Захватывающее грандиозное зрелище! Затейливые декорации и сложные костюмы. Драматический сюжет (либретто или литературный первоисточник) и талантливые исполнители. Берущие за душу сольные номера – часть их на слуху даже у людей, далеких от искусства. Все это – родившийся в конце XVI века великий жанр – опера.
Самые лучшие оперы мира
О разбитой любви
Даже дилетант сходу назовет самые популярные оперы. Стоит попробовать «пробежаться» по некоторым из них – по бриллиантовым капелькам огромного бурного потока. А начать нужно с итальянцев – именно в этой солнечной стране когда-то родилась опера.
«Смейся, паяц, над разбитой любовью!». Это ария отчаянного ревнивца Канио, жестоко расправившегося с женой и соперником. Тема несчастной любви – одна из самых распространенных в этом жанре. Вот и Руджеро Леонкавалло ведет речь о ней в опере «Паяцы». Ее героиня, артистка бродячего театра Недда, захотела оседлой жизни и покоя в объятиях молодого крестьянина Сильвио, только супруг не позволил. Партия Канио написана для теноров, ее выбирали для репертуара Карузо и Паваротти, дель Монако и Доминго.
Грустную историю своих отношений с куртизанкой Дюплесси, умершей от туберкулеза, описал в своем романе Дюма-младший. С любимой его разлучил авторитарный отец. Сюжетом воспользовался Джузеппе Верди. Главная героиня «Травиаты» Виолетта тоже чахнет, и их роман с Альфредом обречен.
Месть и предательство
По имени центрального персонажа, шута, названа другая опера Верди – «Риголетто». Его дочь соблазнил повеса герцог (тот самый, что напевал: «Сердце красавицы склонно к измене…»). Старик жаждал мести, но жертвой стала юная Джильда.
Джакомо Пуччини вошел в историю музыки не менее знаменитыми произведениями. Разве можно сдержать слезы, когда слышишь арию Каварадосси, исполняемую им перед казнью? «Тоска» очень востребована в театральных репертуарах. Самоубийством главной героини заканчивается эта печальная повесть – как и та, что рассказана в «Мадам Баттерфляй». Ставшая женой американского офицера, а затем преданная любимым, бывшая гейша Чио-Чио-сан не смогла жить. Трагизм оперы Пуччини замечательно удавалось передать в заглавной партии великой Марии Каллас.
В мире сказок и легенд
Задолго до страстных итальянцев творил гениальный Моцарт. «Волшебная флейта», легкая и романтичная, до сих пор является «лакомым кусочком» для многих певцов. Анна Нетребко блистала в образе Памины. Партию Царицы ночи австриец писал тоже для сопрано. Но ее так здорово исполняет один из солистов «Хора Турецкого», обладающий весьма редким тенором-альтино Михаил Кузнецов – послушайте и убедитесь!
Часто цитируемая (особенно в кино) мелодия – так называемый «Полет валькирий». Это лишь частичка из огромного произведения Рихарда Вагнера «Кольцо нибелунга». Основанное на германской и исландской мифологии, оно состоит из 4-х опер. Композитор трудился над этим эпическим творением более четверти века, а общее время его исполнения составляет 15 часов. Герои и волшебники, боги и злобные карлики задействованы в сюжете, а его основу составляют поиски проклятого золота.
Великие соотечественники
Историческим событиям посвящено детище Александра Бородина (он так и не успел ее закончить, завершили оперу его товарищи-композиторы) «Князь Игорь». Разные вариации «Половецких плясок» можно часто слышать на соревнованиях фигуристов, они очень любят эту музыку. А хор девушек «Улетай на крыльях ветра» был включен в церемонию открытия Зимней Олимпиады-2014.
Об одной из трагических страниц нашего прошлого повествует «Борис Годунов» Модеста Мусоргского. В заглавной роли очень хорош был Федор Шаляпин, а эпизодический, но такой запоминающийся образ Юродивого создали, каждый в свое время, Сергей Лемешев и Иван Козловский.
Произведения Александра Пушкина легли в основу двух бессмертных трудов Петра Чайковского. Пик сезона-2013 в Венской опере украсила постановка «Евгения Онегина» с неподражаемой Нетребко и Дмитрием Хворостовским в ролях Татьяны и Онегина. Билеты на представление заказывали за год!
А кто не слышал знаменитую арию Германа из «Пиковой дамы»! Вот уже много лет подряд она открывает телевизионные сражения в элитарном клубе «Что? Где? Когда?».
Новое слово в классическом жанре
ХХ век подарил русскому и мировому оперному искусству «Леди Макбет Мценского уезда», созданную Шостаковичем по мрачноватой повести Николая Лескова. Она была полна безудержной страсти, которая и погубила главную героиню. В экранизации оперы (как и на сцене) была восхитительна Галина Вишневская.
В 1970 году появилась рок-опера – революционно-новое слово в классическом жанре – «Иисус Христос – суперзвезда». В музыку евангельский сюжет облек экспериментатор Эндрю Лллойд Вебер, а партию Христа исполнил солист «Deep Purple» Иен Гиллан.
…Огненная хабанера из «Кармен» француза Бизе и затейливые мелодии «Севильского цирюльника» Россини, сочный бас колоритного Мефистофеля (как можно забыть «Фауста» Гуно!) и лирическая песня Леля из «Снегурочки» нашего соотечественника Римского-Корсакова. Слушайте лучшие оперы и наслаждайтесь!