Можно ли вылечить рак и сохранить грудь?

Здоровье
2932

Рак молочной железы – самое распространенное онкологическое заболевание среди женщин. Только в этом году полтора миллиона женщин во всем мире столкнется с этим диагнозом. И почти половине из них в ходе лечение придется пройти через мастэктомию – то есть удаление молочной железы.

Всегда ли необходимы такие радикальные меры? Можно ли победить болезнь и при этом сохранить грудь? Рассказывает заслуженный микрохирург и онколог Финляндии, доктор Хелена Пуонти.

По моему опыту, в 40% случаев мастэктомия действительно необходима. Речь идет о пациентках, чья опухоль имеет широкое распространение или много очагов, распространенных по всей груди. Тогда невозможно иссечь опухоль «в пределах здоровых тканей» – с достаточным запасом здоровых тканей в краях резекции, чтобы убедиться, что опухоль не продолжит расти, и сохранить приемлемую форму груди.

Также при наследственном риске возникновения рака молочных желез важно убрать всю ткань железы как можно тщательнее. В таких случаях мы отделяем и сохраняем кожные покровы над молочной железой и во время этой же операции восстанавливаем форму груди.

Иногда удаления молочной железы можно избежать. Например, если выявлен изолированный опухолевый узел, то, даже если он умеренно большого размера, есть возможность его резецировать в пределах здоровых тканей с хорошими краями резекции, а затем восстановить форму груди, используя оставшиеся ткани молочной железы с помощью онкопластических хирургических методик. Это означает, что грудь будет реконструирована из имеющихся на месте тканей. Иногда целесообразно уменьшить грудь, в которой была опухоль, и одновременно провести коррекцию асимметрии с другой стороны. После того, как пластические хирурги стали принимать участие в операциях по лечению рака молочной железы, количество реконструктивных операций в нашей стране значительно уменьшилось.

В редких случаях, уже после операции, по результатам гистологического исследования обнаруживают, что в краях вокруг резекции остались опухолевые клетки. Тогда, как ни печально, необходима повторная операция, возможно, и мастэктомия, поскольку самое главное – вылечить пациентку.

Качественная предоперационная диагностика очень важна. С ее помощью врач может спланировать наилучший вариант хирургического лечения для каждого пациента в зависимости от стадии заболевания. Нужно знать точный размер опухоли и ее локализацию – чтобы аккуратно и радикально удалить ее из груди. Если вы сомневаетесь в том, что радикальная мастэктомия – единственный выход, стоит обратиться к другому врачу и выслушать второе мнение.

Органосохраняющая операция имеет ряд преимуществ. Она менее инвазивна, оставляет меньше следов, и после нее женщины не испытывают стягивания от шрамов и болей, возможных после мастэктомии. Наконец, несмотря на то, что сейчас можно успешно восстановить форму и симметрию груди путем реконструктивной операции, любая женщина согласится, что своя грудь все-таки лучше протезов.

После органосохраняющей операции риск продолжения роста опухоли ничуть не выше, чем после мастэктомии. К такому выводу пришли финские врачи, наблюдая за большим количеством пациенток в течение 20 лет. Если органосохраняющая резекция произведена с хорошими краями резекции, то риск продолженного роста опухоли после такой операции ничуть не выше, чем после мастэктомии. Достичь этого можно, точно проведя диагностику перед операцией и спланировав лечение.

Даже после органосохраняющей операции возможны осложнения. В отдельных случаях – если хирург удалил большой объем тканей, а также после радиотерапии и реконструктивных операций, может начаться застой лимфы, то есть лимфостаз. Обычно эти проявления умеренные и вскоре проходят, но в редких случаях они могут стать причиной серьезных проблем. Также после операции у пациентки могут быть боли в области груди. Однако по статистике после органосохраняющих вмешательств они меньше, чем после мастэктомии.

Также надо учесть, что после органосохраняющей операции назначают радиотерапию. А она ведет к изменениям, которые нарушают процесс выработки грудного молока.

Готовясь к операции, побеседуйте с врачом. Получите от него всю возможную информацию и обсудите все возможные проблемы, чтобы из всех альтернатив лечения совместно выбрать наилучший путь. Чем больше альтернатив, тем дольше обсуждение всех вариантов, результатов и последствий. Такие беседы могут продолжаться по нескольку часов, но они крайне важны, поскольку помогают пациенткам узнать, что им предстоит и к чему нужно готовиться. Первая встреча с врачом – это уже начало пути к излечению от рака.


Дизайн — Жанна Травкина