10 клише в фильмах и на ТВ, которые уже всем надоели

Кино и сериалы
1955

Штампов в кино и на ТВ полным-полно – с ними удобнее искусственно растягивать отживший свое сериал или продолжать франшизу, опять-таки, в Голливуде кризис идей, а клише – проверенные сюжетные повороты. Мы видели «повторение пройденного» много-много раз и часто можем легко предсказать, что случится дальше. Однако есть такие клише, которые буквально стоят поперек горла зрителю – ну, сколько еще сценаристы будут эксплуатировать подобные приемчики! Вот топ-10 клише в фильмах и сериалах, которые уже всем надоели.

Магия увольнения

В кино и шоу существует некая магия увольнения. С одной стороны, оно прямо-таки стремительно – и никаких тебе отработок, последних шансов, уговоров (если вы уходите сами). Сгреб канцелярские принадлежности со стола в офисе – и вперед. С другой, увольнение остается неким «волшебным пенделем» для офицеров полиции из убойного отдела. Есть такая примета: если хорошего (но слишком упертого) копа выгнали из «органов» (или понизили до постового, отстранили), он обязательно найдет серийного убийцу и распутает самое сложное дело. И, конечно, вернется на свою должность с почетом. Пример: лишившиеся значков детектива напарники из франшизы «Смертельное оружие» Риггс (Мел Гибсон) и Мёрто (Дэнни Гловер), «высланные» патрулировать улицы. 

Кадр фильма «Смертельное оружие 3»

Эффектное преображение

Следующее клише – «эффект Золушки», когда неприметная (а порой и откровенно некрасивая) героиня претерпевает необыкновенную метаморфозу и становится соблазнительной очаровательницей. Это очень живучий штамп, использованный еще в классике 1950-х, – в мелодраме «Сабрина» заглавная героиня уезжала на учебу, безнадежно влюбленная в богатого плейбоя, а возвращалась красоткой, и теперь уже никто не мог противиться ее чарам. Сабрину играла Одри Хёпберн, с трудом верится, что девушка изначально могла быть гадким утенком. А вспомните Катю из российского сериала (ремейк американского) «Не родись красивой»! Таких Сабрин и Кать в кино и на ТВ пруд пруди. Нередко для «преображения» стоит только снять очки с толстыми стеклами или скобки с зубов.

Сабрина – Одри Хепбёрн

Волшебный макияж

Еще одно клише тоже касается женской красоты. Сколько раз мы наблюдали, как героиня (часто немало «принявшая на грудь»), прокувыркавшаяся в постели  с парнем всю ночь, просыпается свежей и неотразимой. Она словно только что пришла из spa, никаких помятостей на личике, даже макияж на месте (ну, может, они перешли к… основному занятию без поцелуев или у девушки была суперстойкие помада, тушь и тональник!). И часто даже причесочка супер – волосок к волоку. Ну, очень неправдоподобно. 

Кадр фильма «Бриллианты навсегда»

Бомба, обезвреженная на последней секунде

Четвертое клише – частый гость боевиков и детективов. Откуда их герои (хорошие парни, конечно) всегда знают, какой провод нужно перерезать – красный или синий (условно), чтобы бомба не взорвалась? А ведь идет пугающий обратный отсчет, отведенные на подвиг секунды пролетают как… пули у виска. Еще чуть-чуть – все взлетит на воздух! Но не волнуйтесь. Ничего не бабахнет: отсчет остановится на отметке 00:01, то есть за секунду до взрыва. Вас такое не раздражает? Нас – да!

Кадр фильма «Подрывники»

Гандикап для хороших парней

Продолжим разговор о хороших парнях. Им невероятно везет: снаряды бухают где-то позади, ранения случаются только легкие (а что – перемотал руку/ногу грязной тряпкой, и вперед), а враги предпочитают нападать по одному. С первым справился, прискакал второй, бац-бац, и этот уже лежит. Хотя, предполагаем, от пары ударов (которые «хорошие» все же нет-нет, да и пропускают) можно свалиться если не замертво, то без сознания. Однако парни попадаются как на подбор крепкие им нипочем ни боль, не сотрясение мозга, ни переломы. Примеров таких клише море – от франшизы «Крепкий орешек» до «Джона Уика», который нам все же чем-то симпатичен.

Кадр фильма «Крепкий орешек»

Кругом одни «избранные»

Да. Киану Ривз хорошо смотрится в роли бесстрастного киллера, на которого ополчился весь преступный мир. А еще мы никогда не забудем его Нео. «Матрица», эксплуатировавшая штамп об «избранном», была прорывом в стиле киберпанк, за что Вачовски заслужили уважение и почет. Потом мы долго ждали развязки истории о другом избранном, в «поттериане». Хотя, только зашел разговор о крестражах с частицами души злодея, сразу стало ясно: в Гарри застрял один из кусочков этой разделенной души. Клише об избранном хорошо «протащили» (в смысле спародировали) в комедийном сериале «Человек будущего», где спасти цивилизацию должен уборщик исследовательской лаборатории, который только и мог, что управлять джойстиком компьютерной игры.

Гарри Поттер

Якобы обезвреженные маньяки

А как долго мы должны терпеть недоумков из ужастиков? Как иначе назвать героев (чаще героинь) из даже очень известных франшиз («Хэллоуин», «Крик» и иже с ними), которые бьют маньяка по башке, но не удосуживаются ни заглянуть под жуткую маску, ни проверить, дышит ли. И вот ликующий персонаж оглядывается назад – но убийцы уже след простыл, машина (комната) пуста. И, конечно, психопат вот-вот выскочит из-за ближайшего угла, чтобы завершить кровавое дело.

Маньяк из фильма «Крик»

Разглагольствующие злодеи

Хотя, признаться, тупые антагонисты тоже встречаются сплошь и рядом – не только в фильмах ужасов, но и в боевиках, фантастике, детективах. Они – эти маньяки – сплошь страдают от мании величия и испытывают явный зуд от желания поделиться своим планом (по захвату мира или убийству еще десятка человек). И вот эти страшные-престрашные злодеи заводят предфинальную речь, в которой подробно останавливаются на мотивах, целях и задачах – ну точно профессор на лекции! За время страстного спича жертва очухивается окончательно и дает отпор (или к ней на помощь спешат полицейские/друзья/супергерои). Последний такой пламенный монолог привел к фиаско Блофельда (Кристоф Вальц) в 24-м фильме «бондианы» «СПЕКТР».

Блофельд – Вальц

Они возвращаются снова и снова

Буквально на днях, посмотрев очередной эпизод 13-го сезона «Сверхъестественного» (есть такой грех, никак не можем проститься с Винчестерами, они прямо родные нам уже), мы возмущались повторяющимся в шоу штампом. Ведьма Ровена вернулась из мертвых – невредимой, хотя ее разорвал и сжег сам Люцифер. Не в первый раз вернулась – как и ангел Кастиэль, которого уже даже в Пустоту зашвырнули, откуда нет возврата. Но парень – не промах, помешал спать некоему хозяину этого места, и получил «амнистию». А то, что братья Винчестеры (Дженсен Эклс и Джаред Падалеки) несколько раз совершали камбэки (из ада или чистилища), уже в порядке вещей: какой сериал без них? Такие «бессмертные» персонажи – одно из распространеннейших клише. Оно, кстати, порядком испортило финал сериала «Гримм». Что же касается «Сверхъестественного», кого и следует вернуть, так это не Ровену, а ее сына Кроули. Яркий персонаж, столько юмора и харизмы – против такого  использования штампа мы бы даже не возражали!

Ровена вернулась

Смотреть на фото любимой опасно

И последнее клише в нашем списке – его мы много раз наблюдали в военных драмах, а последний раз увидели в первом сезоне сериала «Страйк». Если человек на войне (или в зоне вооруженного конфликта/при выполнении важной миссии) смотрит на фотографию любимой девушки, мамы, жены, ребенка, а еще и хвастается снимком перед сослуживцами, все, персонаж не жилец. Его убьют через считанные минуты. В крайнем случае – как в «Страйке» – он будет почти смертельно ранен, выкарабкается, однако останется изуродованным (это мы не про Страйка, а про его приятеля-военного, знакомого по Ираку).

Убитый в военном фильме

Дизайн — Жанна Травкина