Многие режиссеры не могут удержаться от соблазна показать себя знатоками изобразительного искусства и вставляют в свой фильм сюжет того или иного шедевра живописи. Впрочем, публика не в обиде: кадр (вернее, ожившее полотно) получается выразительным, а зрители имеют возможность (в свою очередь) продемонстрировать собственную эрудицию. Вот 10 киносцен, которые режиссеры позаимствовали у великих художников.
«Свобода от страха» и «Империя Солнца»
Военная лента Стивена Спилберга «Империя Солнца» прославила и самого режиссера (тогда он еще не был воротилой кинобизнеса-миллиардером), и юного исполнителя главной роли (оставшегося без родителей во время Второй мировой мальчика) Кристиана Бэйла. Но мало кто подозревает, что одна из сцен картины – это «слепок» с полотна американского художника Нормана Роквелла «Свобода от страха», на котором родители укладывают в кровать своих детей.
«Рождение Венеры» и «Приключения барона Мюнхгаузена»
Актриса Ума Турман ассоциируется у нас со многими интересными образами, включая Черную Мамбу из дилогии Тарантино «Убить Билла» или Медузу Горгону из фэнтези «Перси Джексон и похититель молний». Но карьера Турман началась давно – в 1988-м году, когда она появилась в нескольких фильмах («Опасные связи», «Джонни, будь умницей» и «Приключения барона Мюнхгаузена»). Последнюю ленту снял Терри Гиллиам известный своим тщательным подходом к визуальной составляющей кино. Гиллиам воспроизвел картину Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» (1480-е годы) и заставил обнаженную, с распущенными волосами, Турман «выплывать» на раковине из пены морской, вот что получилось.
«Офелия» и «Меланхолия»
Полотна прерафаэлитов нередко были связаны с сюжетами тех или иных произведений, есть, например, шедевр «Леди из Шалот» Уотерхауса, «Смерть Ромео и Джульетты» или «Офелия» Джона Эверетта Милле.
А вот сама «Офелия» (или, другое название, «Смерть Офелии»), написанная художником в 1852-м году, вдохновила датского постановщика и сценариста Ларса фон Триера на сцену в фильме-фантасмагории «Меланхолия», где в образе Офелии, плывущей по ручью с цветами в руках, предстала героиня Кирстен Данст.
«Бонапарт на Сен-Бернардском перевале» и «Мария Антуанетта»
Данст сыграла заглавного персонажа исторической драмы-байопика Софии Копполы «Мария Антуанетта», отмеченной «Оскаром» за изысканные костюмы. Дочь Френсиса Форда Копполы умеет выстраивать поразительный видеоряд и славится искусным подбором цвета в кадре. София – девушка эрудированная, и в «Марии Антуанетте» использовала полотно живописца Жака-Луи Давида «Бонапарт на Сен-Бернардском перевале».
Вместо Наполеона на вздыбленном белом коне восседает фаворит королевы граф Ферзен (Джейми Дорнан).
«Рассвет» и «Клетка»
Еще один постановщик, который поразительно выстраивает композицию в кадре и обожает всякого рода визуальные игры и эффекты – Тарсем Сингх. Его кинодебютом стал триллер 2000-ного года «Клетка», рассказывающий о психиатре Кэтрин (Дженнифер Лопес), пытающейся проникнуть в мозг маньяка Карла. Тот находится в коме, но до сих пор не найдена последняя жертва – пленница преступника. Герой Винса Вона оказывается в психопатическом подсознании Карла и там видит трех незнакомок, словно сошедших с картины норвежца Одда Недрума «Рассвет». Кстати, полотно 1990-го года принадлежало Дэвиду Боуи.
«Смерть Марата» и «О Шмидте»
Если вернуться к творчеству французского неоклассика Жака-Луи Давида, то самая известная его работа знакома даже школьникам – по курсу истории. Это «Смерть Марата», воспроизводящая гибель героя Великой Французской революции, зарезанного в собственной ванне Шарлоттой Корде.
В 2002-м году постановщик Александр Пэйн снял трагикомедию «О Шмидте» с Джеком Николсоном в заглавной роли. Одна из сцен фильма повторяет «Смерть Марата» (правда, ипохондрик-страховщик жив, он просто задремал).
«Портрет журналистки Сильвии фон Харден» и «Кабаре»
Снимая свой оскароносный мюзикл «Кабаре» (1972-й год), Боб Фосси тоже не удержался от желания процитировать художника. В одной из гостий заведения, где выступают женоподобный конферансье и певица Салли (Лайза Миннелли), легко узнать героиню картины немецкого экспрессиониста, жившего в одну эпоху с персонажами фильма, Отто Дикса – журналистку Сильвию фон Харден (портрет 1926-го года). Те же дымящаяся сигарета, поза, монокль, прическа и столик с бокалом и портсигаром. Что ж, дама отлично вписалась в обстановку кабаре времен Веймарской республики!
«Тайная вечеря» и «Виридиана»
«Тайная вечеря», знаменитая фреска Леонардо да Винчи, созданная гением Возрождения в конце XV века, украшает стену трапезной миланского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие, к ней ежедневно устремляются толпы поклонников живописи. Однако вход ограничен, для того, чтобы лицезреть работу мастера в течение 15-ти минут, нужно заказывать билет загодя. Сюжет фрески хорошо известен – это последний ужин Иисуса Христа с 12- апостолами-учениками.
Интересно, что этот шедевр не раз цитировался многими режиссерами. Аллюзии на него появлялись и в сериалах («Симпсоны», «Южный Парк», «Звездный крейсер Галактика»), и в кино. Одним из первых сцену у да Винчи позаимствовал испанец Луи Буньюэль, вставивший ее в скандальную драму «Виридиана» 1961-го года.
«Тайная вечеря» и «Военно-полевой госпиталь»
Позже та же сцена трапезы была спародирована в черной комедии Роберта Олтмена «Военно-полевой госпиталь» (1970-й годы). Кстати, антимилитаристский фильм, возвращающий нас во времена корейской войны, завоевал главный приз Канн («Золотую пальмовую ветвь») и «Оскар» за сценарий.
«Тайная вечеря» и «Врожденный порок»
А в 2014-м «Тайная вечеря» неожиданно возродилась в детективе американского режиссера Пола Томаса Андерсона «Врожденный порок», в котором главную роль исполнил Хоакин Феникс.