Уэс Андерсон – талантливый сценарист, режиссер, мультипликатор – подарил нам невероятных персонажей «Семейки Тененбаум», очаровательные интерьеры «Отеля «Гранд-Будапешт», заставил посочувствовать юным героям «Королевства полной луны». Немудрено, что этому постановщику нравятся необычные фильмы, причем в самых разных жанрах – от романтической «салонной» мелодрамы и притчи до гангстерского и шпионского триллеров. Убедитесь сами, познакомившись со списком 10 любимых фильмов Уэса Андерсона. Он видел эти шедевры мирового кино на DVD-дисках, часто с комментариями режиссеров или других участников съемочного процесса.
Мадам де… Злосчастные серьги
На диске мелодрамы «Мадам де…» немецко-французского режиссера Макса Офюльса есть пояснения автора романа, по которому снято кино, – Луизы де Вильморен. Ее комментарии понравились Андерсону так же, как и сама история об аристократе и невероятных приключениях, которые пришлось пережить даме из-за сережек, подаренных мужем. Роль мадам де… (графини Луизы) исполнила легендарная французская актриса Даниель Дарьё, ушедшая из жизни осенью 2017-го в возрасте 100 лет. Если вы видели шедевр Озона «8 женщин», то знайте: именно она сыграла предприимчивую бабулю, у которой всегда есть бутылочка спиртного про запас.
Наудачу, Бальтазар. Многострадальный ослик
Притчу Робера Брессона «Наудачу, Бальтазар» мы вспоминали совсем недавно – когда перечисляли любимые фильмы режиссера Билла Кондона. Заглавный персонаж – ослик, которого обожали его первые хозяева-дети, именно они дали животному красивое имя. Правда, дальнейшая жизнь бедного осла не была столь же красивой. Но все невзгоды он принимал с присущим только святым терпением. Андерсон признается, что очень переживал и ненавидел тот момент, когда ослик умирает.
Свиньи и броненосцы. От военных жди беды
Драма японского постановщика «новой волны» Сёхэя Имамуры «Свиньи и броненосцы» настолько поразила (в плохом смысле слова) вышестоящее начальство, что ему какое-то время вообще запрещали снимать кино. Как говорит Андерсон, война не способствовала чудесам – для жителей Токио или кого бы то ни было. В центре сюжета ленты – американские с военной базы в Йокосуке.
Приход к власти Людовика XIV. «Восход» Короля-солнце
Следующий фильм из топа-10 Уэса Андерсона вы вряд ли видели – это телевизионный байопик, снятый Роберто Росселлини (отец Изабеллы Росселлини и муж Ингрид Бергман) по заказу одного из каналов французского ТВ. Комментарий Уэса Андерсона по поводу картины «Приход к власти Людовика XIV» очень любопытен: «Это замечательный и очень странный фильм. Я никогда не слышал о нем раньше. Человек, который играет Луи, не произносит ни одной убедительной реплики – даже для ушей того, кто не владеет французским. И все же он увлекателен. Я смотрел его от начала до финала, который наступил очень неожиданно (я думал, что должно пройти еще часа полтора, пока возникнет строка «Конец фильма»). В основном король просто ходит и выходит из комнаты, одевается и раздевается. Но я хочу посмотреть его снова! Вот что значит – хорошая постановка».
Шпион, пришедший с холода. Классика Ле Карре
«Шпион, пришедший с холода» Мартина Ритта тоже имеется в списке Андерсона. Его тронули слова в интервью Джона Ле Карре (автор оригинала), что Ритт сделал «что-то вроде классики». Главную роль в триллере исполняет Ричард Бёртон, дважды муж Элизабет Тейлор. А если вы раньше никогда не интересовались творчеством Ле Карре, который специализировался именно на шпионской тематике, то наверняка заинтересовались после просмотра сериала «Ночной администратор» с Хиддлстоном.
Друзья Эдди Койла. Как гангстер гангстера предал
А вот и жесткий гангстерский фильм 1973-го года, снятый Питером Йейтсом по дебютному роману Джорджа Хиггинса, – «Друзья Эдди Койла». Заглавный персонаж, жестокий матерый бандит, решил сдать своего покровителя властям, не зная, что тот уже сам стал «тайным агентом» представителей закона. Описывая кино, Андерсон был краток: «Это не оптимистично!».
Взвесь свой риск. Бандит в бегах
Уэс – большой поклонник французского режиссера Клода Соте, поэтому включил в топ любимых фильмов криминальную драму «Взвесь свой риск». Здесь тоже есть опытный гангстер (Лино Вентура), потерявший все, включая жену и напарника. Поэтому Абель вынужден принять помощь от незнакомца (молодой Жан-Поль Бельмондо), грабителя, который втайне восхищается «ветераном».
Обнаженное детство: беззащитность
В списке Андерсона подозрительно много французских фильмов, вот и номер восемь – драма Мориса Пиала «Обнаженное детство». Уэс был очень рад увидеть это душераздирающее кино в коллекции дисков и хочет продолжить знакомство с творчеством постановщика. Дебют Пиала, снятый им в 1968-м году, повествует о беззащитном ранимом мальчишке по имени Франсуа.
Мисима: Жизнь в четырех главах и харакири в финале
Длинная сложная биографическая драма Пола Шредера «Мисима: Жизнь в четырех главах» тоже пришлась по сердцу режиссеру «Отеля «Гранд-Будапешт». Юкио Мисима – противоречивая фигура, он был известным японским писателем, а потом взял в заложники нескольких военных и подговаривал их на государственный переворот. Затея не удалась, и 45-летний Мисима сделал себе харакири.
Ангел-истребитель: ни шагу из комнаты
Интересно, что на днях мы пересматривали романтическую комедию Вуди Аллена «Полночь в Париже», и там есть сцена, когда современный писатель (Оуэн Уилсон), попавший в 1920-е годы, встретился с Бунюэлем. Герой подкинул будущему испано-мексикано-французскому гению идею фильма: несколько человек наслаждаются вечеринкой, а потом собираются домой, но не могут выйти из комнаты, словно их что-то не пускает. У Бунюэля, действительно, есть такое кино, снятое в 1962-м году, и этот фильм – «Ангел-истребитель» – вошел в топ-10 Андерсона, который сказал: «Только что посмотрел «Ангела-истребителя» – впервые, с нечеткого VHS в библиотеке Техаса. Он мой герой. Майк Николс признался в интервью, что каждый день думает о Бунюэле. Я тоже. Ну, по крайней мере, каждые два дня!».