В сентябре на большие экраны возвратился «Хищник», спорный, но достаточно впечатляющий. Ремейк/сиквел культового боевика, в котором уже не было прежних героев (кроме антагонистов-пришельцев), вызвал дискуссии и получил смешанные отзывы. Об этом фильме (и других, воскрешающих старых монстров) мы и поговорим. Целесообразны ли эти перезагрузки сегодня?
Монстры Юниверсал: образец жанра
Мумия. Задумка была хорошей, однако…
Начнем с «Монстров Юниверсал», долгосрочный цикл ремейков которых был запланирован еще в начале 2010-х. Дебют перезапуска «Темной вселенной» не единожды откладывался, но 2017-й год, наконец, познакомил нас с «обновленной» «Мумией». Очередная экспедиция попадала в пустыню и проникала в «проклятый» склеп. Конечно, они захватили из него трофей – склеп с мумифицированной принцессой Аманет, в свое время заключившей пакт с силами Зла. Как водится, Мумия освобождалась и стремилась осуществить давно задуманное, сея разрушения.
Казалось бы, задумка хорошая, к тому же вместо привычной Мумии-злодея (при жизни – мужчины) нам предложили антагонистку, к которой даже в какой-то момент проникаешься сочувствием. Девушку погребли заживо, а она всего лишь хотела восстановить свои права как наследница фараона – очень по-феминистски! К тому же роль Аманет получила обладательница экзотической внешности (алжирские корни) танцовщица и актриса София Бутелла. Но одного этого (и еще – мощных визуальных эффектов, особенно в сценах разрушения Лондона) оказалось мало. Получился тусклый фильм с невнятным сюжетом, «картонным» протагонистом (Том Круз) и местами размытой графикой. Кино заслуженно получило массу отрицательных отзывов и восемь номинаций на «Золотую малину» (одна выиграла – «Худший актер» Крузу). Эх, Том, у тебя гораздо лучше получается Итан Хант!
Тварь, Человек-невидимка, Человек-волк. Оно нам надо?
То, что этот выстрел получился холостым, заставило студию отодвинуть сроки выпуска других хорроров серии. Хотя, если разобраться, своего рода «сказку» о Твари из Черной Лагуны уже сняли – фэнтези Гильермо дель Торо «Форма воды» явный реверанс в сторону знаменитых монстров, которыми открыто восхищается мексиканский режиссер. Конечно, это не перезагрузка от Юниверсал, но разве они смогут предложить что-то атмосфернее, чем оскароносец дель Торо?
А ремейк «Человека-невидимки» висит на волоске: после порядком подпорченной репутации Джонни Деппа, его странных откровений и скандального развода некогда всеобщий любимец подрастерял поклонников. К тому же недолгая семейная жизнь с Эмбер Хёрд враз состарила бывшего секс-символа, выглядит он плохо и в последнее время снимается в провальных картинах.
Что до «Человека-волка», не так давно уже был создан вольный ремейк – лента про оборотня (под таким же названием) вышла в 2010-м, в ней сыграли Эмили Блант, Бенисио Дель Торо, Энтони Хопкинс. Сюжет катастрофично отдалился от оригинала, да и воплощение было не ахти какое. Поэтому сборы фильма даже не «догнали» его бюджет, а мы слишком скоро позабыли о нем. Проходняк! Господа «перезагрузчики», неужели вы наступите на те же грабли?
Чудовище Франкенштейна и Дракула. Явный перебор
Еще один легендарный монстр Юниверсал – чудовище Франкенштейна, это наиболее часто используемый и переиначиваемый сюжет, даже за последние десять-пятнадцать лет мы несколько раз наблюдали за метаморфозами Создания («Ван Хельсинг», «Я, Франкеншейн» с Аароном Экхартом, «Виктор Франкенштейн» с МакЭвоем и Рэдклиффом плюс «Страшные сказки» на ТВ). И все фильмы были далеко не шедевральны.
Про адаптации истории Дракулы и говорить не приходится – он самый популярный киновампир (и телевампир) всех времен и народов! Нам думается, что лучше Копполы уже никто не снимет, так же был великолепный Гари Олдман!
Чужой. Неубедительная предыстория
Ксеноморф – культовый монстр, пришелец, созданный благодаря стараниям британского режиссера Ридли Скотта, гению швейцарского художника Ханса Руди Гигера и целой команде их единомышленников. Первый фантастический ужастик цикла, Чужой», вышел в прокат в 1979-м году, разом прославив и постановщика, и актрису Сигурни Уивер (Эллен Рипли), и самого Чужого с его мощными челюстями и несколькими фазами развития – от лицехвата до взрослой особи. Когда Скотт вернулся к научной фантастике, пообещав снять приквел к «Чужому» и пояснить, откуда взялись эти космические паразиты, фанаты воодушевились.
Вначале вышел заумный и нудноватый «Прометей» (2012), так сказать, приквел приквела. В финале почти все персонажи (члены космической экспедиции, экипаж «Прометея») погибли, уцелели только археолог Элизабет Шоу (Нуми Рапас) и андроид Дэвид (Майкл Фассбендер). Зрители долго «переваривали» сюжет, а потом вздохнули и понадеялись, что дальше действие, наконец, «раскачается».
В продолжении истории, призванном расставить все точки над i, «Чужой: Завет» (2017), очередная команда астронавтов и ученых оказывалась на незнакомой планете – в ловушке, расставленной… Дэвидом. Не чересчур ли примитивно – свалить все на робота с комплексом Бога? И не слишком ли наивными (для ученых) оказались герои, так глупо ринувшиеся навстречу опасности? И – положа руку на сердце – Кэтрин Уотерстоун далеко не новая Сигурни Уивер! Итог нам известен: «ругательные» отзывы, недовольство и разочарование поклонников.
Хищник. Не культ, но все же…
«Хищник», – пожалуй, самый добросовестно перезапущенный классический фильм. Шейн Блэк (известный, прежде всего, как сценарист культовых комедийных боевиков в стиле бадди-муви «Смертельное оружие») показал, что его стиль по-прежнему свеж и оригинален. В процессе съемок он признался, что вдохновляется «Чужим» Скотта и видит ошибки мэтра, совершенные при создании «Прометея», который проиграл оригиналу по всем статьям. Собрав хорошую команду актеров (но обойдясь без Датча (Арнольд Шварценеггер), которого поначалу хотели ввести в действие – как камео), Блэк не посрамил предшественников. У него получилась новая и достаточно увлекательная история, которая близка первому «Хищнику» и ничуть не огорчила фанатов.
Конечно, то, что «Хищник» образца 2018 года получил смешанные (а не сплошь отрицательные) отзывы – еще не повод ликовать и требовать «продолжения банкета» (хотя продюсеры боевика и пообещали два сиквела в случае успеха ленты). И речь не только о пришельце с дреддами – стоит ли воскрешать культовых монстров, учитывая провал «Мумии» и «беззубые» новые фильмы Скотта с заносчивым Дэвидом? Определенно, не стоит, если подходить к проектам столь же НЕ изобретательно. На одних современных спецэффектах далеко не уедешь, привлеки ты хоть самую наизвезднейшую группу актеров. Нет «цепляющего», интригующего сюжета и грамотной реализации – зрителя в кинозал не заманишь!