10 любимых фильмов Ксавье Долана

Кино и сериалы
2110

Уже самый первый фильм канадского сценариста, режиссера и актера, тогда очень юного Ксавье Долана «Я убил свою маму» выиграл три приза Каннского фестиваля. У постановщика были хорошие учителя – мэтры мирового кинематографа, чьи работы он впитывал, как губка. Так что в списке 10 любимых фильмов Ксавье Долана – одни шедевры.

Безумный Пьеро: свобода образов

Первый номер топа – криминальная драма Жана-Люка Годара «Безумный Пьеро» с Жаном-Полем Бельмондо в главной роли. Вот что говорит Долан об этой картине: «Конечная свобода. Свобода слов, свобода образов, свобода цветов и свобода любви. Это Годар на вершине своего искусства, вершины его ремесла. Кино, которое никогда ничего не отрицает».

Кадр фильма «Безумный Пьеро»

Шепоты и крики: ожидание конца

А вот и шедевр шведского мастера – «Шепоты и крики», камерный фильм Ингмара Бергмана о трех сестрах и служанке, которые коротают дни в мрачноватом особняке в красных тонах и ждут неминуемой кончины одной из них. Мнение Ксавье: «Впечатляюще, впечатляюще – почти запугивающе. Техника раздувания. Чувствительное и тщательное изображение осязаемой боли, болезни, печали и одиночества».

Кадр фильма «Шепоты и крики»

Запрещенные игры: детская вселенная

Военная драма Рене Клемана «Запрещенные игры» («Оскар» за лучший фильм на иностранном языке) входит в тройку фаворитов Долана среди любовных историй. По словам режиссера, это великолепная последовательность, изображающая выход Франции из нацистской оккупации, подлинное и разумное исследование юношеских нравов, творческое представление детской вселенной, потрясающая грация и поэзия». Игру Брижит Фосси Ксавье называет восхитительной и невероятно зрелой работой и воплощением женственности, хотя ей только шесть лет.

Кадр фильма «Запрещенные игры»

400 ударов: где они прятали камеры?

Ксавье Долан – франкоязычный канадец, уроженец Монреаля, поэтому не стоит удивляться, что среди его кумиров столько французских коллег, особенно представителей Новой волны. Долан потрясающе описывает свои ощущения от их картин: «400 ударов» Франсуа Трюффо. В первый раз я влюбился. И чувствовал себя любимым взамен. В принципе, это мое детство (конечно, с нюансами). Я не уверен, что я не единственный, кто задавался вопросом: где они прятали камеры в моем доме? Жан-Пьер Лео на вершине своей игры, со временем он создал собственные правила игры, собственную школу, он открыл двери многим актерам и актрисам. На самом деле никогда никто не говорил: «Лео настолько плох в том или ином фильме». Нет. Это Лео, вот и все. Кроме того, вы никогда не сможете придумать кого-нибудь, кто заменит его. Никогда. Я не чувствую себя оригинальным, когда говорю, что этот фильм заставил меня пойти в режиссуру. И это все время напоминает мне, сколько еще нужно учиться».

Кадр фильма «400 ударов»

Вкус вишни: о смерти и смысле жизни

Пятый фильм в топе-10 Долана – франко-иранская драма Аббаса Киаростами «Вкус вишни». Ксавье считает, что это великолепное размышление о смерти и смысле жизни, а также о том, как жизнь иногда раскрывает свою красоту – скажем, вкусом вишни, упавшей с дерева, дерева, которое раскачал человек,  планировавший повеситься на ветке, но вдруг вспомнил, смакуя эти дикие ягоды, что жизнь стоит того.

Кадр фильма «Вкус вишни»

Летят журавли: произведение искусства

Приятно, что среди любимых фильмов канадского вундеркинда есть русская (советская) классика, драма Михаила Калатозова «Летят журавли». Долан называет эту картину авангардной и рассуждает о технической виртуозности съемок: «Захватывающие ракурсы, последовательные кадры в лесу (с незабываемыми вращающимися деревьями, растворяющимися друг в друге). Стремительная сцена, когда ведущая актриса погружается в толпу, ища мужчину, которого любит. Мы следуем за ней, и как только она остановилась за забором, мы наклонились и закончили сцену великолепным кадром ансамбля. Превосходное художественное направление, превосходное освещение, занавески, летящие на ветру, скрывающее лицо актрисы, частично освещенные молнией. Настоящее произведение искусства». Правда, Долан невероятно поэтичен?

Кадр фильма «Летят журавли»

До свидания, дети: из школы в газовую камеру

Луи Маль – один из любимых режиссеров канадца, флиртующий с жанрами, пробующий всевозможные вещи, путешествующий по миру. В список избранных фильмов Долана вошла военная – душераздирающая – вещь «До свидания, дети» 1987 года. Это полуавтобиографическая лента, в отрочестве Маль сам был свидетелем того, как нескольких его еврейских сверстников забрали офицеры гестапо, ребят умертвили в газовой камере Освенцима.

Кадр фильма «До свидания, дети»

Красавица и чудовище: революционно

Многие режиссеры, о приоритетах которых мы рассуждали, называли в числе любимых фильмов фэнтези Жана Кокто «Красавица и чудовище». Но именно Долан интереснее всего описывает причины – почему он очарован лентой: «1946 год. Как этот фильм был возможен? Весь этот пар, исчезновение, технические ухищрения, которые сегодня обыденны, тогда были революционны. И это именно то, чем был Кокто. Революционный. Все маленькие умные придумки: люстры, удерживаемые руками сквозь стены, силы зеркал, жемчужины, магнитно притянутые к руке и летающие в конце. 1946! Любить этот фильм, вероятно, является радикальным заявлением о сексуальной идентичности. Я знаю это. Девятнадцать сорок шесть. Да, это верно».

Кадр фильма «Красавица и чудовище»

Дурная ночь: подлинно и интимно

Номер девять в списке Долана – дебют американца Гаса Ван Сента «Дурная ночь» 1985-го года, снятый новичком на свои деньги (22,5 тыс. долларов) и с непрофессиональными исполнителями. Это немудреная история, как герой-гомосексуал увлекся случайно встреченным молодым мексиканцем, не готовым разделить его чувства. Ксавье восхищается коллегой: «Ван Сент – мой герой. Этот фильм – концентрация всех вещей, которые мне нравятся в его творчестве: блестящие игры с камерами, приглушенные и неудовлетворенные чувства, прекрасные автомобильные сцены. Это подлинно, интимно, универсально и не стареет». 

Кадр фильма «Дурная ночь»

Скромное обаяние буржуазии: гармоничное целое

Еще один «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке в топе-10 Ксавье Долана – «Скромное обаяние буржуазии», лукавая сатира Луиса Бунюэля с удивительными поворотами и скрупулезной заботой о деталях. «Группа буржуа пытается пообедать, но им всегда кто-то мешает» – разве может такой синопсис передать глубину шедевра, который Долан описал так: «Каждая из деталей способствует волшебству фильма, создавая гармоничное целое. Особенно интересная, странная и интеллектуальная вещь о состоятельных людях».

Кадр фильма «Скромное обаяние буржуазии»

Дизайн — Жанна Травкина