Русский артхаус – лучшие фильмы

Кино и сериалы
13538

В СССР (а потом и в России) всегда было множество талантливых режиссеров, снимающих авторское кино. Фантасмагорические сюжеты, мрачные тупиковые ситуации, странные образы и персонажи, которые не всегда «по зубам» «массовой» публике. Это – русский артхаус. Чаще всего за постановочной «абракадаброй» скрывается глубокий смысл. Но разгадать его дано не каждому.

Многогранный талант Тарковского

Начать следует, конечно, с Тарковского. Неизвестно, как мэтр отнесся бы к тому, что мы «ставим» на его шедевры «штамп» «русский артхаус». Фильмы мастера многогранны, и если (при всем их глубоком философском посыле) байопик «Андрей Рублев» все же можно отнести к жанру «историческое кино», а «Солярис» – к фантастике, то несколько работ слишком не однозначны для такой прямолинейной классификации.

Довольно мрачная атмосфера царит в «Сталкере». В свое время любители развлекательных фильмов покидали сеансы, не выдержав этого почти трехчасового действа. А ведь картина, основанная на сюжете коротенькой повести Стругацких, завоевала в 1980-м году особый приз (присужденный христианским жюри) Каннского кинофестиваля. Когда-то инопланетяне устроили на нашей планете «Пикник на обочине» (именно так называется книга-оригинал). После отбытия этих гостей образовалась некая Зона – там бесследно пропадают люди, но где-то на ее просторах имеется и комната, способная исполнить желание. Те, кто отправляются туда, ведомые странноватым Сталкером, верят в чудо. Но их вера подвергнется жесткой проверке.

Путешествие в детство и последний фильм гения

Затейливое полотно, состоящее из воспоминаний главного героя, показано Андреем Тарковским в его «Зеркале». Это как бы слепок с эмоций и чувств, поток сознания, неуправляемого и загадочного. Тут нет отрицательных или положительных героев, нет завязки, развития событий, кульминации. Паря в этом потоке, сотканном режиссером, мы проникаем в его сокровенные мысли и подпитываемся его духовными силами.

«Жертвоприношение», завоевавшее сразу четыре награды Канн, относится к позднему творчеству Тарковского, кино снято уже в период эмиграции, поэтому в строке «страны-производители» значатся Швеция, Франция и Великобритания. Режиссеру отчаянно не хватало любимых актеров, с которыми он работал дома, – они остались в СССР, а Анатолий Солоницын так и вовсе умер. Самому постановщику оставалось жить считанные месяцы. Может, поэтому тема фильма столь печальна – надвигающийся Апокалипсис, ради того, чтобы спасти человечество, главный герой готов на любые жертвы…

Обреченная лавстори и после ядерного удара

К русскому артхаусу вполне можно отнести и соловьевскую «Ассу». Эта лента стала культовой сразу после выхода на экраны – ведь Сергей Соловьев использовал в кино композиции выходящих в то время «из подполья» рок-музыкантов, а в эпизодической (но очень значимой) роли появился Виктор Цой. История же, на первый взгляд, проста. Юноша по прозвищу «Бананан» влюбляется в содержанку немолодого мафиози. Он знакомит Алику со своим особым миром, в котором живут грустные лилипуты, звучат необычные мелодии, а ночью приходят сюрреалистические сны. Этот роман обречен, но прекрасен. Царящий в кадре постмодернизм плюс «революционная» музыка Гребенщикова творили чудеса – фильм (при всей его странности) посмотрели около 18 млн. зрителей.

Драма «Письма мертвого человека» чем-то созвучна «Сталкеру». Действие в фильме Лопушанского происходит после ядерной катастрофы. Земля представляет собой жалкое зрелище, а выжившие пытаются адаптироваться к новым жутким условиям. Особую актуальность ленте придал тот факт, что она вышла через несколько месяцев после аварии на Чернобыльской АЭС. 

Отвратительный кумир нации

Александр Сокуров – еще одна крупная фигура в мире авторского кино России. В 1999-м году приз Канн за сценарий заслужила его картина «Молох». Ее часто включают в списки лучших представителей русского артхауса. Фильм охватывает очень короткий период времени – всего сутки из жизни Адольфа Гитлера, его будущей жены Евы Браун и их приближенных. «Молох» порой внушает отвращение, порой удивляет. Но взгляд Сокурова на эту историческую фигуру весьма любопытен: ведь маленькому неказистому усатому человечку удалось стать кумиром нации и завоевать практически всю Европу. Как? 

До ужаса шокирующе!

Алексей Балабанов, увы, умерший довольно молодым в 2013-м году, снял дилогию «Брат». Но между двумя этими культовыми лентами он поставил драму «Про уродов и людей». Процветающая порнографическая студия в самом сердце дореволюционного Питера приносит свои грязные плоды: развращает неискушенных и уродует души. Очень хороши в фильме талантливый Виктор Сухоруков и Сергей Маковецкий.

Ну, а балабановский «Груз 200» просто бьет под дых. Похитить симпатичную девушку, приковать несчастную к кровати рядом с разлагающимся трупом ее же жениха и насиловать… А кругом жужжат мухи, почуяв несвежее мясо. Прочитав сценарий, от главной роли отказался тот же Маковецкий (правда, после он пожалел и хотя бы озвучил одного из персонажей). Конечно, под историю о маньяке замаскированы сильнейшие аллегории. Ведь действие ленты происходит в 1984-м году, и страна так же задыхалась от смрада лжи и коррупции, как бедная Анжелика в жилище психопата.

Смешно – до абсурда

Пожалуй, пора от серьезного и грустного переходить к нелепому, но веселому. Ведь дурачества героев «Даун Хауса» – тоже русский артхаус. Конечно, негоже смеяться над классиками (это своеобразная адаптация «Идиота»), но осовремененные герои Федора Достоевского тут довольно занятны. Еще бы – их играют Федор Бондарчук и Барбара Брыльска, Иван Охлобыстин и Юозас Будрайтис. Финал кого-то шокирует, но на всех не угодишь. 

Уже упомянутый Виктор Сухоруков играет еще в одном ярком образчике русского артхауса – «Ночном продавце». Это очень «черная» комедия с примесью ужастика. Красивый мальчик-студент Даниил (Павел Баршак) подрабатывает в небольшом магазинчике. Неожиданно туда нагрянула сексапильная жена владельца мини-маркета (Ингеборга Дапкунайте). Не найдя своей обычной секс-игрушки (заболевший охранник), дама решила соблазнить Даню. Так началась эта бесконечная сюрреалистическая ночка. 


Дизайн — Жанна Травкина