Станиславский восхищался ее игрой, тогда как некоторые другие современники актрисы объясняли ее успех великолепной техникой. В преклонные годы она с той же легкостью (несмотря на протез вместо ампутированной ноги) изображала юных персонажей, и это было верхом артистического героизма.
Биография Сары Бернар
Трудное детство Генриетт
Дочь парижской куртизанки, голландки еврейского происхождения, Юдифи (после переезда из Амстердама в Париж мать сменила имя на Юлию), появилась на свет 22-го октября 1844 года.
У себя на родине Юдифь зарабатывала шитьем, но, приехав в столицу Франции, поняла, что модисток в этом городе и без нее хватает. Обладательница хорошего вкуса и миленькой внешности, Юдифь всегда пользовалась успехом у представителей сильного пола. Поэтому и «переквалифицировалась» в куртизанки.
Она не стояла на панели, а просто «была на содержании». Клиенты были людьми состоятельными, поэтому родившуюся дочку (которую она назвала Генриетт Розин – гораздо позже девушка выберет себе в качестве псевдонима имя «Сара») можно было спокойно отправить подальше, чтобы не мешала личной жизни. Генриетт «сослали» в Британию. Но там по недосмотру няньки с ней произошел ужасный случай: она чуть не стала жертвой пожара. Мать перевезла дочку в Париж и наняла другую гувернантку. Но по странному стечению обстоятельства, и эта няня не доглядела за девочкой: воспитанница сломала руку и ногу. И Юдифь забрала, наконец, будущую звезду сцены к себе.
В частной школе Сара начинает участвовать в постановках, и ей это очень нравится. Но однажды на спектакль явилась Юдифь, и девочка от волнения позабыла текст роли. Этот панический страх перед сценой будет с ней до самого конца жизни. Каждый раз ей придется преодолевать ее.
Артистическая искра
В подростковом возрасте Сару начинают посещать мысли о смерти (их ей внушили врачи, озабоченные постоянными простудами пациентки – они считали, что у девушки чахотка, и она долго не протянет).
Сара закатывала маме и домашним истерики. В этой экзальтированности (то она ложилась в гроб, то требовала отдать ее в монастырь) очередной покровитель матери, герцог Морни, разглядел артистическую искру. И Сара поступила в Парижскую консерваторию драматического искусства.
Ее ошеломило представление в знаменитом театре «Комеди Франсез», куда она попала вскоре после начала учебы, и теперь уже твердо решила, что станет актрисой.
В 1862-м году консерватория была позади, Сара блестяще сдала экзамены и стала второй по успеваемости в выпуске.
Неудачный дебют
В том же году ее принимают в штат «Комеди Франсез». У дебютантки главная роль в трагедии Расина («Ифигения»). Но тот спектакль не произвел должного впечатления ни на публику, ни на критиков, и Сара в театре не задержалась.
Несколько лет ей пришлось последовать примеру матери и жить за счет любовников, но она не собиралась быть содержанкой. Положение осложнилось тем, что очередной кавалер, Анри де Линь, «наградил» Сару сыном. Морис родился в конце декабря 1864-го года, когда Саре было только 20 лет. Ребенка надо было кормить и одевать. И вчерашняя безработная актриса ищет счастья в театре «Одеон».
На вершине успеха
Корделия в шекспировской трагедии «Король Лир», одна из главных ролей в пьесе Александра Дюма-отца (тот был знаком с девушкой и даже в свое время помогал подготовиться к экзаменам при поступлении в Консерваторию) – и вот уже о Саре Бернар говорит весь Париж.
После того, как актрису заметили, а ее игру оценили, она уже была вольна выбирать и театры, и репертуар. Кроме «Одеона» ее были рады видеть в «Жимниз» и «Порт-Сен-Мартене». «Комеди Франсез» открыл для Сары вновь свои двери. На пороге пятидесятилетия прима стала владелицей собственного театра – «Ренессанс», позже к нему присоединился «Насьон».
Она блистала в образах Королевы из «Рюи Блаза» и доньи Соль в «Эрнани», была великолепной Маргаритой из «Дамы с камелиями». Ей захотелось сыграть Гамлета, и тут же замысел был осуществлен. Божественной Саре рукоплескали во многих странах мира, она с удовольствием отправлялась на гастроли, трижды побывала с турами в Российской Империи.
Ни дня без сцены
Во время Первой мировой звезда выступала в госпиталях и на фронте – некий героический флер только прибавил блеска ее и без того выдающейся славе.
В 1905-м году в Бразилии с Бернар произошло несчастье, которое аукнулось спустя десятилетие: ей отрезали правую ногу. Но неугомонная исполнительница не покинула сцену и еще 7 лет играла, хотя протез доставлял ей массу неудобств.
Лишь за год до смерти, в 1922-м Сара собралась на покой. Но такая жизнь была не по ней, поэтому протянула она без театра совсем немного. Ее не стало 26 марта 1923-го года: отказали почки. 78-летнюю актрису похоронили с почестями на Пер-Лашез.
Личная жизнь Сары Бернар
Божественная!
О личной жизни француженки ходило множество легенд.
Ею был очарован Виктор Гюго.
Ее имя связывают со многими европейскими монархами – говорили даже, что не было такого правителя, который не стал бы жертвой чар актрисы. Она крутила роман с будущим королем Эдвардом VII (тогда он был еще принцем Уэльским). Великолепные презенты дарили ей австрийский монарх Франц-Иосиф и король Италии Умберто, восхищались Сарой испанский и датский короли – Альфонсо и Кристиан Девятый.
Высший свет боготворил Бернар, в ней была неуемная энергия, которая заражала каждого, кто общался с актрисой.