Как вы думаете, если бы девушка переоделась мужчиной, а потом столь же успешно выдавала себя за человека противоположного пола в течение 20-30 лет, никто бы не раскрыл ее секрет? Ведь дело не только в утягивании бюста, нужно перенять манеры, голос, научиться ловко управляться с одеждой. Сегодня мы расскажем о женщине-феномене, которой удалось морочить головы окружающим десятки лет. Это будет очень необычная страница нашей рубрики «Книга vs экранизация», поскольку рассказ-оригинал почти невозможно найти, он малоизвестен, а фильм прошел по экранам бледной тенью. Мы хотим восстановить справедливость и обратить ваше внимание на ленту «Таинственный Альберт Ноббс», ведь это очень тонкое, без налета на пошлость, кино с участием звезд мировой величины.
Писавший на «неудобные» темы Мур
Вначале – по традиции – об истории создания новеллы и кино. Автор рассказа «Необычайная жизнь Альберта Ноббса» Джордж Огастас Мур был ирландцем, довольно одаренным: неплохо рисовал (водил знакомство с французскими импрессионистами Дега, Моне, Ренуаром и Мане), встречался с Тургеневым, приятельствовал с Оскаром Уайльдом. Мур написал всего несколько произведений, среди которых стихи, драма, новеллы и романы, самый известный, «Эстер Уотерс», трижды экранизирован. Так как автор часто выбирал не самые «удобные» темы, его книги не пользовались спросом у руководства библиотек и букинистов. Ирландия, в которой жил Мур (он родился в 1852-м) была очень религиозной, нетерпимой к «греховному», всему, что касается пола, гомосексуальных и внебрачных связей. Детей у матерей-одиночек отбирали (независимо от сословия) и помещали в приюты (обычно при монастырях). Если женщина была из бедных, ее тоже ждали монастырские стены (там с бедняжками обращались очень жестоко, перевоспитывали). Уяснив все это, лучше воспринимаешь фильм «Таинственный Альберт Ноббс», снятый в 2011-м.
Путь длиной в 28 лет
Дорога к фильму была очень длинной (28 лет) и тернистой. Инициатором съемок выступала театральная и кино-актриса Гленн Клоуз, сыгравшая в спектакле «Альберт Ноббс» еще в 1982-м. Тогда у нее не имелось особых регалий, зато была мечта снять фильм по рассказу Мура и вновь перевоплотиться в Альберта. Первые подвижки появились лишь спустя полтора десятка лет – когда за проектом был закреплен Иштван Сабо. Но даже на малобюджетку средств оказалось недостаточно. Проект был возрожден через еще 13 лет. Клоуз стала сопродюсером, а за режиссерским пультом оказался не очень известный колумбийский режиссер Родриго Гарсиа.
Тут надо пояснить: новелла была небольшой, так что, взяв за основу сюжет рассказа (и главных героев), сценаристы Клоуз, Джон Бэнвилл, Иштван Сабо «нарастили» на скудный скелет «мяса», то есть деталей и событий, о чем в исходном тексте могло быть написано одной-двумя фразами. Но, что очень достойно, мотивы, мысли и устремления заглавного персонажа остались книжными.
Кое-что из жизни отеля «Моррисон»
В нескольких словах о фильме. Нам показывают вторую половину XIX столетия, дублинский отель (скорее, пансион – к гостям тут относятся как к родным, вкусно и обильно кормят, устраивают традиционный маскарад, некоторые постояльцы задерживаются очень надолго). За обслугой (несколько горничных, официантов, кухарка, прачки) зорко следит пожилая ушлая хозяйка миссис Бейкер. Самым исполнительным и надежным официантом, совмещающим еще несколько обязанностей (нужно – он и сапоги почистит, и багаж отнесет, и покупки совершит) считается мужчина средних лет Альберт. Другие официанты и в подметки ему не годятся: пьяница и старик, засыпающий на ходу. Однажды в отель придет маляр Хьюберт Пейдж – покрасить стену, владелица определит его на ночлег в комнату к Альберту. Незваный гость случайно откроет секрет Нобсса: под этим именем много лет живет женщина.
А скабрезностей-то нет!
Несмотря на щекотливую тему, скабрезностей в этом кино почти нет. Даже, если учесть, что и Хьюберт окажется переодетой дамой, живущей… с другой дамой, они лесбиянки, хотя скрывают это от общества. Альберт же, по сути, не прооперированный трансгендер. И те, и другие в XIX столетии могли считаться разве что годными для цирка уродов или как предмет изучения психиатрами. Семья Пейджа показана очень дружной, дом уютным. Просто в свое время лже-Хьюберт натерпелась от мужа и после очередной порции побоев ушла от него, а потом познакомилась с такой же несчастной и одинокой.
Пример Хьюберта и его жены вдохновил ранее не подозревавшего о том, что такое возможно, Альберта. И тот размечтался о собственном браке с милой девушкой – ведь мистер Ноббс всю жизнь откладывал чаевые, прятал их под половицу и каждый день подсчитывал итог. Теперь ему хватит на то, чтобы купить небольшой домик и устроить там табачную лавочку! Вот и невесту подходящую присмотрел: молодая горничная Хелен. Любопытно, что Альберт не думает о Хелен как о предмете вожделения, ему достаточно уюта, который создала бы девушка, да и за прилавком она смотрелась бы просто превосходно!
Гленн великолепная: обидели на «Оскаре»
Не будем раскрывать все тайны героев – мы и так достаточно наговорили! Лучше посмотрим, кто сыграл в фильме основные роли. Начнем, конечно, с зачинщицы и главной звезды Гленн Клоуз. Если вспомнить ее роли соблазнительниц («Роковое влечение») или «хищниц» и модниц («101 далматинец», сериал «Схватка»), то трудно представить себе Клоуз в мужской одежде, с бесцветным постным лицом, короткой стрижкой. Альберт очень неприметен: коротышка, худощавый, внешность обычная, и не запомнишь сразу. Не всякая дама решилась бы на такую метаморфозу! Но недаром гримеры кино претендовали на «Оскар», как и сама Клоуз.
Очень грустно, что статуэтку тогда получила Мэрил Стрип (за роль в «Железной леди»). Горькая ирония состоит в том, что Стрип и Клоуз – подруги и наверняка «болели» одна за другую. И, честно сказать, по глубине погружения в образ Клоуз больше преуспела, так что это явная несправедливость. Кстати, и гримеры, превратившие Мэрил в Маргарет Тэтчер, тоже обошли мастеров по макияжу из «Ноббса».
Солидный маляр «с секретом»
Роль маляра Хьюберта, высокого, крупного, солидного «мужчины» досталась британской актрисе Джанет МакТир (еще одна номинация на «Оскар», за роль второго плана, но награду в этой категории получила Октавия Спенсер). Имеющая более 180 см роста, Джанет – привлекательная женщина с пышными формами, ее, пожалуй, было трудней преобразить в представителя сильного пола. Но даже Альберт, сам находящийся по «ту же сторону» баррикад, не разгадал секрета Хьюберта, пока тот не открылся собеседнику.
Молодые и несчастные: Васиковска и Тейлор-Джонсон
Легкомысленную (в силу юного возраста и наивности) горничную Хелен сыграла Миа Васиковска. Эта героиня хоть и завлекает Альберта (ради выгоды), о совместном счастье с хилым официантом даже не мечтала. У нее есть другой – недавно устроившийся в отель рабочий Джо. Правда, того не устраивает жалкая доля ходить в саже и присматривать за капризным бойлером – он хочет уплыть в Америку и начать все заново. Хелен, по уши влюбленная в Джо, верит каждому его слову.
Неграмотный и невежественный Джо вырос в полной нищете с алкоголиком и драчуном отцом (от побоев остались шрамы), так что его стремление вырваться из «грязи» вполне понятно. Роль Джо, которого выкинули из роскошного отеля, где он был коридорным, и приютили в «Моррисоне» (тут порядки попроще), исполнил Аарон Тейлор-Джонсон.
Хозяйка и ее любимые постояльцы
Расчетливая и хитрая хозяйка, лицемерка и ханжа, пытающаяся в свои семьдесят кокетничать, чтобы не упустить выгодных клиентов, одна из самых отвратительных героинь фильма. Образ этой вдовы-проныры создала актриса Полин Коллинз.
Наиболее колоритным постояльцем «Моррисона» был доктор Холлоран – шумный беззлобный пьянчуга, ухлестывающий за горничной Мэри. Он устал влачить жалкое семейное существование и нашел новый дом в этой гостинице, лоялен с персоналом и поддерживает едва сводящую концы с концами хозяйку. В этом бородатом повесе вы с удовольствием узнаете Грозного Глаза Грюма из «поттерианы», Брендана Глисона.
Кстати, в «Альберте Ноббсе» есть еще один участник франшизы о студентах Хогвартса – Марк Уильямс (сильно пьющий и проматывающий деньги на скачках официант Шон). Виконта Яррела тоже представлять не нужно: весьма развращенного аристократа, устраивающего в отеле оргии с женой и еще одной супружеской четой, сыграл Джонатан Риз-Майерс.
«Маленькие люди» тоже имеют право на счастье
Тот, кто станет выискивать в фильме «Таинственный Альберт Ноббс» только пикантность и лесбийские мотивы, разочаруется.
Но тот, кто готов наслаждаться великолепной игрой актеров (и особенно актрис), будет вознагражден. В целом это кино – душераздирающая история о том, что и «маленькие люди» (Ноббс чем-то неуловимо напомнил героя гоголевской «Шинели») имеют право на осуществление мечты. Гленн Клоуз тоже свою осуществила (хотя Клоуз вовсе не «маленькая», она великая и титулованная звезда, мечта долго «сопротивлялась»). И мы за актрису очень рады.