Модельный бизнес и социальные сети: друзья или враги?

История моды
3101

В 2016-м году рассуждать о положении дел в модельном бизнесе без упоминания социальных сетей невозможно. Топ-модели образца второго десятилетия XXI века – Кендалл Дженнер и Джиджи Хадид – своей карьерой обязаны Инстаграму и  фолловерам, неустанно ставящим лайки под их многочисленными публикациями. 

 

Twitter, Instagram, Snapchat и прочие «ярмарки тщеславия» специально созданы для того, чтобы разогревать, а потом поддерживать на температуре кипения, интерес широкой общественности к персоналиям с капиталоемким медийным весом. И девушки, грезящие о подиумах, активно этим пользуются. Плюсы того же Инстаграма очевидны. Во-первых, это площадки, на которых потенциальные модели могут опровергнуть закрепившуюся за манекенщицами репутацию «вешалок».  Во-вторых, у моделей-«личностей» к старту их карьеры во «взрослом мире» уже налажен прямой канал коммуникации с поклонниками-подписчиками. 

Но давайте начистоту: способность делать удачные селфи и умение позировать перед профессиональным фотографом – две большие разницы. Даже, если смартфон снабжен самой навороченной камерой, а черты лица «звезды» безупречны настолько, что хочется взяться за цветные карандаши. В мире «серьезных людей», там, где правят бал Vogue и Harper’s Bazaar,  Патрик Демаршелье и Стивен Кляйн, живут и работают по совершенно иным законам.  Хотя, конечно, можно вспомнить Надю Бендер и Шона О’Прая, замеченных скаутами на Facebook и MySpace. Но это скорее исключение, чем правило. Если вдуматься, все эти аккаунты с многомилионными подписчиками и лайками напоминают мыльные пузыри, унесенные digital-волной  прочь от мира реальных вещей. Не говоря уже о том, что количество просмотров, комментарии и прочие проявления insta-жизни, зачастую являются лишь результатом умелой работы знающих свое дело умельцев.  

 «Не гонялся бы, ты, поп, за дешевизной»… эти строчки из известной сказки в последнее время все чаще приходят в голову. Происходит это потому, что большинство модных брендов следуют логике, согласно которой, чем больше у модели подписчиков, тем выше ее капитализация.  И как раз в этом кроется главная проблема. Отныне карьера в модельном бизнесе все чаще ставится в прямую зависимость от ее способности аккумулировать лайки и создавать медийный шум. Вопрос таланта и прочего набора качеств, делающих из обычной девушки королеву подиума, отходит на второй план.  

Теперь на кастингах стало распространённой практикой  демонстрировать не только свои природные данные, но  и проходить кастинг «социальный». Наличие Инстаграм с внушительным количеством восторженных подписчиков превратилось чуть ли не в главное конкурентное преимущество.

И это вызывает беспокойство. Ведь в конечном итоге, репетиционные убытки несет индустрия в целом. В погоне за аудиторией, утрачивается понятие профессионализма, от чего страдают и fashion съемки, и модные показы, и репутация брендов. Само понятие «модели» девальвируется до статуса «Insta-girl». Да и какой процент действительно талантливых, одаренных внешне девушек, может похвастаться внушительным числом фолловеров?

Само собой, «продажа» вещей всегда была неотъемлемой честью работы модели. Но одно дело продавать вещи, и совсем иное – продавать самих себя. Одно дело – выстроить взаимоотношения с фотографами, стилистами и дизайнерами, и совсем другое – поднатореть в селф-промоушене, не прикладывая к этому никаких усилий. Сегодня, если вы не появляетесь со своими 140 символами в Твиттере, не пишите блоги, не снимаете трансляции и не публикуете фото в нон-стоп режиме, вы рискуете стать невидимкой или, что еще хуже, упускаете возможности, за которые обязательно ухватятся те, кто принял правила игры. 

Начинающая манекенщица, неискушенная «ярмаркой тщеславия», конечно,  может заполучить приглашение принять участие в показе или в фотосессии для глянца, но для того, чтобы подняться на следующую ступень карьерной лестницы  - там, где контракты с крупными beauty-брендами, модными домами и ведущими изданиями – нужно идти в социальные сети. 

При всем при этом есть и хорошие новости. Набирающая силу ностальгия по эпохе  супермоделей 1990-х и регулярно вспыхивающие искры недовольства современными «инста-селебритис» вселяют оптимизм, давая надежду на то, что аудитория со сложившимся положением вещей мириться не собирается. По-прежнему существует запрос на так называемый «timeless image» модели, на тот образ, который даже спустя 20 лет не выйдет из моды. 

Дизайн — Жанна Травкина