7 советов от Джона Фавро, которые помогут снять хороший фильм

Кино и сериалы
1739

Скарлетт Йоханссон уже несколько раз сотрудничала с продюсером, сценаристом, актером и режиссером Джоном Фавро, появившись в его супергеройском кино «Железный человек 2», сыграв в «Поваре на колесах» и озвучив питона Каа в «Книге джунглей». Актриса провела любопытное интервью с Фавро – на конференции Tribeca: Director Series, в результате получилась полезная и интересная «инструкция», 7 советов от Джона Фавро, которые помогут снять хороший фильм.

Режиссер – это родитель и тренер

Когда сына Фавро спросили, что делает его отец на работе, он сказал: «Папа сидит на стуле и смотрит телевизор». Со стороны это, действительно, так и выглядит – режиссер находится на съемочной площадке и наблюдает в видеомонитор за исполнителями, занятыми в сцене. Сам Джон сравнивал функции режиссера с родительскими и наставническими: «Я люблю своих «детей», но каждый из них связан с другими. Это похоже на тренировку хорошей команды спортсменов, таких как «Янки». Вы хотите получить лучшее от ее участников и победить».

Джон Фавро на съемочной площадке

Импровизация и игра на экране – разные вещи, но…

Как и многие актеры в Голливуде, Фавро начинал с импровизации – в Чикаго, там же пробовал себя и как музыкант. Джон подробно остановился на своем периоде скетчей: «Вы не задаете вопросов и не говорите «нет». Изучая импровизацию, я много узнал о написании сценариев, монтаже, режиссуре и актерской игре. Все делают всё. Это очень открытый и творческий процесс. Мы делали эскизные шоу каждую неделю. Приятно было обладать этой свободой, и я не судил себя на ранней стадии. На пленке вы, конечно, можете вырезать то, что не получилось, но актерам нужно учиться разным навыкам. Даже неподготовленные исполнители могут быть хорошими, если они умны, талантливы, и камера им нравится. Они способны понять сцену, сделать что-то, что имеет смысл. Трудно помочь кому-то прочитать сценарий и разобрать его – актеры должны понимать, как люди ведут себя в предложенных обстоятельствах на самом деле. Они должны быть умными, острыми и быстрыми, иметь понимание человеческой природы и яркую искру». Так что хотя импровизация и хорошая игра на экране – две разные вещи, первая поможет второй. 

Джон Фавро в молодости

Провал учит больше, чем победа

Скарлетт Йоханссон задавала Фавро и каверзные вопросы – например, о провале фильма «Ковбои против пришельцев», на что режиссер тоже ответил – пространно и откровенно. «Вы «ездите» на своих победах и на потерях тоже. Хотя потеря сбивает с толку, человек не готов к негативной реакции. Это как долго двигаться по железной дороге, а потом удариться о стену, что, конечно, подавляет. Успех может быть столь же резким. Это гиперреальность – участвовать в процессе и подвергаться воздействию и публичности. Вы не учитесь успеху, это поддельный позитив. Вы учитесь на неудаче. Вам нужно здоровое количество побед и поражений, чтобы расти должным образом. Я не думаю, что развился бы так сильно, если бы у меня не было «Затуры», «Ковбоев против пришельцев» и «Руди». 

Кадр фильма «Ковбои против пришельцев»

Вспомните, что вы – свой любимый режиссер

А вот еще один совет, вывод, сделанный за годы работы в индустрии: «Вначале вы подражаете и подражаете другим постановщикам – пока не сможете импровизировать и придумать свой собственный стиль. Когда я не знаю, что делать на съемочной площадке, я пытаюсь вспомнить, что один из моих любимых режиссеров – Джон Фавро».

Фавро на шоу Джона Киммела

Нужно снимать только фильм, которым вы одержимы

Собеседник Йоханссон соглашается снимать фильмы, которые отнимут два или три года жизни, но которые делают режиссера одержимым. «Я живу, дышу, сплю и мечтаю проектом. Я должен быть полностью погружен в него. Я выпустил «Железного человека», когда в 2007-м вышли «Трансформеры», доказавшие, что визуальные эффекты, действительно, продвинуты и работают, чтобы сделать Тони Старка правдоподобным. И когда на наш «борт» пришел Роберт Дауни младший, все встало на свои места, и у нас появилось много других хороших актеров».

Дауни младший и Фавро с наградами

Прежде чем адаптировать классику, перечислите знаковые сцены

Перед съемками «Железного человека», «Книги джунглей» и «Короля льва» Фавро составил списки самых запоминающихся сцен и моментов, которые зритель должен был увидеть в предстоящих фильмах. Затем режиссер вернулся к материалу и выяснил, что нужно обновлять, что способно измениться, и что можно оставить без изменения. В «Железном человеке» ключевыми стали характерные черты Тони Старка, но Вьетнам в комиксе мог быть заменен на Афганистан. В анимационной «Книге джунглей» Диснея Фавро припомнил, как Маугли взаимодействовал с Каа и медведем Балу – особенно, когда они сплавлялись по реке, и мальчик сидел верхом на медведе. «Король лев» тоже классика, многие зрители выросли на его остроумии. «Мне нужно было досконально изучить сюжетные «зацепки» и мифы, которые поражают до глубины души», – говорит Джон. Режиссер хочет сделать то, что делают большие группы на гастролях, когда они знают, как осветить зал. Или то, что Принц (певец – ред.) сделал на Суперкубке – исполнил хитовую песню так, как вы ее помните, только лучше.

Балу и Маугли в фильме «Книга джунглей»

Прежде чем писать сценарий, возьмите старый блокнот с заметками

Когда Фавро пишет свои сценарии, он достает старомодный черно-белый блокнот со страницами, которые нельзя вырвать (Composition Book), с нацарапанными в нем заметками и идеями. «Хорошо, плохо, я не сужу и не редактирую. Я периодически записываю мысли, потом кладу его и ненадолго забываю о нем. У меня много незавершенных скриптов. Затем я возвращаюсь к заметкам и что-то уточняю. Я никому не рассказываю об этом, но всегда беру блокнот перед написанием сценария».

Обычный блокнот

Дизайн — Жанна Травкина