Возмущению нет предела! Очень популярный сайт, посвященный кино, опять совершил меткий плевок в сторону превосходного фильма. Видимо, это такое новое направление – хаять хорошее, чтобы выделиться и почувствовать себя «особенным». Мы же будем горячо рекомендовать хоррор «Доктор Сон» в рубрике «Книга vs экранизация»! Внимание: постараемся обойтись без крупных спойлеров, но они все же будут.
Режиссер в панике
Почему к нашему мнению стоит прислушаться? Мы – фанаты Кинга – это раз, киноманы со стажем – это два, с творчеством режиссера знакомы – эти три. Плюс сам Король ужасов пришел в восторг от фильма.
Постановщик Майк Флэнеган (он же – автор сценария и даже монтажер) пригласил мэтра на закрытый сеанс для двоих и, по его признанию, едва сдерживался, чтобы не оставить содержимое желудка (пардон!) на полу: так волновался. Колени дрожали, Майк прислушивался к каждому звуку и вздоху «почетного зрителя» и с ужасом ждал вердикта. Кинг остался доволен!
Посмотреть «в глаза» кошмару
Для тех, кто не читал роман-оригинал, краткое содержание. Персонажи «Сияния», жена и сын спятившего сторожа «Оверлука», выжили. Дэнни, насмотревшись на ужасы гостиницы, и вернувшись домой, борется с навязчивыми «гостями». Повар Дик, тоже обладающий «сиянием», научил мальчика «запирать» призраков в воображаемые шкатулки. А для того, чтобы подавить жутковатый дар, парень пристрастился к выпивке. Только работа в хосписе и встреча с хорошими людьми помогли Торрансу «завязать».
Через несколько лет между главным героем и незнакомым другом возникла ментальная связь, они начали общаться с помощью простых надписей-приветствий мелом на стене. Когда «другу» (это ясновидящая девочка-школьница Абра) пришло видение умирающего в муках мальчика-бейсболиста, она обратилась к Дэнни. Поскольку решила, что «брат» по дару поможет найти и наказать злых людей. Или хотя бы похоронить жертву по-человечески. Так началось противостояние героев и монстров, именующих себя «Узлом Верных», и продлевающих себе жизнь и молодость с помощью «сияния». Эта чистая энергия особенно сильна у детей, поэтому «вампиры» рыщут по стране в поисках «особенных», словно кочевники, они беспощадны и жестоки.
Шокирующая развязка
Итак, мы обычно сравниваем – насколько адаптация вышла лучше или хуже книги, и в чем основные отличия. Начнем! Поначалу кажется, что Флэнеган следует «букве» Кинга тютелька в тютельку (то, что Хэллоран приходит в виде призрака, а не живого человека, мелочи). Этот кот-телепат, наркоманка, собрание АА…
Но ближе к развязке понимаешь: сценарист переписал финал полностью! Думается, поклонника Кинга это должно оттолкнуть. Но тут другой случай, ЭТА концовка сильнее, чем в романе. Хотя и более жестокая, что ли. Но тссс! Мы не хотим портить просмотр явным спойлером.
Это не столь важно!
Члены Узла Верных в романе прописаны более четко, там несколько ярких индивидуальностей, сплотившихся вокруг сильного лидера. Здесь нам более «выпукло» обозначают Папашу Ворона, Энди «Змеючку», Дедулю Флика, а остальные – статисты в одежде а-ля «дети цветов» (так подчеркивается, что каждый из них прожил долгую жизнь, то есть, не наш современник). Над всем этим «царит» Роза Шляпница, но о ней разговор впереди.
О последнем отличии и говорить не хочется, голливудская тенденция «разности» затронула, кажется, все фильмы. Вот и тут вместо блондинистой Абры мы имеем темнокожую, ибо мистер Стоун – афроамериканец. Что ж, пусть так, тем более, юная актриса Кайли Карран очень органична.
Солнце, смирись с судьбой…
И тут мы плавно переходим к кастингу. Да, девочка справилась с ролью мощной телепатки, браво! Но настоящая находка хоррора – шведка Ребекка Фергюсон, которую мы вначале не очень представляли в роли яркой брюнетки, чьи древние корни – в Ирландии (фамилия лидера Узла Верных – О’Хара). Киношная Энди (и Энди в книге) недаром говорит, что Роза – самая красивая женщина на свете.
Фергюсон привлекательна, это да, и вместе с тем на ее Шляпнице (или Розе-в-Шляпе) лежит «печать веков», которые пролетели для антагонистки, словно миг. Ее снисходительно-сочувствующий тон, когда она обращается к жертве, ее маниакальное стремление добыть для соплеменников побольше «пара» (так они называют «сияние») и ее ярость великолепны.
Новички и «ветераны»
Юэн МакГрегор в роли выздоравливающего алкоголика убедителен, тандем с Аброй у Дэнни вышел неплохой. Мы в нем и не сомневались, кто не знает, насколько талантлив актер, пусть пересмотрит третий сезон «Фарго»! Персонаж устал от «видений», мухи, ползающие на лице у обреченных на смерть, – кто бы такого хотел, мерзость же! Зато Дэн нашел способ, как использовать кошмары из прошлого, и это – чудесная придумка что в романе, что в кино.
«Папаша Ворон» – колоритный тип, тут его сделали похожим на хиппующего Джонни Деппа. Возможно, вы не узнали артиста с индейской и ирландской родословной. Зан МакКларнон – киллер из второго сезона «Фарго» (да, так совпало) и звезда «Мира Дикого запада».
Приятно, когда режиссер приглашает в фильм уже «проверенных в деле» исполнителей, с которыми работал раньше. С Брюсом Гринвудом и Карлом Стрёкеном его связывает «Игра Джералда», с Джейкобом Трамблеем – «Сомния», с Генри Томасом – сериал «Призраки дома на холме». Клифф Кёртис (Билли) – «свежее» и потому интересное лицо, он родом из Новой Зеландии.
Игры разума
Мы могли бы написать отдельную статью о «цитатах» из «Сияния», красной нитью проходящих через всю ленту. Но зачем, это визуальное пиршество, и им надо наслаждаться, глядя на экран! К слову, здесь Флэнеган следует сюжету фильма Кубрика, где гостиница уцелела (в романе «Сияние» «Оверлук» сгорел дотла).
Другое чудо, ждущее зрителя, – «переселение» сознания. Когда Роза летит над ночными городами, чтобы оказаться в голове у Абры – это, простите за сравнение, высший кинопилотаж!
Флэнегану удалось отсечь длинноты книги (хотя хронометраж впечатляет), в которых Кинг кается в собственном алкогольном прошлом, но оставить основное. От первой сцены фильма начинают бежать мурашки. А развязка заставит пролить скупую слезу. Вердикт однозначен и обжалованию не подлежит: смотреть непременно!