Дома архитектора Гауди в Барселоне

Это интересно!
2753

Come early tomorrow, Vicente,

 so we can make some more beautiful things.

 

Гений Гауди, архитектура которого завораживает и проникает в душу, не нуждается в пояснениях специалистов, чтобы понять ее неординарность. Этот житель Барселоны был величайшим архитектором, и по мнению многих, величайшим деятелем культуры из всех, кого рождала Каталония со средних веков.

Его работы главенствуют в Барселоне, как Бернини главенствует в Риме. Большая часть его зданий находится в этом городе и его окрестностях. Церковь Саграда Фамилия до сих пор считается эмблемой Барселоны, как Эйфелева башня Парижа, Колизей – Рима, а небоскрёбы – Нью-Йорка.

Его гений признавали не только соотечественники и почитатели столь непривычной геометрии, но и признанные гении, такие как Дали, который написал статью «О пугающей и съедобной красоте стиля модерн в архитектуре». В ней он воспевал достоинства зданий Гауди: «бесконечные превращения камня в плоть, жёсткости в мягкость».

Антонио Гауди жил и работал во второй половине 19-ого и первой четверти 20 столетия. Этот период совпадает с царствованием эклектизма и модерна, преобладавших в то время во всех сферах художественной жизни.

По словам экспертов, одним из секретов успеха Гауди, помимо безусловной неординарности внутреннего мира и  таланта, подаренного свыше,  был тот факт, что в его семье не было архитекторов, а следовательно, он был свободен от профессиональных представлений, рамок и канонов, характерных для потомственных архитекторов.

Жизнь заключалась в творении, он отдавал архитектуре себя всего без остатка. Гауди не писал мемуаров, научных трудов и статей; у него не было семьи, а его друзьями были товарищи по работе.

Большую часть своей жизни он прожил в Барселоне, которую сегодня сложно представить без построек  Гауди.

Саграда Фамилия

Первая встреча с Собором Святого Семейства (Саграда Фамилия) – всегда потрясение.

Этому проекту Гауди более ста лет. Его разработка началась в 1866 году в церковных кругах Каталонии. С того момента, как Гауди наняли, он пользовался полной свободой.

Любовь Гауди к природным формам заметна даже неискушённому взгляду. В камне Саграда Фамилия запечатлены тридцать видов растений. Антонио интересовали не только сами растения, но и то, как они устроены. Например, известно, что он фотографировал большие кипарисы и использовал их волокнистую структуру для дизайна колонн Собора.

Гауди любил черепах, и морская  наземная черепаха служат основаниями колонн Рождественского фасада  Саграда Фамилия. Каменные улитки здесь разбросаны повсюду, и турист, преодолев подъем внутри башни Рождественского фасада и взглянув вниз, увидит улитку – уходящую вниз спираль лестницы.

Закончить работу над строительством архитектору не удалось – он скончался. К этому времени лишь одна из башен фасада Рождества была завершена, но дело Гауди не забыто и строительство продолжается до сих пор. Согласно замыслу архитектора, это храм с тремя фасадами – Рождества, Страстей Христовых и Славы. Гауди видел этот собор не только как некий памятник архитектуры, а как библейский текст в архитектурной форме.

Дворец Гюэль

Крыша этого дворца, расположенного недалеко от побережья,  – королева среди крыш Барселоны. С ее вершины можно разглядеть контуры Готического квартала. Вид мало изменился со времен Гауди, разве что появился частокол телевизионных антенн.

Всего там двадцать труб, все примерно одинаковой формы: обелиск или конус, поднятой на оси, воткнутый в основу, и все отделано фрагментами плитки или стеклом. Такая отделка осколками разбитой керамической плитки называется «тренкади», по-каталонски «trencar» значит «разбивать». Эту технику использовали арабы, а Гауди первым возродил ее.

На крыше дворца Гуэль не найдёшь двух одинаковых дымовых и вентиляционных труб. Все они похожи на грибы-сморчки или шипы.

Если же пытливому путешественнику захочется  продолжить путешествие, то он может отправиться в Парк Гюэль, также спроектированный Гауди.

Сам парк не был задуман как обширный сад для отдыха и прогулок, подобно Центральному парку в Нью-Йорке. Это скорее не парк, а неудавшийся проект квартала домов. Сегодня барселонцы и туристы направляются сюда в выходные и будни, чтобы побегать трусцой, отдохнуть от городской суеты, подышать свежим воздухом и насладиться работами Гауди, посидеть на извилистой скамеечке, а потом спуститься вниз в город, полюбоваться на фасад Саграда Фамилия.

Дом Мила

По популярности с крышей Дворца Гюэль может соперничать только другая крыша – дома Каса Мила, известная также как Ла Педрера (в пер. «каменоломня»), построенного для испанского пера Мила-и-Кампса. Это последнее творение мастера в гражданском строительстве. 

При первом взгляде на это здание приходит мысль о морском утёсе с пещерами для людей. В его балконах с коваными решётками ажурного плетения за основу взяты водоросли и кораллы.

Прозвище, которое получил Каса Мила, - Каменоломня, заслуживает своего названия. Здание выполнено из бледно-медового цвета известняка из каменоломен горы Монтжуик. Она вызывает представления о средневековых фортах и крепостях.

Эта военизированность несколько смягчается естественными кривыми линиями фасада, а затем напоминает о себе дымоходами на крыше, стоящими подобно вооруженным, бдительным часовым.

Во внутренний двор здания экскурсоводы ежедневно водят туристов, любующихся мозаиками и настенной живописью, тянущейся вдоль вьющейся лестницы.

Мы надеемся, что обзор личность Гауди и его проектов, реализованных и продолжающих реализоваться сегодня, доставили вам удовольствие, ведь недаром само имя испанского зодчего происходит от каталонского глагола «gaudir», что значит «приносящий удовольствие». Точно также и творения великого мастера пронизаны жизнерадостностью и загадочностью.

 Изображение: arqhys.com tripwow.tripadvisor.com urbanity.es gaudidesigner.com

Дизайн — Жанна Травкина