10 любимых книг Греты Гервиг

Книги
1750

Откровенность (в «приличном» смысле слова) нынче в моде, поэтому беллетризованная исповедь актрисы Греты Гервиг (ее режиссерский дебют) «Леди Бёрд» вызвала столько восторженных отзывов. У героини Сирши Ронан и Гервиг много общего: детство и юность в Сакраменто, католическая школа, стремление в престижный колледж Восточного побережья, возможно, и подростковые «терки» с матерью, и независимость, и идеалы. Когда у Греты Гервиг спросили – какие книги она взяла бы с собой на необитаемый остров, звезда инди-фильмов еще раз доказала, насколько силен в ней дух феминизма: в списке нет ни одного произведения, написанного мужчиной!

Милдмарч: каждый раз – что-то новое

Автор первой книги – Джордж Элиот, и это не писатель, а писательница. Такой псевдоним выбрала англичанка Мэри Энн Эванс: в викторианскую эпоху «пробиться» в литературе было легче мужчинам. В топе-10 Греты Гервиг есть роман Элиот «Мидлмарч», рассказывающий о жителях британского провинциального города. Вот что говорит режиссер «Леди Бёрд»: «Это растянутая и щедрая книга, заставляющая вас жалеть, что вы слишком быстро осудили персонажей. Я где-то читала, что это роман для взрослых, действительно! Я надеюсь читать его каждое десятилетие моей жизни и думаю, что всякий раз у него найдется что-то новое, дабы научить меня».

Книга Милдмарч

На маяк: поток сознания

«Мой разум был превращен в новую форму этой прозой, и он никогда не будет прежним. Метафизика, представленная в книге, вводится таким образом, чтобы я могла начать понимать этот уголок философии», – а это отзыв Гервиг о культовом романе Вирджинии Вульф «На маяк», который называют «потоком сознания».

Книга На маяк

Ночной лес полон тварей

«На маяк» включен в десятку самых сложных для прочтения романов ХХ столетия – так же, как и следующая книга топа Греты, «Ночной лес» Джуны Барнс. Затейливое повествование о немой сомнамбуле, блуждающей по некоему почти апокалиптическому миру, с ребенком и ее мужчиной, действительно, ставит неподготовленного читателя в тупик. А вот Гервиг считает, что в романе «есть что-то загадочное и недостижимое, поэтому вы хотите заглянуть за его рамки, это строго, храбро и никогда не позволяет читателю стать самодовольным, это трагично и эротично, и, независимо от того, сколько раз вы его читаете, он ускользает от вашего понимания».

Книга Ночной лес

Идиот: это не Достоевский!

Следующая книга списка – роман «Идиот» Элиф Батуман, вошедший в шорт-лист Пулитцеровской премии. Грета Гервиг признается, что у нее и Батуман есть «точки пересечения»: «Она показывает в этом романе то, что я всегда пытаюсь сделать в фильме. Представляет мирское необычайным не с помощью «украшательств», а тем, что рассказываешь все, как есть. Книга сочетает в себе невозмутимый юмор с романтической тоской и заставляет вас читать больше романов и, возможно, попытаться выучить русский язык».

Книга Идиот

Смерть сердца: трансформации и прозрения

Роман уроженки Дублина, ирландки Элизабет Боуэн, входившей в группу Блумсбери вместе с Вульф, «Смерть сердца», Гервиг считает одним из лучших романов о молодой женщине. Моменты трансформации и прозрения героини проходят незаметно для внешнего мира (но у читателя есть привилегии быть внутри сознания Порции, поскольку она пытается выяснить, как устроен мир, и почему люди делают то, что делают). Не это ли самое делала героиня Сирши Ронан?

Книга Смерть сердца

Белый альбом: святая покровительница

Американскую писательницу Джоан Дидион, землячку Гервиг из Сакраменто, актриса, сценаристка и режиссер назвала своей «святой покровительницей». Коллекция эссе Дидион, выпущенная под названием «Белый альбом», помогла Грете понять мир, в котором ее еще не было: «Истины Дидион – крошечные ножи, пронизывающие поверхность и кровоточащие иллюзии жизни, особенно жизни в Калифорнии».

Книга Белый альбом

Аргонавты: личное, но глобальное

А вот этот роман – «Аргонавты» Мэгги Нельсон – мы уже видели, в списке любимых произведений Эммы Уотсон. «Книга не вписывается в категории. Это личное, но и глобальное, которое ничего не предписывает, а вызывает вопросы и позволяет читателю почувствовать, что они наблюдают, как эта блестящая женщина думает в реальном времени. Кажется, что вы с ней – вместе с ней. Это забавно и сексуально, и заставляло меня плакать».

Книга Аргонавты

Американские реалии нигерийских иммигрантов

Чимаманда Нгози Адичи – современная писательница из Нигерии. В топ Гервиг вошла ее отмеченная наградами вещь «Американские реалии»: «В этой книге автор построила полную романтику, которая напоминает романы Джейн Остин, но со спецификой жизни в Нигерии и в США в качестве иммигранта. Я влюбилась в Ифемелу и Обинзе, словно была ребенком, читающим роман первый раз».

Книга Американские реалии

Дуд Авокадо: полный беспорядок и радость

«Смешно, смешно, смешно! Она злая и мудрая. Главный герой – это полный беспорядок и радость, с которой можно пообщаться. На каждой странице есть нечто особенное, я не выпускала карандаш из рук – все время хотела подчеркнуть что-то!», – восклицает Грета, рассуждая о книге Элейн Данди «Дуд Авокадо».

Книга Дуд Авокадо

Жизни девочек и женщин: капли, перерастающие в водопад

Номер десятый в списке любимых книг Греты Гервиг – роман лауреатки Нобелевской премии Элис Манро «Жизни девочек и женщин», представляющий собой цепочку рассказов с общей героиней, юной Дель Джордан из канадской провинции. Грета упивается этим произведением: «В нем есть проницательный смысл абсолютного одиночества. Манро мгновенно может перейти от настоящего к будущему, а затем шагнуть в прошлое, заставляя читателя чувствовать, как будто они проживают жизнь… Сначала роман капает, словно жидкость из капельницы, а потом (прежде чем вы это осознаете) вы уже окажетесь в водопаде».

Книга Жизни девочек и женщин

Дизайн — Жанна Травкина