С грустью признаем, что пора лучших итальянских комедий миновала – последняя ее волна была связана с именем Адриано Челентано, но потом певцу прискучило сниматься в кино (или больше не стало достойных сценариев?). Вы возразите – а как же получивший три «Оскара» фильм Бениньи «Жизнь прекрасна», его тоже часто включают в списки итальянских комедий? Увольте, военную ленту об узниках концлагеря у нас язык не повернется назвать комедией. Так что наш рейтинг обойдется без этого оскароносца. В свое время лучшие сеансы итальянских комедий собирали толпы народа. Пересматривая их сейчас, мы наслаждаемся непревзойденным юмором, ведь такое кино не стареет.
Самые лучшие итальянские комедии
Как в Италии разводятся и как – женятся
Итальянскому кино повезло иметь в своем «арсенале» талантливого Марчелло Мастроянни – он был хорош в разных жанрах, и комедия – не исключение. На закате карьеры известный режиссер Пьетро Джерми устал от неореалистических драм и проявил себя отличным сатириком. Он пригласил Мастроянни в популярнейшую комедию «Развод по-итальянски». Главный герой – Фердинандо («Фефе») потерял весь свой родовой капитал, но не утратил чувство прекрасного. И когда на его горизонте появилась премиленькая молодая кузина Анджела, сердце аристократа дрогнуло. Но он не может развестись с женой. Да, она ему надоела, она не красива и назойлива, однако на католической Сицилии брак длится до самой смерти одного из супругов. И тогда Фефе находит оригинальное решение…
В фильме с созвучным названием «Брак по-итальянски» Мастроянни выступил в дуэте с обворожительной Софи Лорен. Несмотря на внешность роковой красотки, эта актриса отлично играла простых душевных героинь, часто обделенных женским счастьем. Вот и Филумена в жизни настрадалась. И вот, наконец, судьба повернулась к ней лицом: у нее есть любящий мужчина Доменико, их общий дом, налаженный быт. Но есть одна маленькая «заноза»: бойфренд не хочет идти к алтарю. Когда же изменник сообщил, что женится на другой, терпению Филумены пришел конец, и она придумала невероятный план.
Суета в пограничном городишке
«Официально» комедия «Закон есть закон» – это картина совместного итальянского и французского производства (кстати, многие фильмы Луи де Фюнеса, включая эпопею про жандарма, тоже франко-итальянские, но мы-то знаем, кто в них правит бал!). Однако то, что главную роль в ленте исполняет прославленный итальянский комик Тото, позволяет нам включить «Закон есть закон» в наш топ. Его герой живет на границе Италии и Франции и промышляет контрабандой. Но в том же самом городке Ассола есть и хитроумный таможенник (работающий с французской стороны). Постоянное противоборство этих двух ловкачей и является основой искрометного фильма. В дуэте с Тото блеснул другой известный комедиант, Фернандель.
Кощунственное ограбление
Того же Тото, только заметно постаревшего (на этот раз он играет почтенного мафиозного «авторитета» дона Винченцо) мы видим в криминальной итальянской комедии «Операция «Святой Януарий». Лента вышла в прокат в 1966-м году и получила Серебряный приз Московского кинофестиваля. Это была одна из последних работ артиста. В картине режиссера Дино Ризи очаровательная американка и два ее приятеля хотят покуситься на сокровищницу Святого Януария – гордость Неаполя. Они берут в подручные местных воришек. Особой смекалкой и харизмой отличается красавчик Дуду (Нино Манфреди), именно он спасет все дело, когда план даст сбой. Любопытно, что сокровищница вполне реальна, к счастью, ее никогда не пытались обчистить, хотя там хранится самая богатая коллекция драгоценностей в мире.
Хаос вокруг младшего бухгалтера
В 1975-м году состоялся дебют эдакого итальянского мистера Бина – маленького смешного человечка, создающего вокруг себя хаос. Это был фильм «Фантоцци», заглавного героя в котором сыграл Пауло Вилладжо. Уго Фантоцци – незаметная «сошка» в своей конторе, и когда он пропал больше, чем на полмесяца, никто и не понял, что бухгалтера нигде нет. Жене надоело ждать супруга с работы, и она, наконец, начала поиски. Оказалось, беднягу замуровали строители. С этого и начинается суматошная, сумасшедшая, заполошная, эксцентричная франшиза, которая сейчас включает 10 фильмов о Фантоцци.
Тропический рай не для нас?
Хотя растяпа Уго – самая известная роль Вилладжо, нашему зрителю он хорошо знаком и по комедии «Синьор Робинзон», которая в свое время стала одним из лидеров проката (среди всех фильмов, показанных в Союзе, она заняла 16-е место, ее посмотрели 52,1 млн. зрителей). До колик смешная (а местами – очень пикантная) лента поведала нам о богаче Роберто, отправившемся в круиз вместе с женой и ставшем жертвой кораблекрушения. Оказавшись на тропическом острове, предприимчивый итальянец обставил свой быт с как можно большими «удобствами» и даже нашел невесту – сногсшибательную сексуальную туземку, которую, конечно, назвал Пятницей. Только вот идиллии с островитянкой у Робби не вышло…
Выдумщики Кастеллано и Пиполо + Челентано
Почти все самые лучшие итальянские комедии с участием Адриано Челентано родились в содружестве актера с режиссерами и сценаристами Франко Кастеллано и Джузеппе Моччиа (они выступали под творческим псевдонимом «Кастеллано и Пиполо»). В 1979-м году была снята криминально-лирическая комедия «Бархатные ручки». В ней Челентано сыграл магната Квиллера, которого воры по ошибке принимают за своего. Он не разубеждает новых приятелей: во-первых опасается разозлить их (ведь именно он продает первоклассное бронированное стекло, мешающее грабить ювелиров), а, во-вторых, богач-инженер влюбился в одну из членов банды, милашку Тилли.
Наиболее известная – ее крутят по нашему ТВ без конца – комедия этого трио «Укрощение строптивого» не нуждается в представлении – совсем как ее герой, угрюмый владелец фермы и виноградников Элиа, не нуждался в женском обществе. Но одним дождливым вечером на пороге его дома возникнет прекрасная, как сон, горожанка Лиза (Орнелла Мути), которая потревожит покой холостяка.
Кастеллано и Пиполо увидели, какой успех принесла «химия» дуэта Челентано-Мути и решили использовать ее еще раз. Уже через год после «Укрощения» на экраны вышла комедия «Безумно влюбленный». Правда, на сей раз уже персонаж Адриано завоевывал гордую красавицу в исполнении Орнеллы. У парня были определенные трудности: он – обычный водитель городского автобуса, она – принцесса, у которой есть масса выгодных претендентов на руку и сердце. Однако Барнаба не таков, чтобы сдаться при виде преграды, он придумает массу уловок, чтобы привлечь внимание Кристины!
Авантюрная комедия «Туз», вышедшая в один год с «Безумно влюбленным» (вот это была производительность у команды!), – одно из лучших детищ тандема Кастеллано и Пиполо. И тут тоже не обошлось без Челентано. Он с блеском изобразил заглавного героя, виртуозного шулера. Правда, как и в случае с мелодрамой «Привидение», герой погиб чуть не на первой пятнадцатиминутке фильма, а дальше разгуливал призраком, видимым только жене (вот незадача – Туза убили прямо в брачную ночь!). Новоиспеченное привидение оказалось очень бодрым и предприимчивым – Туз непременно хочет устроить личную жизнь своей дорогой Сильвии!
Блеф-многоходовка
И еще одна итальянская комедия с Челентано, которая украсит наш топ, – «Блеф», снятый в 1976-м году режиссером Серджо Корбуччи. На этот раз у Адриано был заморский партнер по площадке – звезда американского кино Энтони Куин. «Блеф» – очень популярное кино, не сходящее с наших телеэкранов (и в прокате СССР занявшее 30-е место – с 44,3 млн. зрителей). Сложная комбинация, которую задумала прожженная красавица-бандерша Белль Дюк, нечаянно проваливается. В ее руки попадает не человек, который бросил ее много лет назад (и которому она хочет отомстить), Бенг (Куин), а какой-то посторонний, по виду – полный «лопух», Феликс (Челентано). Страсти накаляются, а сюжет разворачивается по принципу «вор у вора дубинку украл, а тот его обдурил».