10 самых странных фантастических фильмов СССР

Кино и сериалы
545

Эпоха советской фантастики была дерзко открыта черно-белым немым фильмом Якова Протазанова «Аэлита», выпущенным в 1924-м году. Действие картины, частично основанной на романе Алексея Толстого, происходит в Петрограде и на Марсе. С тех пор наши режиссеры много раз обращались к теме космоса, искусственного разума, уникальных изобретений, большинство этих лент – экранизации. Мы выбрали 10 самых странных фантастических фильмов СССР, причем их «странность»   вовсе не означает бездарность или глупость!

Господин оформитель. Сила искусства

Декаданс, дореволюционный Питер, морфий, пугающе реалистичные восковые манекены, невероятный Виктор Авилов и потусторонние силы. Это – первая попытка объединить фантастику и мистику (в советском кино), готичная драма  «Господин оформитель», создатели которой вдохновлялись рассказом Александра Грина. Заглавный герой принимает очередной заказ и встречает в доме богача девушку – она приветлива и кукольно-красива, но вот загвоздка: Платон уверен, что уже встречал ее (модель позировала ему несколько лет назад, а потом умерла от чахотки). 

Кадр фильма «Господин оформитель»

Через тернии к звездам. Вот тебе и Туранчокс

Советский фантастический фильм «Через тернии к звездам» был снят отнюдь не новичком в этом жанре Ричардом Викторовым (он поставил подростковый хит 1970-х, дилогию «Москва-Кассиопея», «Отроки во вселенной»), а сценарий к ленте написал еще более известный человек – Кир Булычев. Но кино вышло местами затянутое, местами чересчур пафосное. Однако в этом довольно странном фильме было три поразительных «магнита»: инопланетная девушка-клон Нийя, алчный злодей Туранчокс и волшебная музыка Алексея Рыбникова. Нийю сыграла обладательница «неземной» внешности модель Елена Метелкина, а карлика-магната – физик-ядерщик и актер Владимир Федоров.

Кадр фильма «Через тернии к звездам»

Дознание пилота Пиркса. Найди отличия!

Советско-польская фантастика «Дознание пилота Пиркса» – достаточно запутанная адаптация произведения Станислава Лема. Честный и прямой Пиркс – участник эксперимента, проводимого под эгидой ЮНЕСКО компанией, разрабатывающей андроидов. Заглавный герой должен стать «лакмусовой бумажкой»: поймет обычный человек или нет, что перед ним – робот? Для этого бедолагу включили в далекую космическую экспедицию, в ее экипаж входят как люди, так и сложные кибернетические механизмы. Сюжет переходит в почти триллерную плоскость, а завершается твистом, которому позавидовал бы М. Найт Шьямалан.

Кадр фильма «Дознание пилота Пиркса»

Молчание доктора Ивенса. Неудачный контакт

Одна из самых уважаемых и знаменитых пар советского кинематографа – Сергей Бондарчук и Ирина Скобцева – сыграли в фантастическом фильме «Молчание доктора Ивенса». Это странное, грустное, таинственное кино, виденное нами в раннем детстве по телевизору. Наиболее сильное впечатление, полученное тогда, – бездонные, гипнотизирующие глаза Оранте, представительницы планеты Орайна (Жанна Болотова). Увы, контакт людей с более высокоразвитыми гуманоидами, разочаровавшимися в землянах, в этом фильме терпит крах. 

Кадр фильма «Молчание доктора Ивенса»

Отель «У погибшего альпиниста». Отрезанные снежной лавиной

Еще одна картина о неудавшемся контакте с внеземной цивилизаций – советский фильм с прибалтийскими актерами «Отель «У погибшего альпиниста». Садясь за эту рукопись, братья Стругацкие хотели создать «эпитафию» детективу. Почти получилось. Экранизация же вышла странной, мутной, холодной (действие происходит в отрезанной от большого мира лавиной горной гостиничке). Полицейский Глебски вынужден добираться до этого богом забытого места после странного телефонного звонка – предполагается убийство. Тут ему предстоит лицом к лицу столкнуться к пришельцами и их подручными-андроидами.

Кадр фильма «Отель «У погибшего альпиниста»»

Бегство мистера Мак-Кинли. Спящие красавцы

Тяжело больной человек, лекарство от недуга которого еще не изобретено, впадает в анабиоз и пребывает в нем, словно Спящая красавица век и больше. Потом «пациента» будят, приводят в чувство, дают долгожданную пилюлю – вуаля, он живет дальше долго и счастливо в дивном новом мире! Так или примерно так рассуждал изобретатель некоего газа, способного сотворить подобное чудо. И тут же в эти «усыпальницы» (сальватории) устремились толпы богачей, жаждущих застать футуристическое завтра. Среди них затесался обычный «маленький» человек: денег нет, а он туда же! Странный фантастический фильм, снятый классиком Михаилом Швейцером, запоминается игрой Донатаса Баниониса, появлением полуопального Владимира Высоцкого и нестандартной ролью Аллы Демидовой: чаще всего она играла аристократок, а тут – уличная шлюшка! 

Кадр фильма «Бегство мистера Мак-Кинли»

Эта веселая планета. Маска, я вас знаю!

Пожалуй, наиболее легкомысленно-странный фантастический фильм СССР – комедия «Эта веселая планета». Инопланетяне Икс, Игрек и Зет, облаченные в соответствующие «космические» одежды, думали, что произведут настоящий фурор своим появлением в научно-исследовательском институте, но их ждал «облом». Ученые мужи и дамы устроили новогодний карнавал и сами выглядели чуднее любых пришельцев. Сейчас об этом кино мало кто вспоминает, но имейте в виду: главная его ценность – культовые песни Давида Тухманова, они очень долго властвовали над умами меломанов. 

Кадр фильма «Эта веселая планета»

Кин-дза-дза. Ничего себе – сходил за хлебушком…

Колокольчики в носу, пепелацы (громоздкие, похожие на ржавую железяку с помойки аппараты), забавные приседания с возгласом «Ку!», чатлане, пацаки, Москва 1980-х, пустынная постапокалиптическая картина далекой планеты. Да-а-а! Культовый советский постановщик Георгий Данелия немало удивил сограждан, выпустив революционную научную фантастику «Кин-дза-дза». Главный персонаж фильма – прораб дядя Вова – пошел в магазин за хлебушком, а оказался (вместе с грузином-студентом) в далекой-далекой галактике и встретился там с чудаками, похожими на бомжей в рванине  (которых сыграли Евгений Леонов и Юрий Яковлев).

Кадр фильма «Кин-дза-дза»

Солярис. Награда или вечный укор?

Два последних фильма нашей подборки – наиболее странные. Они настолько странные, насколько и глубокие, многогранные, до сих пор разбираемые на «цитаты». Оба считаются классикой советской фантастики и шедеврами. Оба снял Андрей Тарковский. Странность и загадочность «Соляриса» по книге Лема заключена в самом сюжете. Представьте себе: вы когда-то, очень давно, сделали больно близкому человеку. Он исчез из вашей жизни. Прошли годы, вас нет-нет, да и покусывает совесть – не сильно, не грызет, а именно покусывает, легонько. И вдруг вы встречаете того самого человека. Вы знаете, что его нет, уверены – нет! Но он приходит снова и снова – как живой укор, от которого нельзя избавиться. Примерно в такой ситуации оказался психолог Кельвин (Донатас Банионис) – как и другие обитатели межгалактической станции над поверхностью планеты Солярис. Фильм венчает музыка Баха и финал, воспроизводящий полотно Рембрандта «Возвращение блудного сына». 

Кадр фильма «Солярис»

Сталкер. Дорога без конца

«Сталкер» – вольная экранизация «Пикника на обочине» (снова Стругацкие), которая далась режиссеру очень тяжело (практически весь фильм полетел в корзину – пленка оказалась засвечена, после чего сцены переснимали по нескольку раз). Что такое «Сталкер»? Это отталкивающе-гениальный Александр Кайдановский, долгое, невыносимо долгое, блуждание среди руин, мусора и грязных луж (это запретная Зона), истерика героини Фрейндлих и… поиски счастья – настоящего, истинного, счастья, исполнения заветной мечты. Конечно, трансцендентных подтекстов тут можно отыскать горы, чем и занимаются (вот уже который десяток лет) поклонники Тарковского. Но разве не странно: три неприятных небритых мужика идут и спорят, спорят и идут… И на пороге – за два шага до загадывания той самой мечты – разворачиваются и идут… обратно. 

Кадр фильма «Сталкер»

Дизайн — Жанна Травкина