Он перебрался в XXI век и вооружился гаджетами: «Шерлок»

Книги
2583

Четвертый сезон «Шерлока» мы ждали три года, а как же быстро он промелькнул! Судя по концовке (и названию финального эпизода – «Последнее дело Холмса»), это – прощание с героями Бенедикта Камбербэтча и Мартина Фримана. Грустно. Но, значит, мы, наконец, можем обсудить этот сериал «BBC» в нашей рубрике «Книга vs экранизация»! 

Внимание: спойлеров будет немало, особенно опасно читать статью тем, кто не смотрел 4-й сезон.

Викторианские «сказки» на новый лад

Когда в 2010-м вышел первый эпизод «Шерлока», наши зрители, выросшие на традиционном многосерийном фильме Масленникова с Ливановым и Соломиным, ахнули: это же просто издевательство над любимыми персонажами! Но потом публика успокоилась и нашла себе новое увлекательное развлечение: находить в современной версии мотивы рассказов Артура Конан Дойла. 

А Камбербетч и Фриман оказались такими милыми: первый – в своем легком сумасшествии («я – высокоактивный социопат»), второй – в неожиданной (для этакого растяпы) твердости и мужественности. Вскоре мы перестали замечать, что Шерлок – вовсе не продукт викторианской эпохи, и что он пользуется высокотехнологичными достижениями XXI века, это казалось таким естественным! 

Шерлок Холмс с ноутбуком

Моффат и Гейтисс: искусные мастера

О сюжетах доктора-писателя Артура Конан Дойла писать бесполезно – ведь это целое море детективных новелл! Но какие же молодцы продюсеры и сценаристы Стивен Моффат и Марк Гейтисс – они словно искусные золотошвеи по стежочку, по ниточке «внедрили» в современное полотно образы, аллюзии, персонажей, загадки оригинала. Иногда рассказ-первооснова угадывался на раз: например, дебютный эпизод «Этюд в розовых тонах» основан на самом первом деле Холмса «Этюд в багровых тонах», а знаменитая серия с Ирен Адлер «Скандал в Белгравии» – это видоизмененный «Скандал в Богемии». Иногда авторы были очень ироничны, и тогда жуткий пес из повести Конан Дойла превращался в галлюцинацию (в эпизоде «Собаки Басквервилей»), а бюсты Наполеона – в бюсты Маргарет Тэтчер (серия 4-го сезона «Шесть Тэтчер»). Порой зрителям приходилось поломать голову над тем, откуда взяты сюжетные линии. Зато было очень приятно почувствовать себя почти гением, угадав, что «Слепой банкир» (2 эпизод 1-го сезона) – это и «Пляшущие человечки», и «Знак четырех». Всего в сериале использованы мотивы двух десятков рассказов сэра Артура.

Книга Конан Дойла

Молли Хупер: на контрасте

Помимо основных героев и книг, и сериала (Шерлок, Джон, его жена Мэри, появившаяся в третьем сезоне, Майкрофт, миссис Хадсон, инспектор Лестрейд, Мориарти) сценаристы ввели двух абсолютно «левых» персонажей. Во-первых, это патологоанатом Молли (Луиза Брили), беззаветно влюбившаяся в Шерлока с первого взгляда. Она готова помочь эксцентричному сыщику в самых опасных делах, но к концу сериала Молли совершенно измучена безответностью ее чувств. Интересно, что Моффат и Гейтисс вовсе не собирались оставлять Молли больше, чем на один сезон, но потом прониклись и сделали эпизодическую героиню почти центральной. Что ж, неплохой ход: преданность Молли Хупер отлично оттеняла безэмоциональность Шерлока.

Молли – Луиза Брили

Персонаж, которого у сэра Артура не было и в помине

Во-вторых – и это ошеломляющий сюрприз, от которого сэр Конан Дойл наверняка перевернулся в гробу, авторы придумали еще одного члена семьи Холмс (в этот момент перед вами начинает мигать красная лампочка: спойлер, спойлер, спойлер – Ред.). Оказалось, у Майкрофта (который старше Шерлока на 7 лет) и его брата есть младшая сестра, погодка детектива. По традиции, родители назвали дочку выспренно: Эвр (древнегреческий бог восточного ветра). Причем Эвр была гениальнее братьев и ей предрекали будущее Ньютона. Увы, «нагрузкой» к высочайшему ай-кью шла тяжелая психопатия. Пятилетняя крошка уничтожила самое дорогое для Шерлока (тут мы все же удержимся от спойлера) и подожгла родовой особняк. Малютку упекли в специализированное учреждение для неуправляемых психопатов, больше похожее на крепость на острове, где она и жила до сей поры под неусыпным присмотром Майкрофта. А что же Шерлок? Тот «переписал» воспоминания и ничегошеньки не помнит о сестре. Но однажды она заявит о себе, да еще как! Эвр стала украшением 4-го сезона (простите, сэр Артур, но вы до третьего члена гениальной семейки не додумались, а зря). Роль высокоинтеллектуальной психопатки сыграла неизвестная английская актриса Сиан Брук.

Эвр – Сиан Брук

Мэри: из скромницы – в киллершу

Кардинальным изменениям подверглась трактовка образа Мэри Морстен, невесты, а потом жены Ватсона. В книге это кроткая девушка, обратившаяся за помощью к сыщику (повесть «Знак четырех»), Джон ею увлекся, да так, что оставил дом миссис Хадсон и свил свое семейное гнездо. В сериале это бывшая спецагентша, наемница, входившая в квартет таких же безбашенных и умелых. Отряд называл себя «А.Г.Р.А», по инициалам имен его членов – трех мужчин и одной женщины. Их нанимали для выполнения опасных заданий (даже правительство Великобритании прибегало к услугам команды). Мэри сыграла Аманда Аббингтон, подруга («гражданская» жена) актера Мартина Фримана. Примечательно, что в 4-м сезоне Мэри убивают (Джон несказанно страдает, супруга чудится ему в каждом углу), а перед премьерой этого сезона стало известно, что Аманда и Мартин расстались. Просто пророчество какое-то!

Мэри и Джон Ватсоны – Аманда Аббингтон и Мартин Фриман

Реверанс эпохе Конан Дойла

В сериале был один специальный выпуск: Моффат и Гейтисс хотели смягчить слишком долгое зрительское ожидание и сняли рождественский эпизод «Безобразная невеста», вышедший в России в начале 2016-го года. С другой стороны, авторы хотели отдать дань викторианской эпохе – чтобы Шерлок и Джон покрасовались в старинных костюмах и оказались среди кэбов в мрачноватом Лондоне времен Джека Потрошителя. Серия получилась достаточно замороченная и «рваная», тайна вначале казалась  мистической и жуткой, но ее разгадка – яйца выеденного не стоила.

Специальный викторианский выпуск сериала

Мориарти: море отрицательного обаяния

А теперь – наша любимая часть рубрики «Книга vs экранизация»: кастинг! Начнем с самого «сладкого», Джима Мориарти. Совершенно чокнутый тип! Но – море отрицательного обаяния. Вопреки текстам Конан Дойла и всем каноническим теле- и кино-Мориарти (там он – очень немолодой, старше Шерлока, желчный, скрупулезный, методичный, отталкивающей внешности, высокий, сутулый) Джим в «Шерлоке» почти что юн и привлекателен. К тому же он маленького роста (173 см), тщедушен, зато с маникальным блеском в глазах. Эндрю Скотт сыграл не столько преступного гения, сколько человека, который жаждет поставить Холмса на колени. Но, что говорить, справился! И когда Мориарти, бодрый и язвительный, появляется в финальном эпизоде, челюсть буквально отвисает: ведь он же выстрелил себе в голову в 3-й серии 2-го сезона («Рейхенбахский водопад»).

Джим Мориарти – Эндрю Скотт

Два сапога – пара

Несколько слов об еще двух антагонистах. Ларс Миккельсен (да, старший брат Мадса) был великолепен в роли Милвертона, шантажиста с размахом, вот уж скользкая жаба с человеческим лицом! И правильно его Шерлок застрелил – с такими нельзя церемониться.

Милвертон – Мадс Миккельсен

А Тоби Джонс столько раз играл злодеев, что казалось – актер не найдет новых красок для своего Калвертона Смита (богач-серийный убийца, выстроивший ради своих целей больницу и прячущий звериный оскал за благотворительностью). Но смог, смог, нашел, и Смит – это отвратительнейший из героев Джонса.

Калвертон Смит – Тоби Джонс

Ирен: неожиданная доминантка

Лара Пулвер в роли Ирен Адлер показалась очень странной. Зритель был не готов к доминатрикс, одинаково легко «приручающей» и джентльменов, и дам, и столь же легко освобождающейся от всей одежды в присутствии незваного гостя (незнакомого с Ирен лично Шерлока). Ведь в книге она – светская дама с чарующим голосом, в пышных (приличных!) нарядах, конечно, авантюристка, но куда ей до размаха героини Пулвер! Однако и в рассказе, и в сериале Адлер – единственная оставившая глубокий след в сердце сыщика (он называет ее «Та женщина» или «Эта женщина»). Во втором сезоне мы видим, как Холмс спасает Ирен от казни (она в плену у мусульман-террористов), а в четвертом узнаём, что Шерлок до сих пор иногда переписывается с Адлер, посылая и получая смс. Внешность Лары Пулвер (кстати, она – бывшая жена Джошуа Далласа, Принца из «Однажды в сказке») особых нареканий не вызвала, и авторы очень остроумно обыгрывали наготу ее персонажа!

Ирен Адлер – Лара Пулвер

Лестрейд: верный товарищ

В отличие от стереотипов (инспектор Лестрейд и в книгах-то не блещет умом, а в советском фильме в исполнении Борислава Брондукова он и вовсе полный идиот) Руперт Грейвз в образе инспектора не так уж глуп, мало того – импозантен. Кроме того, он считает себя другом Шерлока и всегда готов прийти ему на помощь. Так что ни о каком полицейском-ротозее и речи не идет.

Лестрейд – Руперт Грейвз

Он гениальнее младшенького

Майкрофт Холмс – старший брат Шерлока, большая «шишка» в правительстве, блюдущий интересы безопасности Соединенного Королевства, – гораздо умнее младшенького. Но по роду службы ему некогда заниматься «пустяками», поэтому он поручает дела Шерлоку (и помимо этого присматривает за ним). Марк Гейтисс оставил эту роль за собой, и он стал, пожалуй, лучшим Майкрофтом всех времен! Тонкая ирония, щегольство и напыщенность сочетаются в нем с острым умом, а последняя серия показала, что даже такие государственные мужи способны к самопожертвованию. Если привыкнуть к своеобразной внешности этого Майкрофта, в него даже можно влюбиться. Увы. Сам Гейтисс – замужний гей.

Майкрофт – Марк Гейтисс

Домовладелица Хадсон: стриптизерша на пенсии

У нас есть комплименты и в адрес уважаемой домовладелицы (не домработницы!) миссис Хадсон. Мы узнали много нового о «милейшей тетушке», нежно заботящейся о своих жильцах. О, это совсем не «домашняя наседка» в чепчике, лепечущая что-то о чашечке чая! Если верить авторам сериала, она – бывшая стриптизерша, жена владельца наркокартеля (которого осудили и казнили), умеет обращаться с оружием, носит элегантные брючные костюмы, лихо водит гоночное авто и может постоять за себя, если что. Уна Стаббс точно так же лихо справилась с поставленной актерской задачей и заслуживает аплодисментов. 

Миссис Хадсон – Уна Стаббс

Ватсон: с виду – мямля, внутри – кремень

По сути, широкая публика узнала Мартина Фримана благодаря роли Джона Ватсона (далеко не все смотрели «Автостопом по Галактике» или «Тайны «Ночного дозора»). А тут – одна из двух главных ролей в самом высокорейтинговом сериале 2010-го года (плюс в нашей стране шоу показывали синхронно с Великобританией)! Сразу встал вопрос: Ватсон и без усов? Как это так! Пришлось смириться. Позже непременную деталь внешности компаньона Холмса обыграли (в третьем сезоне) и оказалось: Фриману усы не идут, делают его каким-то опереточным героем. Вначале доктор кажется нам чуть не мямлей: маленький, неказистый, нерешительный, эта «психосоматическая» хромота… Но уже в конце первого эпизода Джон себя показал ого-го как! Так что Фриман пришелся ко двору. Кстати, увидев Мартина именно в этой роли, Питер Джексон решил, что нашел своего хоббита Бильбо, и даже отодвинул съемки франшизы, чтобы дождаться актера.

Джон Ватсон – Мартин Фриман

Шерлок: не будем придираться к носу!

Шерлок, Шерлок, Шерлок… Какой он у Конан Дойла? Молодой (да-да!) человек с орлиным носом, выступающим подбородком и серыми глазами, обладатель высокой худощавой фигуры, с неизменной трубкой во рту. В первом рассказе ему примерно 33 года. В минуты меланхолии он играет на скрипке. Под это описание прекрасно подходили и Кристофер Ли, и Джереми Бретт, и Ричард Роксбург, и Василий Ливанов, и Руперт Эверетт. Посмотрим на Камбербэтча. Глаза – да, серые, проницательные, рост – 183 см (в точку, в Шерлоке 6 футов или 183 см). Что касается носа или чрезмерной худощавости – это уже детали! Все буквально влюбились в пальто Холмса (оно сразу стало модным трендом), а смешная шапка была данью «каноническому» Шерлоку. Бенедикт был единственным и безоговорочным кандидатом на эту роль – так решили авторы, увидев его в исторической драме «Искупление». Сам актер признается, что играть гениальные озарения, когда мысли сыщика опережают слова, было сложно. Но ведь получилось!

Шерлок – Бенедикт Камбербэтч

Давайте устроим бунт!

Не знаем, как вам, но нам было очень грустно смотреть эпилог: стало понятно – это финальная точка шоу. А давайте устроим бунт! Потребуем продолжения! Между прочим, читатели сэра Артура так и сделали. Когда он «умыл руки», убив Шерлока на Рейхенбахском водопаде, возмущению поклонников детектива не было предела. Даже королева Виктория высказала свое негодование. И писателю ничего не оставалось… как воскресить героя!

Джон Ватсон и Шерлок Холмс

Дизайн — Жанна Травкина