В сентябре, на юбилейной 70-й церемонии, вручат «Эмми», главные премии, присуждаемые лучшим прайм-таймовым телешоу. За статуэтки будут бороться очень сильные соперники, включая вернувшуюся в число претендентов «Игру престолов», прошлогоднего триумфатора «Рассказ служанки» и очередную главу «Американской истории преступлений», посвященную убийству Версаче. В категории «Лучший телевизионный фильм» представлены пять лент, из них три выпущены по заказу канала HBO, в том числе новая адаптация культового романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». О ней и поговорим – в нашей традиционной пятничной рубрике «Книга vs экранизация».
По образу и подобию нацистов
Роман классика научной фантастики Рэя Брэдбери вышел в 1953-м году и был навеян действиями немецких нацистов, которые сжигали «неугодные» им книги, противоречащие гитлеровской идеологии. По сюжету, в Америке не столь далекого будущего тоже безжалостно уничтожают печатные издания, а 451 градус по Фаренгейту, то есть, 231 по Цельсию, – температура, при которой воспламеняется бумага.
Для того чтобы обнаруживать «очаги» сопротивления (маргиналов, умудряющихся прятать книги), и сжигать найденное, существуют подразделения пожарных. Тот, кто раньше тушил пожары, теперь вооружился огнеметами. Успешный мобильный отряд под руководством брандмейстера Битти лихо палит увесистые тома. После встречи с одной из «сопротивленок», юной девушкой Клариссой, главный герой Гай Монтэг словно прозревает – теперь он готов бороться на стороне бунтовщиков.
Адаптация Трюффо стала культом
Впервые книга Брэдбери была экранизирована в 1966-м году – это адаптация осуществлена французским режиссером Франсуа Трюффо, главные роли сыграли австриец Оскар Вернер и британка Джули Кристи. Единственная лента Трюффо на английском языке получила неоднозначные отзывы (например, критиковали то, что Кристи сыграла сразу две роли), но со временем стала культом.
Премьера прошла с помпой: в Каннах
И вот теперь, более полувека спустя, в США осуществили свою экранизацию, ее заказал канал HBO, наняв ирано-американского режиссера Рамина Бахрани. Премьера телефильма прошла на Каннском кинофестивале-2018, а 19 мая его показали на «родном» канале.
Действие антиутопии разворачивается в Кливленде в достаточно далеком футуристическом грядущем – именно тут живут Монтэг и его наставник Битти. Чтение, как и в романе Брэдбери, считается преступлением, однако вместо встроенных в стены кинескопов, транслирующих телепередачи, жилища кливлендцев оборудованы экранами, управляемыми Интернетом «Девяткой». Это тщательно цензурированная властями (и контролирующая граждан) система, не допускающая «вольнодумства». Битти показывает Гаю Клариссу – «крота», доносящего на мятежников. На самом деле она «двойной агент», с ее помощью Монтэг захочет разобраться в истинном положении вещей.
Джордан, он же Адонис Крид, он же антагонист Черной Пантеры
Роль Гая Монтэга, который в книге был белым, сыграл недавний лауреат премии MTV (в области теле- и киноискусства) Майкл Б. Джордан. Ну, тут все понятно – расовое разнообразие! Мы не имеем ничего против Джордана – актер как актер. В его биографии есть очень удачные проекты. К ним относятся боевик «Крид: Наследие Рокки», в котором Майкл изобразил начинающего боксера Адониса Крида, и супергеройский фильм «Черная Пантера», именно роль Эрика «Киллмонгера» принесла Джордану награду MTV в номинации «Лучший злодей». Были и просчеты, к каковым относится провальная «Фантастическая четверка» (Джонни Шторм). С ролью Монтэга (в трактовке современных сценаристов) актер, в общем и целом, справился.
Майкл Шеннон «закрепился» в амплуа злодея
Начальник Монтэга, готовящийся к повышению брандмейстер (после его ухода «наверх» Гай займет место Битти), – это еще одна внушительная работа Майкла Шеннона. Похоже, он вошел во вкус, играя злодея в «Форме воды», Джон Битти очень напомнил нам садиста Стрикленда: тот же фанатичный блеск в глазах и сжирающее босса изнутри желание добиться своих целей любым путем. Не забываем и про генерала Зода из киновселенной DC. Получается, Шеннон нашел свою «злодейскую нишу» и успешно приземлился в нее!
Вездесущая София Бутелла
Третий «угол» в этой геометрической фигуре (по сути, сюжет сосредотачивается лишь на трех персонажах, на других просто не обращаешь внимания) – Кларисса. И здесь режиссер Бахрани снова направился по пути толерантности, пригласив на роль француженку с экзотической внешностью и алжирскими корнями Софию Бутеллу. Хорошо. В комиксе «Kingsman: Секретная служба» танцовщица была очень хороша – она могла продемонстрировать свои навыки брейк-дансера и гимнастки. В «Мумии» актрисе на руку было ее происхождение (и, естественно, внешность и гибкость). Во «Взрывной блондинке» героиня Бутеллы тоже оказалась к месту. Но здесь? Тут требовалась напряженная драма, а не танцы. Поэтому София, как говорится, ни уму-ни сердцу. Не произвела ни малейшего впечатления.
Танком по шедевру
И вот теперь мы должны задать вопрос: какого беса, извините, фильм выдвинут на «Эмми»? У него всего 36% положительных рецензий, негативные отзывы не оставляют на упрощенном донельзя сюжете камня на камне. На оригинал экранизация совсем не похожа. Извиняемся – похожа, именами главных персонажей и фактом сожжения книг. Всё!
В ленте нет жены Монтэга Милдред (этот Гай еще молод) и другого важного героя – его друга Фабера. Кларисса в романе погибает чуть не в начале, тут она цела и невредима. Путь передачи информации (текстов книг) совсем другой, притянутый с потолка. Нет зловещих электрических ищеек. Нет повода менять запах и сбивать их со следа. И концовка, концовка вопиюще не похожа на ту, что придумал Брэдбери.
Вам нравится смотреть на огонь?
Вывод прост и очевиден. Если вы – поклонник фантастики и читали роман, то будете плеваться и, возможно, даже материться. Если вы «не подготовлены», ничего не знаете о первоисточнике, то станете смотреть фильм, и поначалу он вас даже заинтересует. Когда вам надоедят огромные плазмы во весь небоскреб, вы непременно заскучаете. Ах, пардон! Новинка HBO, вероятно, полюбится пироманам – костры-то на экране горят знатные.