Лучшие фильмы Ларса фон Триера

Кино и сериалы
7055

Ларс фон Триер – одна из самых неоднозначных персон европейского кино, постановщик и сценарист, собравший целую коллекцию каннских наград. Он обожает шокировать и дразнить публику. В фильмах Ларса фон Триера кипят нешуточные страсти: дама бросается в пучину порока, разыскивая куда-то запропастившийся оргазм, а потерявшие сына родители ищут сами себя, уединившись в дремучей чаще… Такие ленты мейнстримом не назовешь!

Трилогия «Е»

Призы Каннского кинофестиваля режиссер начал собирать еще в 1984-м году, получив «Технический гран-при» за триллер «Элемент преступления». Подумать только – когда-то мэтр снимал детективы! Ведь речь в картине идет о сыщике, который после долгих лет жизни в Северной Африке возвращается в Европу и начинает идти по следу серийного убийцы. Психопат расправляется с девочками, а наш герой пытается проникнуть в ход его мыслей – совсем как персонаж «Красного дракона» и сериала «Ганнибал» полицейский консультант Грэм. 

Через три года родится второй фильм так называемой «трилогии «Е», «Эпидемия», его в этом цикле считают слабейшим звеном. История двух сценаристов, сочиняющих свой опус про страшный вирус, начинает сбываться в реальности. Что ж, оказывается, датчанин был одним из первых, кто снял кино об эпидемии, грозящей гибелью человечеству, – сейчас лент с подобным сюжетом расплодилось множество.

«Европа»  – один из лучших фильмов Ларса фон Триера – завершает «трилогию «Е». Он венчает ранний период творчества постановщика и посвящен судьбе немца, сразу после финала Второй мировой приехавшего из Штатов на родину. Идеалист Леопольд считал, что в Германии его встретят с распростертыми объятиями, но реалии оказались гораздо жестче. В 1991-м году кино получило сразу три приза Канн (правда, среди них не оказалось вожделенной «Золотой пальмовой ветви»).

«Золотое сердце»

Сделав перерыв на отличный фэнтези-сериал «Королевство», датский режиссер приступил к съемкам еще одного «эпохального» фильма, знаменующего начало нового этапа его трудов. «Рассекая волны» претендовал на два «Золотых глобуса». Приз могла получить молодая Эмили Уотсон, она же была номинирована на «Оскар». Ее героиня свято верит в Бога и надеется на его защиту – ведь родные против брака с любимым. Но судьба будет очень жестока к девушке. Лента открывает цикл под названием «Золотое сердце».

Вторая лента трилогии – «Идиоты». В ней впервые фон Триер вводит весьма откровенные сексуальные сцены (за что подвергается критике). Трагикомедия рассказывает о необычной общине – в нее входят вполне нормальные мужчины и женщины, которые «на людях» притворяются умственно отсталыми. Кто-то назвал эту картину «хлесткой пощечиной буржуазному обществу».

Самый известный (и, может быть, лучший фильм Ларса фон Триера) замыкает трилогию «Золотое сердце». Это драма «Танцующая в темноте», горькая и пронзительная, ее лучше не смотреть слишком впечатлительным людям (впрочем, это касается большинства работ датчанина). Победитель Каннского фестиваля, фильм не нуждается в громких эпитетах. Всем известен его сюжет. Слепнущая женщина собирает деньги на операцию для сына (она не хочет, чтобы и его окружала темнота), но их крадут, и Сельма убивает вора. Финал предсказуем: общество накажет виновную. Бьорк, сыгравшая главную роль, тоже стала триумфаторшей Канн, получив Серебряный приз. Хороша была и Катрин Денёв, которой досталась роль приятельницы Сельмы.

Добрые люди «Догвилля»

Из цикла «США – страна возможностей», конечно же, выделяется «Догвилль». Сиквел («Мандерлей») был не убедителен – во многом, из-за того, что исполнители ключевых ролей (Николь Кидман и игравший ее отца Джеймс Каан) не участвовали в продолжении «Догвилля». Ну, а третья часть мэтром так и не была поставлена. Поначалу в «Догвилле» режет глаз отсутствие декораций и съемок на натуре (все происходит в «условном пространстве»). Но постепенно проникаешься историей и забываешь об этом. А история очень жестока: попавшая в отрезанный от мира городок Грейс оказывается в рабстве у его обитателей (конечно, не сразу, а исподволь, постепенно). Подумать только –  даже самые милые люди способны на жуткие вещи, когда знают, что они останутся безнаказанными. Только возмездие придет – оттуда, откуда доггвильцы его не ждали.

От «Антихриста» до «Нимфоманки»

Одним из самых шокирующих фильмов Ларса фон Триера стал «Антихрист». Шарлотта Генсбур (получившая приз в Каннах за эту роль) и Уиллем Дефо разыгрывают весь путь страданий, которые пришлось пережить родителям, потерявшим маленького ребенка. У жены – непреходящее чувство вины, ведь сын погиб, когда она с мужем предавалась любви. Муж намерен излечить супругу (он психотерапевт), но предпринимает для этого слишком радикальные меры.

Генсбур перекочевала и в следующий проект датчанина – она снялась в заглавной роли дилогии «Нимфоманка». Тот, кто собрался на сеанс ленты со столь «говорящим» названием, предвкушая дикий секс, оказался обманут. Хотя довольно откровенные сцены в кино присутствуют, этот фильм – не только об интиме!


Дизайн — Жанна Травкина