Французский импрессионист Пьер Огюст Ренуар творил в конце XIX – начале XX века, он появился на свет в 1841 году. Отличием от других художников данного направления была тематика его работ. Если Моне, Сислей и Сезанн предпочитали пейзажи, то Ренуар посвящал свое творчество запечатлению повседневной человеческой жизни и запоминающихся женских образов.
Ранние работы Ренуара
Вырабатывая свой особый и неповторимый стиль, Ренуар стал одним из основоположников импрессионизма. Его картины всегда наполнены светом. Первые творения выполнены в розовых, голубых и нежно-зеленых тонах. Возможно, такой колористический выбор обусловлен тем, что в юношеские годы мастер подрабатывал в мастерской специализирующейся на росписи фарфора.
К лучшим творениям художника в этот период относятся:
«Натюрморт с большой цветочной вазой», написанный в 1866 году. Четко прописанная ваза с сине-голубым рисунком изумительно сочетается с большим количеством цветов в ней.
«Художник Базиль в ателье», 1867 года. Этот портрет наглядно показывает напряженную работу другого мастера. Положение художника, то, как он держит палитру и кисть, демонстрирует кропотливость творческого процесса рождения шедевра.
«Новый мост» 1872 года, погружает в атмосферу ясного дня со спешащими куда-то людьми.
Время выставок импрессионистов
В 1874 году состоялось открытие первой выставки импрессионистов, где участвовал мастер. Именно в это время Ренуар начинает писать преимущественно портреты:
«Портрет художника А. Сислея» 1874 года показывает задумчивого художника сидящего на стуле.
«Читающая девушка», над которой работал мастер в 1874-1876 годах, написана уже в другой цветовой гамме;
«Обнаженная (Анна)», 1876 года прорисована во всех деталях. Вообще, Ренуар, рисуя обнаженную натуру, выбирал себе в модели женщин далеких от совершенства: круглолицых, с пышными формами и крепкими руками.
«Перламутровый» период творчества
В 1880-х годах художник проводил много времени в путешествиях по Испании, Италии и Албании. Там он попал под влияние творчества Рафаэля и изменил манеру своего письма. Это особенно заметно в четком выделении контуров, в более проработанных объемах. Но потом Огюст вернулся к своему свободному стилю, добавив особого света в картины. Именно поэтому исследователи творчества Ренуара назвали этот период его жизни «перламутровым».
Яркими работами данного времени можно назвать эти работы:
«Фигуры в саду», которые мастер создавал с 1880 по 1890 гг. Светлая картина в лучших традициях импрессионизма показывает залитый солнцем сад и гуляющих в нем людей, очертания которых немного размыты.
«Большие купальщицы» написаны в 1887 году. Именно в этой работе видно влияние итальянской школы живописи;
«Натюрморт с анемонами» 1898 года очень отличается от «Натюрморта с большой цветочной вазой» 1866 года. В данной картине уже видна рука опытного художника, непревзойденно владеющего кистью.
В последние годы жизни Ренуара мучил артрит, и он почти перестал рисовать, отдавшись другому занятию – скульптуре. Последние его работы «Автопортрет» и «Портрет Тиллы Дюрье» написанные в 1910 году фактически безупречны. Мазки кисти передают не только внешнее сходство, но и всю глубину глаз позирующих, создается впечатление присутствия человека.
Пьер Огюст Ренуар скончался в 1919 году в Кань-сюр-Мер, где провел последние 16 лет своей жизни на своей вилле «Колетт». Его творчество было ярким, светлым и незабываемым не только на протяжении жизни, но и после, внося свой вклад в дальнейшее развитие искусства.