Аннигиляция: пикник Портман на обочине в декорациях Лавкрафта, но красочней и сюрреалистичней

Книги
2769

То ли цветы, очертаниями напоминающие людей, то ли люди, превратившиеся в цветы; гигантский крокодил с акульими зубами; деревья, сверкающие на солнце ветками из кристаллов, чудовище, напоминающее медведя, из чьей пасти вырывается истошный женский вопль. Вот в таком мире оказалась героиня Натали Портман – Лина из фильма «Аннигиляция». Премьера научной фантастики в России была намечена на март, так что это совсем свежее кино, которые мы с удовольствием представляем вам в нашей любимой постоянной рубрике «Книга vs экранизация».

Два фантаста – это мощно!

О проекте было объявлено еще 5 лет назад – в марте 2013-го, когда студия «Paramount Pictures» и компания «Scott Rudin Productions» приобрели права на роман Джеффа Вандермеера «Аннигиляция». Алекс Гарленд (сценарист «Пляжа» и «28 дней» Бойла и режиссер фильма «Из машины») был нанят в качестве постановщика. Позже он скажет: «Когда я начал работать над «Аннигиляцией», существовала только ее рукопись. Я знаю, что автор планировал трилогию, но не думал об этом, сосредоточившись на первой книге». 

Книга Вандермеера

Гарленд – превосходный писатель и, как оказалось после выхода сюрпризно-потрясающего триллера «Из машины», великолепный визуализатор. Он сам писал сценарий фильма «Аннигиляция», сделав текст более «кинематографичным», и это редкий случай, когда обе вещи – и роман, и кино по-своему хороши. 

Гарленд на съемках фильма

Визуализированный дневник биолога: настоящее искусство

Сравнивать текст и то, что мы видим на экране, сложно: много различий, хотя концепция осталась прежней (женская экспедиция отправляется в Зону Икс на Южном побережье, неизученную и опасную). Если же начать копаться в деталях, то получаем следующее. Группа ученых в романе состояла из четырех человек, в фильме – из пяти, причем специальности нескольких участниц поменялись (вместо антрополога и топографа мы увидели парамедика и геоморфолога, плюс физик). Имена героинь в романе не называются (мы читаем дневник биолога, книга написана от первого лица), в кино все друг другу представлены и неплохо общаются. Экспедиция Гарленда обеспечена мощным оружием, у Вандермеера девушки взяли только старые пистолеты, и те были заперты в ящике. 

В книге о Зоне знали все, она существовала более десяти лет, и кое-кто оттуда вернулся, правда, не мог толком объяснить, что происходило. В триллере Зона – секретный объект, существующий 3 года, все экспедиции пропали без вести. Таких вот различий-«мелочей» масса. Но мы советуем не углубляться в эти подробности, посыл автора ничуть не пострадал. Ну, а визуализировать скупые строки дневника было настоящим искусством.

Экспедиция в Зону

Фильм начинается с того, что нам показывают Лину, профессора биологии, которая находится на карантине и отвечает на вопросы о вылазке в Зону. А дальше это интервью будет перемежаться флешбэками – как все происходило на самом деле. И то, что откроется взору в «мерцании» (так называют Зону), сюрреалистично, пугающе, но очень красиво и завораживающе.

Фильм стал жертвой продюсерских разногласий 

И тут мы сделаем «лирическое отступление». На стадии постпродакшна «Аннигиляция» чуть не подверглась аннигиляции: финансист «Paramount» Дэвид Эллисон обеспокоился неоднозначным тестовым скринингом картины (предварительным показом перед группой зрителей). Он потребовал у Гарленда изменений, заявив, что фильм «слишком интеллектуальный» и «чересчур сложный». Эллисон настаивал на том, чтобы сделать Лину более привлекательным персонажем (во всех смыслах) и поменять финал. Продюсер Скотт Рудин поддержал режиссера и не позволил портить кино. 

Лина и крокодил-мутант

Однако размолвки между двумя продюсерами привели к катастрофе. 7 декабря 2017-го года было объявлено что «Paramount» займется прокатом фильма лишь в США и Китае, а «Netflix» – международной дистрибуцией. Реакция Гарленда была негативной: «Мы сняли фильм для кинотеатров. У меня нет проблем с маленьким экраном, лучшая жанровая вещь, которую я видел, был сериал «Рассказ служанки», поэтому в таком контенте есть невероятный потенциал. Но, когда вы снимаете, то заранее знаете, для кого работаете – для большого экрана или малого. Фильм получает театральный релиз в Штатах, и это мне нравится. Один из больших плюсов «Netflix» в том, что его смотрит много народа, но это скажется на притоке людей в кинотеатры. Так что тут есть и плюсы, и минусы, но, с моей точки зрения (и с точки зрения съемочной группы), «Аннигиляцию» надо видеть на большом экране». 

Зачем мы все это рассказываем? Чтобы вы поняли: не впечатляющие кассовые сборы – не вина фильма, это произошло из-за продюсерских разногласий, подставивших Гарленда и команду.

Героини в лодках

Несгибаемая Лина

Ну, а теперь – об актерах! Если бы режиссер пошел на поводу у боссов «Paramount» и сделал Натали Портман (Лина) привлекательнее (внешне), то мы не поверили бы. Какая там красота, когда человек идет, словно по минному полю, и не знает, что там – за поворотом! Несмотря на то, что оскароносица показалась нам чрезмерно худой и изможденной, мы уверены: этот фильм – лучшее, что сделала Портман со времен «Черного лебедя». Чего греха таить, вестерн «Джейн берет ружье» провалился, а «Планетарий», в котором Натали и дочь Деппа Лили-Роуз играли сестер, прошел совсем незаметно. Разве что стильный байопик «Джеки» запомнился. 

Лина – другое дело… Героиня хрупка с виду, но сильна (экс-солдат и ученая же), она сама решила оказаться по ту сторону мерцания, и была верна себе до конца. Портман под стать персонажу – невероятно храбрая актриса. 

Портман в роли Лины

Загадочная Вентресс 

Психолога Вентресс, у которой есть свои причины докопаться до сути (все неудачные экспедиции силились узнать, что случилось в эпицентре Зоны, на маяке, и какова природа постоянно разрастающегося мерцания), сыграла Дженнифер Джейсон Ли. 

Актриса всегда изображала «сложных» героинь («Одинокая белая женщина», «Долорес Клейборн», «Омерзительная восьмерка»), доктор Вентресс тоже далеко не проста.

Портман в роли Лины

Неузнаваемая Валькирия и наследство «Из машины»

А что с другими членами команды? Парамедиком Аной стала Джина Родригес, больше известная по сериальным ролям, геоморфологом Касс – шведка Тува Новотны. Они хорошо справились, не спасовав рядом с более известными актерами. 

Поразила Тесса Томпсон – вот уж метаморфоза так метаморфоза! Мы впервые увидели ее в образе соблазнительного и коварного босса в сериале «Мир Дикого запада», а потом любовались игрой Тессы в блокбастере «Тор: Рагнарёк». Ух, какая из нее получилась Валькирия, одновременно смешная, боевая, привлекательная и... сильно пьющая. В «Аннигиляции» героиня Томпсон – скромная боязливая девушка-«ботаник», серая мышка, которая режет руки, чтобы почувствовать себя живой.

Тесса Томпсон не похожа на себя

Здорово, что Алекс Гарленд уже создает отряд «своих» актеров, и в «наследство» от фильма «Из машины» новому проекту достались Соноя Мидзуно и замечательный Оскар Айзек. В этого актера влюбляешься раз и навсегда, он – наша слабость…

Портман и Айзек в фильме

Инфернально-паранормальное детище мерцания 

Уникальный, изменчивый, словно сбежавший с полотен Пикассо и Дали (скрещенных с романтизмом и густыми сочными красками прерафаэлитов), мир Зоны (бывший заповедник) – это волшебство, созданное Гарландом, оператором Робом Харди и их командой. 

Ради такой магии и НУЖНО смотреть «Аннигиляцию» на большом экране. Съемки велись в апреле-июле 2016-го в Виндзорском парке и в Северном Норфолке. Благодаря мастерам по спецэффектам и художнику-постановщику аллеи, дремучие заросли, пруд, канал, беседки, побережье стали инфернально-паранормальным детищем мерцания. 

Побережье с диковинными деревьями

Лавкрафт+Стругацкие+Тарковский, но больше Гарленда

Оценка сайта Rotten Tomatoes (87% положительных рецензий на основе 189 обзоров с рейтингом 7,6 из 10), и вывод («фантастические визуальные чудеса с впечатляюще амбициозными и удивительно странными исследованиями сложных тем, которые заставляют аудиторию задуматься») кажется нам вполне объективными. Это чудесное кино для вдумчивой публики, любящей головоломки, для поклонников Гарланда, Портман, научной фантастики. 

Один из критиков сказал, что фильм имеет мало общего с романом, но похож на рассказ Лакрафта «Цвет из иных миров», другой провел параллели между «Аннигиляцией», романом Стругацких «Пикник на обочине» и фильмом Тарковского «Сталкер». По нашему мнению, кино Гарланда более экспрессивно, красиво, сюрреалистично и загадочно. А какой шикарный финал…

Постер фильма

Дизайн — Жанна Травкина