Четвертый сезон «Шерлока» мы ждали три года, а как же быстро он промелькнул! Судя по концовке (и названию финального эпизода – «Последнее дело Холмса»), это – прощание с героями Бенедикта Камбербэтча и Мартина Фримана. Грустно. Но, значит, мы, наконец, можем обсудить этот сериал «BBC» в нашей рубрике «Книга vs экранизация»!
Внимание: спойлеров будет немало, особенно опасно читать статью тем, кто не смотрел 4-й сезон.
Викторианские «сказки» на новый лад
Когда в 2010-м вышел первый эпизод «Шерлока», наши зрители, выросшие на традиционном многосерийном фильме Масленникова с Ливановым и Соломиным, ахнули: это же просто издевательство над любимыми персонажами! Но потом публика успокоилась и нашла себе новое увлекательное развлечение: находить в современной версии мотивы рассказов Артура Конан Дойла.
А Камбербетч и Фриман оказались такими милыми: первый – в своем легком сумасшествии («я – высокоактивный социопат»), второй – в неожиданной (для этакого растяпы) твердости и мужественности. Вскоре мы перестали замечать, что Шерлок – вовсе не продукт викторианской эпохи, и что он пользуется высокотехнологичными достижениями XXI века, это казалось таким естественным!
Моффат и Гейтисс: искусные мастера
О сюжетах доктора-писателя Артура Конан Дойла писать бесполезно – ведь это целое море детективных новелл! Но какие же молодцы продюсеры и сценаристы Стивен Моффат и Марк Гейтисс – они словно искусные золотошвеи по стежочку, по ниточке «внедрили» в современное полотно образы, аллюзии, персонажей, загадки оригинала. Иногда рассказ-первооснова угадывался на раз: например, дебютный эпизод «Этюд в розовых тонах» основан на самом первом деле Холмса «Этюд в багровых тонах», а знаменитая серия с Ирен Адлер «Скандал в Белгравии» – это видоизмененный «Скандал в Богемии». Иногда авторы были очень ироничны, и тогда жуткий пес из повести Конан Дойла превращался в галлюцинацию (в эпизоде «Собаки Басквервилей»), а бюсты Наполеона – в бюсты Маргарет Тэтчер (серия 4-го сезона «Шесть Тэтчер»). Порой зрителям приходилось поломать голову над тем, откуда взяты сюжетные линии. Зато было очень приятно почувствовать себя почти гением, угадав, что «Слепой банкир» (2 эпизод 1-го сезона) – это и «Пляшущие человечки», и «Знак четырех». Всего в сериале использованы мотивы двух десятков рассказов сэра Артура.
Молли Хупер: на контрасте
Помимо основных героев и книг, и сериала (Шерлок, Джон, его жена Мэри, появившаяся в третьем сезоне, Майкрофт, миссис Хадсон, инспектор Лестрейд, Мориарти) сценаристы ввели двух абсолютно «левых» персонажей. Во-первых, это патологоанатом Молли (Луиза Брили), беззаветно влюбившаяся в Шерлока с первого взгляда. Она готова помочь эксцентричному сыщику в самых опасных делах, но к концу сериала Молли совершенно измучена безответностью ее чувств. Интересно, что Моффат и Гейтисс вовсе не собирались оставлять Молли больше, чем на один сезон, но потом прониклись и сделали эпизодическую героиню почти центральной. Что ж, неплохой ход: преданность Молли Хупер отлично оттеняла безэмоциональность Шерлока.
Персонаж, которого у сэра Артура не было и в помине
Во-вторых – и это ошеломляющий сюрприз, от которого сэр Конан Дойл наверняка перевернулся в гробу, авторы придумали еще одного члена семьи Холмс (в этот момент перед вами начинает мигать красная лампочка: спойлер, спойлер, спойлер – Ред.). Оказалось, у Майкрофта (который старше Шерлока на 7 лет) и его брата есть младшая сестра, погодка детектива. По традиции, родители назвали дочку выспренно: Эвр (древнегреческий бог восточного ветра). Причем Эвр была гениальнее братьев и ей предрекали будущее Ньютона. Увы, «нагрузкой» к высочайшему ай-кью шла тяжелая психопатия. Пятилетняя крошка уничтожила самое дорогое для Шерлока (тут мы все же удержимся от спойлера) и подожгла родовой особняк. Малютку упекли в специализированное учреждение для неуправляемых психопатов, больше похожее на крепость на острове, где она и жила до сей поры под неусыпным присмотром Майкрофта. А что же Шерлок? Тот «переписал» воспоминания и ничегошеньки не помнит о сестре. Но однажды она заявит о себе, да еще как! Эвр стала украшением 4-го сезона (простите, сэр Артур, но вы до третьего члена гениальной семейки не додумались, а зря). Роль высокоинтеллектуальной психопатки сыграла неизвестная английская актриса Сиан Брук.
Мэри: из скромницы – в киллершу
Кардинальным изменениям подверглась трактовка образа Мэри Морстен, невесты, а потом жены Ватсона. В книге это кроткая девушка, обратившаяся за помощью к сыщику (повесть «Знак четырех»), Джон ею увлекся, да так, что оставил дом миссис Хадсон и свил свое семейное гнездо. В сериале это бывшая спецагентша, наемница, входившая в квартет таких же безбашенных и умелых. Отряд называл себя «А.Г.Р.А», по инициалам имен его членов – трех мужчин и одной женщины. Их нанимали для выполнения опасных заданий (даже правительство Великобритании прибегало к услугам команды). Мэри сыграла Аманда Аббингтон, подруга («гражданская» жена) актера Мартина Фримана. Примечательно, что в 4-м сезоне Мэри убивают (Джон несказанно страдает, супруга чудится ему в каждом углу), а перед премьерой этого сезона стало известно, что Аманда и Мартин расстались. Просто пророчество какое-то!
Реверанс эпохе Конан Дойла
В сериале был один специальный выпуск: Моффат и Гейтисс хотели смягчить слишком долгое зрительское ожидание и сняли рождественский эпизод «Безобразная невеста», вышедший в России в начале 2016-го года. С другой стороны, авторы хотели отдать дань викторианской эпохе – чтобы Шерлок и Джон покрасовались в старинных костюмах и оказались среди кэбов в мрачноватом Лондоне времен Джека Потрошителя. Серия получилась достаточно замороченная и «рваная», тайна вначале казалась мистической и жуткой, но ее разгадка – яйца выеденного не стоила.
Мориарти: море отрицательного обаяния
А теперь – наша любимая часть рубрики «Книга vs экранизация»: кастинг! Начнем с самого «сладкого», Джима Мориарти. Совершенно чокнутый тип! Но – море отрицательного обаяния. Вопреки текстам Конан Дойла и всем каноническим теле- и кино-Мориарти (там он – очень немолодой, старше Шерлока, желчный, скрупулезный, методичный, отталкивающей внешности, высокий, сутулый) Джим в «Шерлоке» почти что юн и привлекателен. К тому же он маленького роста (173 см), тщедушен, зато с маникальным блеском в глазах. Эндрю Скотт сыграл не столько преступного гения, сколько человека, который жаждет поставить Холмса на колени. Но, что говорить, справился! И когда Мориарти, бодрый и язвительный, появляется в финальном эпизоде, челюсть буквально отвисает: ведь он же выстрелил себе в голову в 3-й серии 2-го сезона («Рейхенбахский водопад»).
Два сапога – пара
Несколько слов об еще двух антагонистах. Ларс Миккельсен (да, старший брат Мадса) был великолепен в роли Милвертона, шантажиста с размахом, вот уж скользкая жаба с человеческим лицом! И правильно его Шерлок застрелил – с такими нельзя церемониться.
А Тоби Джонс столько раз играл злодеев, что казалось – актер не найдет новых красок для своего Калвертона Смита (богач-серийный убийца, выстроивший ради своих целей больницу и прячущий звериный оскал за благотворительностью). Но смог, смог, нашел, и Смит – это отвратительнейший из героев Джонса.
Ирен: неожиданная доминантка
Лара Пулвер в роли Ирен Адлер показалась очень странной. Зритель был не готов к доминатрикс, одинаково легко «приручающей» и джентльменов, и дам, и столь же легко освобождающейся от всей одежды в присутствии незваного гостя (незнакомого с Ирен лично Шерлока). Ведь в книге она – светская дама с чарующим голосом, в пышных (приличных!) нарядах, конечно, авантюристка, но куда ей до размаха героини Пулвер! Однако и в рассказе, и в сериале Адлер – единственная оставившая глубокий след в сердце сыщика (он называет ее «Та женщина» или «Эта женщина»). Во втором сезоне мы видим, как Холмс спасает Ирен от казни (она в плену у мусульман-террористов), а в четвертом узнаём, что Шерлок до сих пор иногда переписывается с Адлер, посылая и получая смс. Внешность Лары Пулвер (кстати, она – бывшая жена Джошуа Далласа, Принца из «Однажды в сказке») особых нареканий не вызвала, и авторы очень остроумно обыгрывали наготу ее персонажа!
Лестрейд: верный товарищ
В отличие от стереотипов (инспектор Лестрейд и в книгах-то не блещет умом, а в советском фильме в исполнении Борислава Брондукова он и вовсе полный идиот) Руперт Грейвз в образе инспектора не так уж глуп, мало того – импозантен. Кроме того, он считает себя другом Шерлока и всегда готов прийти ему на помощь. Так что ни о каком полицейском-ротозее и речи не идет.
Он гениальнее младшенького
Майкрофт Холмс – старший брат Шерлока, большая «шишка» в правительстве, блюдущий интересы безопасности Соединенного Королевства, – гораздо умнее младшенького. Но по роду службы ему некогда заниматься «пустяками», поэтому он поручает дела Шерлоку (и помимо этого присматривает за ним). Марк Гейтисс оставил эту роль за собой, и он стал, пожалуй, лучшим Майкрофтом всех времен! Тонкая ирония, щегольство и напыщенность сочетаются в нем с острым умом, а последняя серия показала, что даже такие государственные мужи способны к самопожертвованию. Если привыкнуть к своеобразной внешности этого Майкрофта, в него даже можно влюбиться. Увы. Сам Гейтисс – замужний гей.
Домовладелица Хадсон: стриптизерша на пенсии
У нас есть комплименты и в адрес уважаемой домовладелицы (не домработницы!) миссис Хадсон. Мы узнали много нового о «милейшей тетушке», нежно заботящейся о своих жильцах. О, это совсем не «домашняя наседка» в чепчике, лепечущая что-то о чашечке чая! Если верить авторам сериала, она – бывшая стриптизерша, жена владельца наркокартеля (которого осудили и казнили), умеет обращаться с оружием, носит элегантные брючные костюмы, лихо водит гоночное авто и может постоять за себя, если что. Уна Стаббс точно так же лихо справилась с поставленной актерской задачей и заслуживает аплодисментов.
Ватсон: с виду – мямля, внутри – кремень
По сути, широкая публика узнала Мартина Фримана благодаря роли Джона Ватсона (далеко не все смотрели «Автостопом по Галактике» или «Тайны «Ночного дозора»). А тут – одна из двух главных ролей в самом высокорейтинговом сериале 2010-го года (плюс в нашей стране шоу показывали синхронно с Великобританией)! Сразу встал вопрос: Ватсон и без усов? Как это так! Пришлось смириться. Позже непременную деталь внешности компаньона Холмса обыграли (в третьем сезоне) и оказалось: Фриману усы не идут, делают его каким-то опереточным героем. Вначале доктор кажется нам чуть не мямлей: маленький, неказистый, нерешительный, эта «психосоматическая» хромота… Но уже в конце первого эпизода Джон себя показал ого-го как! Так что Фриман пришелся ко двору. Кстати, увидев Мартина именно в этой роли, Питер Джексон решил, что нашел своего хоббита Бильбо, и даже отодвинул съемки франшизы, чтобы дождаться актера.
Шерлок: не будем придираться к носу!
Шерлок, Шерлок, Шерлок… Какой он у Конан Дойла? Молодой (да-да!) человек с орлиным носом, выступающим подбородком и серыми глазами, обладатель высокой худощавой фигуры, с неизменной трубкой во рту. В первом рассказе ему примерно 33 года. В минуты меланхолии он играет на скрипке. Под это описание прекрасно подходили и Кристофер Ли, и Джереми Бретт, и Ричард Роксбург, и Василий Ливанов, и Руперт Эверетт. Посмотрим на Камбербэтча. Глаза – да, серые, проницательные, рост – 183 см (в точку, в Шерлоке 6 футов или 183 см). Что касается носа или чрезмерной худощавости – это уже детали! Все буквально влюбились в пальто Холмса (оно сразу стало модным трендом), а смешная шапка была данью «каноническому» Шерлоку. Бенедикт был единственным и безоговорочным кандидатом на эту роль – так решили авторы, увидев его в исторической драме «Искупление». Сам актер признается, что играть гениальные озарения, когда мысли сыщика опережают слова, было сложно. Но ведь получилось!
Давайте устроим бунт!
Не знаем, как вам, но нам было очень грустно смотреть эпилог: стало понятно – это финальная точка шоу. А давайте устроим бунт! Потребуем продолжения! Между прочим, читатели сэра Артура так и сделали. Когда он «умыл руки», убив Шерлока на Рейхенбахском водопаде, возмущению поклонников детектива не было предела. Даже королева Виктория высказала свое негодование. И писателю ничего не оставалось… как воскресить героя!