый этап лечения. Врачи постоянно ищут способы облегчить и ускорить процесс возвращения пациентки к привычной жизни.

Так, с 2001 года финские врачи искали способ вернуть чувствительность коже груди после реконструкции. Грудь – одна из самых восприимчивых зон женского тела. Вернуть ей способность чувствовать тепло и холод, прикосновения любимого человека – означает вернуть женщине полноту ощущений и повысить удовольствие от жизни в целом.

Обнадеживающие новости пришли из финского города Савонлинна. Там, в одной из клиник пластической хирургии, разработали уникальную в мировой медицине микронейроваскулярную технику, которая позволяет вернуть высокую чувствительность восстановленной груди.

О том, как работает эта техника, рассказывает Хелена Пуонти –  заслуженный микрохирург и эксперт по реконструкции и восстановлению груди, главный врач финской клиники пластической хирургии «Хелена».

«Новый метод заключается в том, чтобы при пересадке донорского кожно-мышечного лоскута с передней части живота соединить его нервные окончания с нервными волокнами в груди. Операция эта – ювелирная, и проводится с использованием точного компьютерного оборудования. В результате нервные каналы в молочной железе восстанавливаются, и кожа пересаженных тканей снова становится чувствительной». 

Инновационный метод, разработанный в Финляндии, полностью доказан и уже с успехом применен для многих пациенток. Он дарит новую надежду каждой женщине, у которой диагностировали рак груди. Перспектива мастэктомии перестает быть такой пугающей, ведь операция больше не лишает женщин возможности выглядеть и чувствовать себя так, как они сами желают.

Дизайн — Жанна Травкина