6 советов для начинающих режиссеров от Стивена Кинга

Кино и сериалы
2675

Книги Стивена Кинга экранизируют вот уже более четырех десятков лет, права на адаптацию мэтр традиционно продает за символическую сумму, но иногда сам садится за сценарий. А еще он любит появляться в камео – например, в «Кладбище домашних животных» писатель изображал пастора, а в «Мистере Мерседесе» – жертву с тесаком в шее. Уроки, извлеченные королем ужасов из сотрудничества с Голливудом, вылились в 6 советов для начинающих режиссеров от Стивена Кинга.

Распознавайте посредственность

Многие рекомендации автора «Сияния» и «Мизери» «от противного», то есть, Кинг учит, чего не следует делать. Так, в автобиографии «Как писать книги: воспоминания о ремесле» он рассуждает: «Мы читаем, чтобы ощутить посредственность и откровенную гниль; такой опыт помогает нам распознавать эти вещи, когда они начинают проникать в нашу собственную работу, и избегать их. Мы также читаем, чтобы измерить свой «вклад» против добра и великого, чтобы понять все, что можно сделать». 

Постер фильма «Оно»

Хорошая история подойдет широкой аудитории

Первая книга Кинга, которую экранизировали, была «Кэрри»: фильм Брайана Де Пальмы вышел в 1976-м году. Это очень успешное кино, принесшее исполнительницам главных ролей (дочери и матери Уайт, Сисси Спейсек и Пайпер Лори) номинации на «Оскар». Что и говорить, оригинал был отличным. А вот и совет Кинга – хорошая история подойдет широкой аудитории. То есть, если вы беретесь за бестселлер, его (при правильном подходе к процессу) посмотрит огромное количество людей любых возрастов и профессий. 

Писатели Стивен Кинг и Джордж Мартин

Смотреть фильмы не достаточно

Один из распространенных советов, которые дают многие кинематографисты, –  смотреть много фильмов, изучать работу режиссеров. Но Стивен Кинг считает иначе. На мастер-классе в 2012-м году прозаик признался, что книги по написанию сценариев – чушь собачья, и что смотреть чужие фильмы не достаточно. 

Писатель Стивен Кинг

Вы не учитесь, просто «прыгнув в вагон»

Другой миф о кинопроизодстве – что всеми его тонкостями можно овладеть на практике. То есть, вы задумали снять фильм, не очень разбираясь в особенностях профессии, но это не беда, что делать – поймете «на ходу». Кинг соглашается с тем, что практика совершенствует, но и возражает: вы не учитесь, просто «запрыгнув в вагон».  К тому же известному человеку доверяют больше, чем новичку. «Когда я собирался снимать «Максимальное ускорение», я получил работу не потому, что ходил в киношколу. Я получил работу, потому что я Стивен Кинг. Если вы станете достаточно знаменитыми, они позволят вам повеситься на Таймс-сквер в прямом эфире».  Еще одна цитата Кинга на ту же тему: «Хотелось бы, чтобы кто-нибудь сказал мне, как мало я знаю, и как это все утомительно. Я никогда не ожидал, что узнаю так мало о механике и методе создания фильмов. Люди нянчатся с режиссером, словно говоря: «Не буди ребенка». Никто не хочет пояснять тебе то или иное, если что-то не получается».

Стивен Кинг на пресс-конференции

Не занимайтесь перепланировкой

Несмотря на это, Кинг все же снял экранизацию собственной книги «Максимальное ускорение» (ужастик немало критиковали). Это его единственный режиссерский опыт, из которого Кинг вынес правило: не занимайтесь перепланировкой, будь вы постановщик, сценарист или романист.

Кадр фильма «Максимальное ускорение»

Дайте исходному материалу справедливую экранизацию

И еще один совет, изложенный в выдержке из интервью 2016-го года, данного Кингом изданию Deadline: «Авторы заслуживают справедливой экранизации. Я не могу понять, почему любой режиссер хочет потратить 1 миллион долларов на книгу, а затем сделать что-то, очень мало похожее на эту книгу. Идеальным фильмом и автором, который получил прекрасную адаптацию, был Айра Левин. Он написал роман «Ребенок Розмари». И эта книга идентична фильму. Это тот случай, когда вы можете сказать людям, что если вы смотрели фильм, вам не нужно читать книгу. Вплоть до того момента, когда Роман Полански звонит Левину и говорит: «В одной сцене у вас есть кое-что о «Нью-Йоркере» с рекламой рубашки Burberry, я хочу найти этот выпуск и положить на кофейный столик в квартире». Левин засмеялся и сказал: «Я это выдумал». Но Полански нашел нечто подобное и положил-таки на стол. Чудо происходит, когда  длинная книга в 450 страниц становится двухчасовым идеальным фильмом». 

Кадр фильма «Ребенок Розмари»

Дизайн — Жанна Травкина