Самые спорные концовки фильмов

Кино и сериалы
3907

От финала фильма часто зависит его успех. Неудачной «точкой над i» легко можно разочаровать зрителей, оставить неприятное «послевкусие». Кому из режиссеров хочется, чтобы публика уходила из кинотеатра и плевалась? Спорные концовки фильмов – это и оставляющие больше вопросов, чем ответов, и знаковые сцены, врезавшиеся в память, и слишком шокирующие финалы. Осторожно, в наших рассуждениях притаились спойлеры!

Никакого хэппи-энда!

Культовый фильм Финчера «Семь» – довольно мрачное тяжелое зрелище. Маньяк, возомнивший себя вершителем судеб, убивает «грешников». Он сам и судья, и палач, взявший на вооружение библейские семь смертных грехов (именно за них он и наказывает несчастных). Следствие по делу ведут пожилой детектив Сомерсет (Морган Фриман) и новичок в участке, амбициозный Миллс (Брэд Питт). Когда им удается задержать маньяка (Кевин Спейси), тот приберегает для них страшный сюрприз. Оказывается, «неохваченными» остались два людских порока: зависть и гнев. В качестве завистника преступник предлагает себя, а гнев он вызывает у Миллса, убив беременную жену парня и прислав ему ее голову в коробке. Студия хотела более смягченного, «голливудского», финала, но Финчер оказался непреклонен.

Лента Терри Гиллиама «Бразилия» о мрачном тоталитарном режиме тоже стала культовой. И у нее тоже – одна из самых спорных концовок. Главного героя Сэма Лаури захватили правительственные агенты – они вот-вот начнут пытать бедолагу, но ему удается вырваться. И вот уже Сэм убегает с девушкой своей мечты. Хэппи-энд? Как бы не так! Гиллиам не столь прост, чтобы накормить зрителя «сладким». Оказывается, побег – это лишь фантазии Лаури, и он по-прежнему привязан к стулу…

Переосмысление характера?

Замечательные актеры были заняты в очередной экранизации истории о Супермене: Генри Кавилл, Кевин Костнер, Эми Адамс, Рассел Кроу. «Человек из стали» собрал очень хорошую кассу, но отзывы критиков о ленте были смешанными. Визуальные эффекты комикса поражали, но не все оказались удовлетворены финалом. Им не понравилось, как Супермен расправился со злодеем Генералом Зодом – мол, это противоречит его натуре. Но постановщик Зак Снайдер отстаивает свой выбор, утверждая, что это – переосмысление характера персонажа.

Запутали зрителей

Достаточно сложен для восприятия триллер «Донни Дарко». В нем заглавный герой, которого играет Джейк Джилленхол, знакомится со странным существом – верзилой, наряженным в костюм кролика. Этот субъект (называющий себя Фрэнком) утверждает, что через 28 дней наступит конец света. В финале Донни, который может изменить реальность, возвращается в ночь первой встречи с Фрэнком. Парень погибает – его крышу проломил двигатель рухнувшего самолета. Зато в живых остались подруга юноши, Гретхен, его сестра и мать. Какая реальность и какое развитие событий лучше для персонажей – об этом до сих пор ведутся дискуссии.

К спорным концовкам фильмов можно отнести и финал «Сияния». Этот фильм, снятый Стэнли Кубриком, многие считают одним из величайших в истории кино. Но его «занавес» вызывает вопросы. Сошедший с ума алкоголик-сторож Джек гоняется по огромному отелю за женой и сынишкой, желая их прикончить, и замерзает в лабиринте до смерти. Но затем камера наплывает на фото 1921-го года, и мы видим Джека среди группы сотрудников гостиницы. Некоторые критики считают, что никаких призраков не было, просто Джек и его сын Дэнни свихнулись уже с самого начала. Другие думают, что привидения добились своего, а Джек попал в их ряды.

Так что произошло на самом деле?

В свое время «Ведьма из Блэр» произвела настоящий фурор. Снятая за копейки, эта картина положила начало модному ныне жанру мокьюментари. Конечно, «псевдодокументалка» существовала и раньше, но теперь ее снимают все, кому не лень. Сюжет в ужастике вращался вокруг трех студентов, исследующих миф о ведьме. Финал оставляет зрителей в недоумении: Майк стоит спиной к камере Хизер. Вдруг девушка падает, и все заканчивается.

Оригинальность идеи, визуальные эффекты, харизматичные персонажи во главе с героем ДиКаприо возвели «Начало» в ранг великого кино. Но и тут не обошлось без недосказанности. Кристофер Нолан (и режиссер, и автор сценария) признался, что он намеренно «смазал» концовку. Зрители разделились на два лагеря: одни уверены, что Кобб вернулся к своим детям, другие – что он еще находится во власти сна, и воссоединение с малышами – лишь плод измученного воображения героя. А всему виной – вращающийся в кадре волчок – своего рода тотем, по которому можно было определить, спит его хозяин или бодрствует.

Раз андроид, два андроид…

Научная фантастика «Бегущий по лезвию» рассказывала об охотнике за киборгами. Герой Харрисона Форда в ходе своего расследования влюбляется в девушку (Шон Янг). Но прекрасная Рэйчел оказывается репликантом. Говорят, что имелось сразу пять вариантов концовки. Продюсеры выбрали более, по их мнению, приемлемую – счастливую. Постановщик Ридли Скотт предпочитал альтернативную, в котором будущее Декарда и его любовницы не определено. Но и существующая содержит намек, что персонаж Форда сам может быть андроидом, что еще более запутывает сюжет.

Умереть героем

Шедевр Скорсезе, увы, не сумевший одержать победу в оскаровской гонке 1977-го года (зато получивший золото Канн), тоже приберег для публики сюрприз. Заглавный герой «Таксиста» (Де Ниро) спасает молоденькую проститутку Айрис (Фостер), расстреливая и сутенера, и клиента девочки прямо в борделе. А вот выжил ли он сам – это спорно! Многие считают, что провозглашение Трэвиса героем (и его финальный взгляд в зеркало), – лишь мысли умирающего персонажа, не более.

Коварный М. Найт Шьямалан водил за нос зрителей, пришедших на премьеру «Шестого чувства», а потом просто «добил» их спорной концовкой фильма. Она была действительно шокирующей, постановщик перевернул все с ног на голову. Оказалось, что малыш Коул (Осмент) и правда видит мертвецов, и доктор Кроу (Брюс Уиллис) – один из них. В самом конце Малькольм Кроу осознает этот кошмарный факт и вспоминает, как его застрелил бывший пациент. 

«Я твой отец!»

Одной из самых запоминающихся (и спорных) концовок фильмов стала заключительная сцена Пятого эпизода «Звездных войн» («Империя наносит ответный удар»). Люк Скайуокер, дерущийся с Дартом Вейдером на световых мечах, уверен, что мстит за своего родителя. А злодей вдруг произносит коронную фразу: «Нет, я твой отец». И это оказалось откровением: главный антагонист – тот самый отец Леи и Люка, Анакин, когда-то перешагнувший черту между добром и злом.


Фильмы, которые могут похвастаться глубоким сюжетом

Самые необдуманные моменты в кино

Фильмы, которым бы пошла «открытая концовка»

Дизайн — Жанна Травкина