Топливный кризис 1970-х вдохновил австралийского режиссера Джорджа Миллера снять постапокалиптический фильм «Безумный Макс». Со времени выхода первой ленты трилогии прошло 36 лет, а проблемы с газом, нефтью и энергоносителями по-прежнему остаются, так что кино вновь актуально! Почти 14 лет ушло на то, чтобы снять еще одну часть франшизы (с подзаголовком «Дорога ярости»), и в мае состоялась долгожданная премьера. Сегодня мы вспомним самые удивительные факты о «Безумном Максе», дорога к которому и правда оказалась тернистой.
«Палки в колеса» проекта
Самым первым препятствием на пути создания фильма был теракт, произошедший 11 сентября 2001-го года. Хаос на финансовых рынках привел к дестабилизации доллара США, так что бюджет картины значительно уменьшился. Кроме того после этих событий увеличились расходы на страховку транспорта и другого оборудования, необходимого для съемок. Потом грянула война в Ираке. И Миллер предложил сделать перерыв в творческом процессе, который, как мы знаем, затянулся на 14 лет.
Когда проект «разморозили», то решили выбрать ту же натуру, которая была в «Безумном Максе 2: Воине дороге» – в австралийском Новом Южном Уэльсе (место называлось Брокен-Хилл). Засушливые пространства, куда не падало ни капли дождя в течение десяти с лишним лет, отлично сыграли бы «роль» постапокалиптической пустыни. Но начать съемку в этих местах так и не успели: внезапные сильные дожди превратили эту пустошь в цветущие луга. К большому огорчению чиновников, которые еле отвоевали право кинематографистов снимать в Брокен-Хилл, группа переехала в Намибию, в другую пустыню, подходящую для фильма. Когда киношники прибыли туда, их встретил ливень – первый за столетие. К счастью, он быстро прошел.
Трудности кастинга
Если в начале 2000-ных Макса еще мог сыграть Мел Гибсон, прославившийся именно этой ролью на рубеже 1970-1980-х, то теперь пришлось искать нового актера. Одним из фаворитов постановщика в свое время был Хит Леджер, но он умер. После этого Миллер остановился на Томе Харди, который замечательно справился с образом Бэйна в финальной части «Темного рыцаря». Интересно, что все три актера – и Гибсон, и Леджер, и Харди – боролись со своими демонами: один – с алкоголизмом, два других – с наркозависимостью.
Из-за большой задержки начала съемок из проекта выбыли Тереза Палмер (вместо нее в фильме сыграла Эбби Ли) и другая австралийка, Эделейд Клеменс (работа досталась Кортни Итон).
Шарлиз Терон была сильно заинтересована в роли Фуриосы, поэтому она терпеливо ждала, когда же можно будет приступить к работе. Для роли женщины-военачальника она пожертвовала своими волосами. Но в то же время Шарлиз снималась в комедии Сета МакФарлейна «Тысяча способов потерять голову», где играла роль белокурой красотки, и там Терон вынуждена была носить парик.
Парк постапокалиптических машин и визуальный сценарий
Перед художником-постановщиком Колином Гибсоном была поставлена задача создать 88 футуристических транспортных средств. Режиссер сказал ему: «Ты должен сделать их крутыми, или я убью тебя!». И Гибсон постарался! Он придумал 150 постапокалиптических машин, которые могли передвигаться по пустыни на высоких скоростях. И больше половины из них были взорваны или разорваны в клочья во время съемок. К слову, в процессе производства разбили 8 очень дорогих кинокамер.
Джордж Миллер хотел создать кино, в котором был бы сплошной экшн и как можно меньше диалогов. Вместо написания традиционного сценария постановщик объединил свои усилия с художником, который придумал 1465 раскадровок, состоящих из 3454 частей. Исполнители и съемочная группа постоянно консультировались с Джорджем, потому что весь фильм был в его голове. Это вызвало некоторые затруднения. Даже Макс-Том Харди признался, что бывал расстроен, когда не очень понимал очередной режиссерской задумки.
Гигантские трудозатраты
Новый «Безумный Макс» потребовал более трех месяцев непрерывных съемок и использования нескольких цифровых камер, чтобы зафиксировать все трюки, исполняемые актерами и водителями-каскадерами, с разных точек зрения. В результате набралось 480 часов материала, из которого и нужно было «лепить» кино. К счастью для Миллера, за этот титанический труд взялась его супруга, монтажер Маргарет Сиксел. Правда, она никогда раньше не работала для боевиков, но справилась отлично.
Для такого масштабного проекта требовалось очень много рабочих рук. Поэтому в съемках было задействовано более 1700 человек, в том числе 150 каскадеров и даже команда змееловов, чтобы отловить смертельно опасных рептилий. Команда трюкачей отработала более 15000 человеко-дней. Эти цифры не включают «закулисной» работы (спецэффекты, дизайн, маркетинг). По оценкам Миллера 90% трюков были сделаны «вживую», и все равно потребовались специалисты, которые создали почти 1500 визуальных эффектов (чтобы удалить предметы, случайно попавшие в кадр, улучшить пейзаж и заменить левую руку Терон (у Фуриосы вместо нее протез).
Смертельные трюки
Один из самых сложных трюков ленты – прыжки с шестами на большой высоте на движущуюся со скоростью 50 миль в час машину. Себастьян Диккинс, каскадер с 30-летним акробатическим стажем, описал эти кульбиты как невообразимые. Шесты были сделаны из особого вида прочной и гибкой стали, некоторые из них были связаны с гидравликой, а другие использовали противовесы.
А вот Шарлиз Терон больше всего взволновал другой трюк – когда Макс почти падает с автомашины Фуриосы, но та ловит его вместе со своими «боевыми подругами». Представьте себе картину: Терон, Райли Кио и Эбби Ли, довольно хрупкие девушки, удерживают крупного и истошно орущего Харди, а тот висит вниз головой в паре сантиметров от пышущего зноем песка. Машина несется со скоростью 50 миль в час и лишь тоненький страховочный трос помогает актрисам не уронить партнера на землю. Когда шестилетний сын Харди спросил режиссера: «Что было бы, если бы провода лопнули?», Миллер ответил: «Ну, Луи, я думаю, он оказался бы под колесами».
Гитара-огнемет и угрозы женоненавистников
Франшиза «Безумный Макс» просто кишит всякого рода невероятными персонажами, среди них выделяется слепой гитарист Дуф Воин. Он едет на вершине массивного грузовика, покрытого гигантскими динамиками и усилителями, и играет на электрогитаре, которая к тому же еще является огнеметом! На самом деле, для фильма была сконструирована такая гитара. Представляете, какая эта находка для рок-музыкантов: играешь, а из-под руки языки огня вырываются!
И еще один удивительный факт о «Безумном Максе». Джордж Миллер нанял в качестве консультанта автора «Монологов вагины», писательницу Ив Энслер. Она проводила семинары для актрис съемочной группы во главе с Шарлиз Терон, чтобы описать им, как страшно насилие над женщинами в зонах военных конфликтов. Видимо, для того, чтобы исполнительницы прониклись этим феминистским духом и играли выразительнее. Это вызвало волну возмущения у женоненавистников, которые обрушили в Интернете на фильм целый поток угроз.