Если выстраивать своеобразный «пьедестал» фильмов 2016 года, то, что брать за основу? Кассовые сборы или рейтинг? Ведь иногда первое совсем не отвечает второму и наоборот, то есть, в общем-то, пустое и глупое кино может оказаться лидером проката. А, может, главное – отзывы критиков и уже полученные награды? И еще одно: мы пока не знаем, чего ожидать от премьер декабря, а вдруг «Пассажиры» Мортена Тильдума, «Союзники» с Питтом и Котийяр или «Изгой-один», предыстория «Звездных войн», тоже достойны этого топа?
Мы постарались охватить большую часть жанров и выбрать в каждом лучшие фильмы 2016-го. Вот что получилось!
Фильмы 2016: раздаем «слонов»!
В центре внимания бостонских репортеров
Что касается наград, то сразу расставим точки над i. Выигравшая главный «Оскар» драма «В центре внимания», основанная на реально произошедшем скандале в Бостоне (когда католические священники подозревались в педофилии), собрала в прокате всего 88 млн. долларов. Хотя у нее две статуэтки и еще четыре номинации. Наглядный пример, когда «мейнстрим» и качественное кино – вовсе не синонимы. Но тем, кто ценит хорошую актерскую игру и неспешность (и объективность) изложения фактов, лента «В центре внимания» очень понравилась.
ДиКаприо: выживший и победивший
Что же до «Выжившего», столь бурно обсуждаемой драмы Иньярриту, принесшей Леонардо ДиКаприо так долго ожидаемый приз Киноакадемии за лучшую главную мужскую роль, тут дело вкуса и крепости нервов (а иногда и желудка). Если вам хочется смотреть на два с половиной часа страданий Хью Гласса, вперед! Любопытствующих, кстати, оказалось, достаточно: за право посмотреть, за что Лео заслужил статуэтку, зрители заплатили почти 533 млн. долларов. Достойные сборы и высокий рейтинг (7.8) дает нам право включить «Выжившего» в рейтинг лучших фильмов 2016-го.
«Зверополис» достоин «Оскара»
С лауреатами Киноакадемии мы покончили, теперь будем раздавать своих «слонов»! Полнометражная анимация в этом году порадовала – тут и милая история о рыбке с амнезией («В поисках Дори»), и уморительные гэги «Тайной жизни домашних животных». Но лучшим фильмом в этом жанре, безусловно, стал «Зверополис»: и детективный сюжет, и умилительные антропоморфные звери, и многочисленные «пасхалки» сделали свое дело. Отсюда – миллиардная касса фильма. Конечно, в начале 2017-го на оскаровской церемонии мы будем болеть именно за этот славный мультик.
«До встречи с тобой» – лучшая экранизация-мелодрама
За год вышло немало экранизаций – от оскандалившегося трэша «Гордость и предубеждение и зомби» до адаптации книги «До встречи с тобой». Дуэт Сэма Клафлина и Эмилии Кларк , действительно, брал за душу (тем более, всем было интересно глянуть, какова «Мать драконов» в лирическом жанре). Сценарий писала сама автор бестселлера Джоджо Мойес, а бюджет картины о парализованном миллионере, которого не удержит на этом свете даже любовь милой и светлой девушки, был превышен сборами больше, чем в 10 раз. Поэтому «До встречи с тобой» тоже оказывается в топе лучших фильмов 2016-го – и как экранизация, и как мелодрама.
Книга джунглей: мальчик, воспитанный в дикой природе
Другой «лауреат» номинации «экранизации» – фэнтези Джона Фавро «Книга джунглей». Эта лента подкупает непревзойденными визуальными эффектами. Индийская лесная глухомань вместе с ее мохнатыми обитателями прорисована до мельчайших подробностей, а от некоторых героев даже слеза наворачивается (так они трогательны). Не каждый взрослый смог бы играть так искренне, находясь один на один с зеленым экраном, так что Нил Сетхи заслуживает овации стоя. И, конечно, спасибо маститым актерам (от Билла Мюррея до Идриса Эльбы), которые украсили фильм своими голосами.
«Фантастические звери и места их обитания» вышли фантастически!
По сути, «Фантастические звери и места их обитания» – тоже экранизация, но мы выведем это кино в отдельную категорию. Пожалуй, это лучший фильм-2016 в жанре фэнтези. Приключения британского волшебника-недоучки (Эдди Редмэйн) в Нью-Йорке 1920-х годов получились выразительными и увлекательными, а те самые «твари» (волшебные зверушки, контрабандой провезенные Ньютом в Америку) растопят лед самых суровых сердец.
Красочная адаптация видеоигры «Варкрафт»
К фэнтези можно отнести и «Варкрафт», но для этого «колосса» мы приберегли свою «нишу»: лучшее перенесение на экран видеоигры. Причем не только 2016-го года, некоторые прежние кинопеределки игр были просто ужасны! Красочный мир, в котором орочья Орда во главе с темным монстром Гул’Даном начинает войну с людьми Азерота, вышел просто превосходным! Предвидим ворчание фанатов игры-оригинала – мол, в кино упущены многие ключевые моменты. Охолоните! Во-первых, режиссер Дункан Джонс старался сделать качественный блокбастер (и это у него получилось), во-вторых, история только начинается, так что «будет вам и белка, будет и свисток», как говорилось в старом детском стишке. Хорошие актеры во главе с Фимеллом, Пэттон, Фостером и Купером тоже внесли свой вклад в успех фильма.
«Первый мститель: Противостояние» – лидер среди комиксов…
И вот мы плавно подошли к самому популярному, затратному, но чаще всего окупающему себя жанру – кинокомикс! Если брать в расчет продолжения «авторитетных» франшиз, то пальму первенства мы отдаем ленте «Первый мститель: Противостояние». Третья часть приключений Кэпа и его друзей получилась наиболее зрелищной, чем предшествующие (спасибо многочисленным супергероям, вынужденным воевать друг с другом). К тому же она собрала впечатляющую кассу (1153304495 долларов) и наголову разбила соперника от «DC» «Бэтмен против Супермена». Предвидим вопрос: а как же распиаренный «Отряд самоубийц»? Этот фильм 2016-го получился неровным, поэтому оказался вне нашего хит-парада со своим рейтингом в 6.3 и кассой в 745 млн. долларов. Дэвид Эйр немного «не дотянул» (в отличие от братьев Руссо), а все интересные моменты мы увидели в трейлерах. Единственное, чем может похвастаться «Отряд», – все девчонки в Хэллоуин (и не только) захотели стать Харли Квинн, так ярко ее изобразила Марго Робби. Опасное желание…
… вместе с «Доктором Стрэнджем»
Но на верхней строке комиксового пьедестала почета Кэп не одинок – к нему присоединился новичок киноэкрана «Доктор Стрэндж», которого все очень хвалят за виртуозный и захватывающий визуальный ряд. Несмотря на 619 млн. долларов кассы он обходит «Отряд» по креативности, красочности, целостности сюжета. Отдельный реверанс – Бенедикту Камбербэтчу, который долго сомневался, следует ли ему лезть во вселенную комиксов.
«Дэдпул»: вызывающе, дерзко и смешно
Вы скажете – а как же «Дэдпул»? Ажиотаж вокруг пошлого, изуродованного (но неунывающего и практически неуязвимого) наемника был так велик! Тем более – Райан Рейнольдс порадовал, да и кассовые сборы превысили затраты в 13 с лишним раз. Море юмора, секса, самоиронии тоже не могут остаться без награды. Поэтому – в свете того, что путных комедий в этом году не выходило (а мы возлагали такие надежды на женский вариант «Охотников за привидениями»!) мы нарекаем «Дэдпула» лучшим фильмом 2016 года в жанре «комедийный комикс». Немного «масло масляное», конечно, но так уж вышло!
Пугающая летопись экстрасенсов продолжилась «Заклятием 2»
Знаете, какие фильмы чаще всего получают низкие рейтинги? Нет, мы не имеем в виду жутчайшие российские комедии (они тут просто вне конкуренции). Многострадальный жанр «фильм ужасов» переживает кризис. Поэтому сейчас так мало качественных хорроров и слэшеров, которые в конце 1970-х-1980-е плодились просто как кролики (и там был что ни фильм – то начало культовой франшизы). Может, оригинальные идеи повывелись? Но есть режиссер, который не боится цитировать классику жанра, причем играет с ней столь виртуозно, что хорошо забытое старое становится обновленным хитом (и пугает по-настоящему!). Мы говорим о Джеймсе Ване. Его мистический хоррор «Заклятие 2» стал просто глотком свежего воздуха (на фоне других попыток оживить жанр). История о девочке из пригорода Лондона, которую одолевает злобный дух, случилась на самом деле, да и Эд и Лоррейн Уоррены, сыщики-экстрасенсы – реальные персонажи. Их во второй раз непревзойденно сыграли Патрик Уилсон и Вера Фармига.
Чудо на Гудзоне, совершенное, в том числе, Иствудом и Хэнксом
Продолжаем тему «кино, основанное на реальных событиях». Тут следует похвалить фильм-байопик 2016-го «Чудо на Гудзоне», снятый ветераном Голливуда Клинтом Иствудом. Это полуторачасовой (непривычный хронометраж для наших дней!) почти документальный рассказ о капитане Салли (Том Хэнкс) – он посадил терпящий бедствие самолет прямо на реку и умудрился не потерять ни одного пассажира. Фильм подкупает своей непритязательностью, а история о летчике-герое (которого власти попытались унизить и «распять») сейчас, в свете жуткой трагедии с крушением самолета, перевозившего футбольную команду «Шапекоэнсе», обретает новое звучание.
Лучшее авторское кино – «Это всего лишь конец света»
Мы не можем проигнорировать и авторское кино – ведь в 2016-м году выходили фильмы Альмодовара, Коэнов, Вуди Аллена и других корифеев. Но мы отметим ленту канадского сценариста и режиссера Ксавье Долана – следом за жюри Каннского кинофестиваля. И не потому, что хотим «собезьянничать». Просто франкоязычная драма «Это всего лишь конец света» говорит со зрителем о вечно актуальных темах – любовь, семейные узы, смерть и ее неотвратимость. Трагедия главного героя Лео (Гаспар Ульель) разыграна великолепными французскими актерами (кроме Ульеля в ней заняты Натали Бай, Венсан Кассель, Марион Котийяр , Леа Сейду), и Долан уже не заигрывает с публикой, он прям и честен. Внимание: этот фильм 2016-го не рекомендуется к просмотру гомофобам и тем, кто хочет просто развлечься: рискуете заскучать.
Два лидера в жанре вестерн: «Омерзительная восьмерка»…
Наш импровизированный хит-парад фильмов 2016-го мы завершаем двумя вестернами. Один из них победит собственно в жанре «вестерн», и это «Омерзительная восьмерка» Квентина Тарантино. Несмотря на затянутость и обилие болтовни (ну, а какие герои режиссера не любят поразглагольствовать?), это крепко скроенное атмосферное кино с непревзойденным актерским ансамблем. Кроме любимчиков Тарантино Джексона и Рота здесь есть почти не знакомые массовому зрителю лица, а еще – есть шикарная роль Дженнифер Джейсон Ли – эта не имеющая никакой жалости к жертвам стерва даже с разбитым в кровь лицом будет прекрасна.
… и «Великолепная семерка» (она же – лучший ремейк)
А вот другой вестерн – «Великолепная семерка» Антуана Фукуа – становится лидером номинации «лучший фильм-ремейк 2016 года». Если учесть, что это «ремейк в квадрате» (и самобытной ленты Куросавы, и голливудской классики), то Фукуа взвалил на свои плечи очень, очень тяжелый груз! Но пронес его бережно и аккуратно – вплоть до самого финала. Крис Прэтт продолжает поддерживать амплуа хитреца и весельчака, Дензел Вашингтон напомнил, что он еще ого-го, а Итан Хоук и Винсент Д'Онофрио местами очень удивили. Конечно, 160,9 млн. долларов кассы – это мало для такого эпичного кино. Но кто в наше время любит вестерны и человеческие трагедии? Всем подавай комиксы…