Как получить «Оскар», если ты – актриса? Все гениально просто – нужно быть… Мэрил Стрип и сняться хотя бы в одном полнометражном фильме за год, тогда номинации почти обеспечена! Вам смешно? Но у Стрип была уже 21 попытка унести домой премию Киноакадемии, и в трех случаях ей это удалось! Причем Мэрил не заморачивается на призах, она просто работает – играет, как может (а может она только восхитительно), а дальше все зависит от фарта.
Недавно приглашения вступить в Американскую Киноакадемию получило рекордное количество деятелей искусства – 928! 49% от числа кандидатов – женщины, 38% – «цветные», так что толерантность и разнообразие, в отсутствии коих академиков упрекнули пару лет назад налицо! К чему приводят подобные игры, и что нужно сделать, дабы получить «Оскар»? Наши рассуждения – не без сарказма, цинизма и шуток, так что просьба не обижаться за кумиров. Хотя в каждой шутке есть доля правды (или доля шутки – если такой вариант крылатого выражения вам нравится больше).
Пожилых белых мужчин сильно «разбавили»
Вначале хотим поподробнее остановиться на пресловутых приглашениях, разосланных в начале лета-2018. Итак, процент дам-потенциальных академиков повысился на 18 (в прошлом году их был 31%), людей с не белым цветом кожи – на 22 (с 16% до 38%). Феминизм и расовое разнообразие процветают, ура! Если бы об этом сказали членам Киноакадемии, «правившим бал» несколько десятков лет назад, они бы (мягко говоря) очень удивились: раньше эта организация состояла (в основном) из белых мужчин среднего и пожилого возраста. Да-да – ну прямо как в этом культовом фильме Люмета «12 разгневанных мужчин»!
А судьи кто?
Кстати, о возрасте. Нам кажется, что в некоторых случаях приглашения пришли раньше, чем люди заслужили какую-никакую, а честь примкнуть к рядам столь почтенной организации. Мы не против слов «молодым везде у нас дорога», однако разве дорос до права считаться академиком 22-летний Тимоти Шаламе? Он очень понравился нам в фильме «Зови меня своим именем», имеет оскаровскую номинацию, однако в 22 года и «в дамки»?! Как он может взвешенно решать судьбы других (а именно это делают академики при главном голосовании года).
Пробуждение силы?
Или британка Дэйзи Ридли, чьи заслуги пока составляет лишь дважды сыгранная роль в саге «Звездные войны». Вы не думаете, что 26-летняя актриса могла бы еще «посидеть на лавке запасных»? То же самое скажем про Дэниэла Калуя, который сыграл только в ужастике «Прочь» (о, еще – пардон – в «Черной пантере»!). Как можно сравнивать их вклад с вкладом в киноискусство Евы Грин или режиссера «Амели» Жана-Пьера Жёне, которые лишь нынче стали кандидатами в членство?
А вот еще одна молодая кандидатка – Хлоя Грейс Морец (21 год), но она снимается чуть не с пеленок и на экране выглядит куда талантливее Ридли, возможно, тут как раз принцип про «дорогу» срабатывает! Хорошо, завязываем ворчать с членством/нечленством и вырабатываем инструкцию – как получить «Оскар». Мы не станем размениваться по пустякам, рассмотрим лишь актерские премии и главную статуэтку – за лучший фильм года.
Не плачь, Лупита!
Что нужно мужчине-актеру для взятия этой вершины? Сейчас (как нам кажется), достаточно быть темнокожим. Тот же Калуя убедительно плакал в ключевой сцене ужастика «Прочь», сам фильм нам понравился, но выдвигать британца на «Оскар»? Увольте! В прошлом году (на волне все еще кипевшего негодования про отсутствие разнообразия) ситуация с актерскими номинациями сложилась очень любопытная. Тут впору уже белым вопить о дискриминации! Лучшие актер и актриса второго плана – Махершала Али («Лунный свет») и Виола Дэвис («Ограды») плюс присутствовавшие в номинациях «небелые» Рут Негга, Дев Патель, Дензел Вашингтон, Наоми Харрис, Октавия Спенсер.
И еще – считайте нас расистами, но Лупита Нионго, вырвавшая победу за дебютную роль истерящей девушки-жертвы с плантации («12 лет рабства») – это перебор!
Состояние крайнего истощения (психического, в том числе)…
Ладно, оставим в покое цвет кожи, все же Али был хорош, да и Дэвис – актриса выдающаяся (хотя нынешняя номинация Октавии Спенсер за роль в «Форме воды» – большая натяжка). Мы отвлеклись! Что еще нужно для того, чтобы получить премию в номинации «Лучший актер»? Измотать себя до чертиков! Дэниэл Дэй-Льюис трижды становился триумфатором «Оскара», и каждый раз так вживался в роль (психически и физически), что был на грани помешательства. Эдриан Броуди («Пианист») отрекся от всего имущества и голодал, получил приз, но больше так и не смог проявить талант (может, его и не существовало?). Леонардо ДиКаприо номинировался за куда более яркие роли, а получил «Оскар» только после того, как замерзал в снегу и ел сырую (фу!) печень: издевательство для вегетарианца.
… и Джокер в рукаве
Мэттью МакКонахи зверски похудел («Далласский клуб покупателей»), Эдди Редмэйн полфильма был скрюченным из-за неизлечимой болезни персонажа («Вселенная Стивена Хокинга»). А Гари Олдман, давным-давно заслуживший «Оскар», получил его только нынче (пережив табачное отравление и тонны грима) за «Темные времена» и своего Черчилля.
Самый прискорбный случай – Хит Леджер, так и не выкарабкавшийся из образа Джокера (он подсел на психотропные средства во время подготовки к роли). Правда, он завоевал «Оскар» за роль второго плана и, увы, посмертно. Внимание: молодые мужчины (до 30-ти лет) практически никогда не становятся лауреатами – в отличие от их коллег слабого пола. Ой, мы не против феминизма, вырвалось!!!
Кто на свете всех страшнее?
Что самое ценное в женщине? Ну, кроме доброго сердца, терпения, всепрощения и умения вкусно готовить? Внешность! И киноакадемики очень, очень ценят, когда актрисы поступаются этой внешностью (проще говоря – уродуют себя ради роли)! Хилари Суэнк («Парни не плачут») проходила в «образе» худощавого парня с месяц, даже соседи думали, что это – брат актрисы. Шарлиз Терон («Монстр») набрала лишних килограммов и сделалась уродиной – лесбиянка-убийца Уорнос не блистала красотой.
Энн Хэтэуэй лишилась волос и превратилась в ходячий скелет («Отверженные»). Николь Кидман прицепила длинный нос и бродила сомнамбулой с папироской наперевес («Часы»). Руни Маре, правда, не повезло: она и всё, что можно, и все, что нельзя, проколола, и брови обесцветила, и волосы покрасила, и «ирокез» сделала, и огромную татуху ей рисовали… А бедняжку отметили только номинацией!
Эпик и преодоление. Их унесло ветром
Итак, с актерами все ясно! Приступим к самому главному – эту статуэтку (за лучший фильм) вожделеют продюсеры, но радуется ей вся съемочная группа. Раньше оскароносные картины можно было условно разделить на эпичные («Унесенные ветром»), преодоленческо-вдохновляющие – когда герой борется с судьбой («Малышка на миллион»), тоже преодоленческие, но с участием «нестандартных» персонажей («Форрест Гамп»), очень яркие, наделавшие шума (чаще всего это мюзиклы: «Вестсайдская история», «Моя прекрасная леди», «Чикаго»), военные-страдательно-патриотические («Список Шиндлера», «Английский пациент»). Были, конечно, и исключения, но не часто.
Сейчас ситуация изменилась. Если в фильме нет цветных героев/представителей сексуальных меньшинств (а также, простите, извращений или психоделического бреда)/сильной женщины (и все это касается не только главной категории), то о премии можно даже не мечтать! Проверим?
12 лет в кандалах
2014-й год. «12 лет рабства». Затянутая скучная история о жизни отдельно взятого свободного темнокожего человека, обманом закованного в кандалы и прожившего больше десяти лет рабом на плантации. Единственный, кто поразил, – Майкл Фассбендер, сыгравший озабоченного садистического рабовладельца. Хорошо, американцам до сих пор стыдно за такую жестокую эксплуатацию человека человеком, а мы-то, зрители других стран, при чем? И еще этот Питт с нелепой бородкой, не мог удержаться, что ли?
Майкл Китон с крыльями. Но не ангел
2015-й год. «Бёрдмэн». Стареющий актер, пустившийся во все тяжкие, пытается вернуть былую славу, он страдает раздвоением личности и по-прежнему грешит. Черная комедия? Психоделическая трагикомедия? Если уж на то пошло, лучшей трагикомедией года был «Отель «Гранд-Будапешт». Почему выбрали фильм Иньяритту, не потому ли, что он – мексиканец? Нет-нет, против латиноамериканцев мы тоже не имеем абсолютно ничего! А если уж обсуждать Майкла Китона с крыльями, он нам гораздо более симпатичен в образе антагониста из супергеройского фильма «Человек-паук: Возвращение домой», по крайней мере, на его сеансе мы не уснули.
Похотливые «отцы»
2016-й год. «В центре внимания». Байопик о журналистском расследовании, собравший в прокате 88 млн. долларов. Почему победил? Потому что репортеры вывели на чистую воду католических священников-педофилов: слегка подзабытый случай из жизни. Сексуальные скандалы с недавних пор – это тот еще тренд (простите за цинизм). Хотя реальные газетчики, правда, были молодцы.
Ошибочка вышла
2017-й год. «Лунный свет». Драма о нищем темнокожем гее, настрадавшемся с родительницей-наркоманкой. О, тут все составляющие налицо. А мы так надеялись на победу явного лидера «Ла-Ла Ленда»! Ошибочка вышла. Без комментариев.
Когда дель Торо перебарщивает
2018-й год. «Форма воды». Всем сестрам по серьгам: расовая неприязнь, любовь между представителями… как бы помягче выразиться… разных видов, сосед-гомосексуалист, угнетение слабых, упорная героиня, занимающаяся мастурбацией (!) в ванне (вот к чему такие подробности?). И – как вишенка на торте – танцы в стиле «Поющих под дождем» и ретро-кинотеатр. При всей любви к Гильермо дель Торо, он перестарался. Статуэтку гораздо больше заслужили «Три билборда».
В черной-черной Ваканде…
Нам страшно – что же дальше? Кто получит «Оскар» в 2019-м году? Предполагаем, «Черная Пантера»! Хотя до сих пор существовало неписаное правило: комиксы в номинации «НЕ ПУЩАТЬ». Но для фильма с такими сильными женщинами (Нионго ну очень кстати засветилась) и с полутора десятками темнокожих актеров, уверены, сделают исключение.