«Логан» - рецензия

Кино и сериалы
1992

Когда на Берлинском фестивале замелькали логотипы Marvel и 20 Century Fox, определенного чувства неловкости (после двух недель непрерывного независимого кино) избежать было сложно. Еще интереснее стало в тот момент, когда начался фильм. А уж после восторженных отзывов критиков, многие из которых окрестили «Логана» чуть ли не лучшим супергеройским фильмом, пропустить это кино было бы просто преступно.

Итак, что мы имеем? На дворе (а точнее, посреди пустыни на границе с Мексикой) 2029 год. Команды «Людей-Икс» больше не существует, мутантов почти всех истребили, а новые не рождались вот уже четверть века. По сути, из всей супергеройской компании остались лишь упорно впадающий в маразм профессор Чарльз Ксавье, охраняющий его мутант, да окончательно спившийся Логан, подрабатывающий в качестве водителя лимузина, практически потерявший способность к регенерации и периодически поколачивающий местных представителей криминала. Под музыку Джонни Кэша эта странная «семейка» отставных супергероев выглядит до невероятия мрачно и депрессивно. Хотя именно к такому эффекту стремился режиссер Джеймс Мэнголд.

Всю эту «идиллию» прерывает девочка, которую нужно переправить в Северную Дакоту. Как выясняется, девочка очень сильно похожа на самого Логана, только когтей у нее в два раза меньше, чем у него. А тем временем правительственная организация «Трансиджен», озабоченная получением супероружия, упорно клепает суперубийц из малолетних мутантов.

Логан, отчаянно стремящийся ни к кому не привязываться (и тем не менее постоянно ухаживающий за профессором), не сможет устоять перед обаянием ребенка и достанет когти ради последней битвы.

Картина с очень взрослым рейтингом R неспроста задает такой депрессивный тон с самого начала – зрителя ставят перед фактом, что и мутантам не чужды человеческие слабости, усталость, нежелание что-либо делать. Именно крушение личного мира становится главной темой фильма, а супергеройская вселенная скорее остается фоном. Даже суперспособности нам показывают так часто, как нужно для того, чтобы мы просто не забыли, какой, фильм, собственно смотрим. Желание режиссера выйти за рамки мейнстрима, сделать фильм более осязаемым и реальным (пусть и жестоким) определило успех картины у критиков. 

В принципе, и зрителям (более взрослым и подуставшим от пластиковых блокбастеров Marvel) такой подход тоже понравится. Но погодите называть картину «прорывом» и надеяться на то, что супегеройские фильмы, если и не уйдут окончательно, то хотя бы станут интереснее. В ближайшее время можно говорить лишь о переходе рейтинга в более взрослый (по крайней мере, многие предстоящие блокбастеры именно такой рейтинг и получили). 

Но давайте не будем забывать о том, что попытки сделать «другое» супергеройское кино уже были (вспомним фильмы о Бэтмене Бертона и Нолана). И несмотря на их наличие, общая ситуация с супергеройскими блокбастерами не изменилась. В откровенно слабой серии фильмов о Росомахе, которые спасал разве что сам Джекман, «Логана» с чистой совестью можно назвать лучшим, но не более.

Дизайн — Жанна Травкина