Микеланджело Буонарроти: биография и творчество

Это интересно!
5644

Он прожил удивительно долгую жизнь – без малого 90 лет. Его произведения украшают ватиканский собор святого Петра, галерею Уфицци, Лувр, Сикстинскую капеллу. И к строительству некоторых знаменитых соборов тоже приложил руку один из гениев эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти.

Биография и творчество Микеланджело Буонарроти

Первые робкие шаги в искусстве

Матери своей мастер почти не помнил, а его многодетному отцу не очень интересно было возиться с мальчуганом. Обедневший флорентийский дворянин Лодовико Буонарроти едва сводил концы с концами. Поэтому Микеланджело занималась деревенская кормилица. Именно из ее молока, по выражению самого гения, он извлек молот и резцы своего дарования. В подростковом возрасте, заметив в мальчике несомненный талант, Лодовико отдал его в ученики к художнику Гирландайо. А уже в 1489 году парень перешел в школу Бертольдо ди Джованни. Этой школе пристальное внимание уделял Лоренцо де Медичи, который заправлял фактически всей жизнью Флоренции. Он стал покровителем юноши, при его дворе родились первые шедевры – рельефная композиция «Битва кентавров» и мраморная «Мадонна у лестницы».

Микеланджело Буонарроти – величайший гений Ренессанса

«Научился лишь читать по слогам»

Флорентийских периодов творчества Микеланджело было несколько. Они, как и работа по заказам папы Юлия Второго в Риме, явились самыми плодотворными в жизни Буонарроти. Ему уже было за 70, когда он выполнил великолепные архитектурные работы и стал главным зодчим собора святого Петра. 

Собор святого Петра в Ватикане

Купол Ватиканского собора в Риме, внешний вид Капитолия, Палаццо Фарнезе, который «доводил до ума» Микеланджело, и сегодня свидетельствуют о несомненном его гении. К его гробнице во флорентийской церкви Санта-Кроче не прекращается поток поклонников высокого искусства. Об одном сожалел перед смертью почти 89-летний художник: что он умирает, только-только научившись читать по слогам в своем ремесле.

Единственные в своем роде

Невозможно привести все значительные работы Микеланджело. Остановимся на некоторых из них.

Тондо (круглая картина) «Мадонна Дони» хранится во флорентийской галерее Уфицци. Это единственное дошедшее до наших дней завершенное произведение станковой живописи кисти Буонарроти. В центре композиции – Святое Семейство, Богоматерь принимает от Иосифа Младенца Христа.

«Мадонна Дони» Микеланджело Буонарроти

Фреска «Страшный суд». Она расположена в Сикстинской капелле и занимает алтарную стену целиком. Над сюжетом о втором пришествии Христа мастер трудился 4 года.

«Страшный суд» Микеланджело Буонарроти

Одно из ранних творений, доказавшее талант скульптора у юноши, – рельеф «Битва кентавров». Другое название – «Бой Геркулеса с кентаврами». Выставлен в Музее Буонаротти во Флоренции.

«Битва кентавров» Микеланджело Буонарроти

Нельзя не упомянуть мраморную скульптуру «Скорчившийся мальчик», ведь она находится в санкт-петербургском «Эрмитаже». Это единственная работа Микеланджело, которая есть в России.

«Скорчившийся мальчик» Микеланджело Буонарроти

Самые-самые

«Моисей» – статуя пророка, достигающая 235 см. Это центральная фигура гробницы папы Юлия Второго в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи (Рим). 

«Моисей» Микеланджело Буонарроти

В соборе святого Петра есть шедевр, копии с которого распространены по всему миру. Это «Оплакивание Христа» – самая знаменитая пьета Микеланджело. И самая первая в его творчестве (он создал ее в 24 года). По легенде, мастер случайно услышал спор толпы об авторстве скульптуры и решил ее подписать. Таким образом, она явилась единственной подписанной работой Буонарроти. Стоит это гениальное произведение у входа в собор и ограждена от зрителей пуленепробиваемым стеклом (в начале 1970-х пьета пережила нападение фанатика-вандала).

«Оплакивание Христа» Микеланджело Буонарроти

Вряд ли найдется какой-либо более-менее грамотный человек, не представляющий себе статую «Давид». Эта фигура растиражирована, где только можно, и имеет миллионы копий самой разной величины. Гимн искусству Высокого Ренессанса выставлен во флорентийской Академии изящных искусств. Мраморный юноша высотой 5 м готовится к поединку с великаном Голиафом.

«Давид» Микеланджело Буонарроти

Кстати, совсем недавно, в 2007 году, архивы Ватикана преподнесли сюрприз. Там обнаружили набросок части купола базилики святого Петра. Специалисты установили, что именно эта зарисовка красным мелом – последнее, над чем работал художник перед кончиной в феврале 1564 года.

Дизайн — Жанна Травкина