Сегодня исполняется 112 лет со дня рождения Греты Гарбо, шведско-американской актрисы, занимающей пятое место в рейтинге легенд киноэкрана по версии Американского института кино.
Когда ей было 15 лет от туберкулёза скончался ее отец, и девочка была вынуждена бросить школу и устроиться на работу в местный супермаркет. Там-то ее судьба и нашла. Однажды владельцы магазина устроили показа новой коллекции шляпок, и в качестве манекенщиц выбрали самых симпатичных продавщиц, в том числе и Грету (настоящая фамилия не Гарбо, а Густафссон). Уже тогда не заметить ее холодную красоту было не возможно. В 1921-м она впервые снялась в рекламе. Ее экранный дебют случился через год – начинающей актрисе досталась небольшая роль в немой ленте Эрик Петчера «Петер - бродяга». Далее последовала стипендия на обучение театральному искусству при Королевском драматическом театре Стокгольма. Поворотным моментом в жизни актрисы стал 1924-й год. Тогда появился псевдоним Гарбо, и на экраны вышел фильм «Сага о Йесте Берлинге» режиссера Морица Стиллера, после которого шведскую актрису пригласили в Германию (она сыграла главную роль в «Безрадостном переулке» Георга Пабста), а потом и в Голливуд. Наиболее известные работы того периода – «Поток», «Плоть и дьявол» и «Любовь».
В 1930-е в кинематограф пришел звук. Гарбо, в отличие от многих других актеров, успешно перестроилась и продолжила сниматься в новом формате. Дебютной работой в этом «жанре» стала картина «Агата Кристи», имевшая небывалый успех. В 1932-м на экраны вышел «Гранд-отель», в том же году удостоенный премии «Оскар». А спустя три года Грета сыграла Анну Каренину в одноименном фильме. Эта роль считается одной из самых известных в карьере актрисы.
Следующая номинация на «Оскар» случилась в сложный для Европы 1939 год. Экранное воплощение Нины Якушевой в романтической комедии Эрнста Любича «Ниночка» заветную статуэтку ей не принесло, зато привело к запрету на въезд в Советский Союз. В 1941 году Гарбо ушла из кино. В 1954 году актрисе присудили почетный «Оскара» за вклад в развитие киноискусства. За наградой она так и не пришла.
«Чтобы показать свои достоинства, нужно гораздо больше ума, чем для того, чтобы скрыть свои недостатки».
«Лучше быть старой, чем мертвой».
«Жизнь может быть прекрасна, если знаешь, что с ней делать».
«Именно те, кто нас любят такими, какие мы есть, всегда ждут от нас чего-то большего, а значит — перемен».
«Я не представляю себя в роли жены – ужасное слово».
«Быть звездой – нелегкое дело, требующее уйму времени, и я говорю это со всей серьезностью».
«Каждый, кто живет с постоянной улыбкой на лице, скрывает в душе жесткость, которая может испугать».
«Не нужно выходить замуж только для того, чтобы сделать доброго друга своим пожизненным партнером».
«Мои радости и горести. Невозможно облечь их в слова. Если ты делаешь это, ты обесцениваешь то, что внутри тебя»
«Я никогда не говорила: «Я хочу быть одна». Я только сказала: «Я хочу, чтобы меня оставили в покое», а это не то же самое».
«Я никому не нужна. Я не умею готовить».
«Что значит быть кинозвездой? Все пялятся на тебя со всех сторон. Тебя никогда не оставляют в покое, а ты должна поддерживать свой имидж».