Дом странных детей мисс Перегрин: Поппинс с курительной трубкой

Книги
2359

Пробираясь сквозь кислотные краски и утрированные образы героев из «Алисы в Стране чудес» Тима Бёртона, мы по-настоящему страдали от недостатка макабрического, готического и нуарного, что так привлекает в стиле режиссера. Бёртон «залицензировал» этот свой стиль еще со времен «Эдварда – руки-ножницы», а потом совершенствовал и шлифовал. Даже в самом неудачном недавнем его фильме «Мрачные тени» визуальный ряд все же очень хорош. Осенью 2016-го года вышла новая лента Бёртона, «Дом странных детей мисс Перегрин», она-то и поучаствует сегодня в битве «Книга vs экранизация», поскольку снята по роману американца Рэнсома Риггза.

Вдохновением стали… винтажные фото

Автор трилогии (да, история о детском доме мисс Перегрин получила два продолжения) Рэнсом Риггз коллекционировал винтажные фотографии, эта его страсть и послужила толчком к вдохновению. Он решил придумать историю про мальчика, который слушает воспоминания своего деда и рассматривает старинные снимки как иллюстрации к этим байкам. Сказано – сделано! Первая книга Риггза вышла на русском языке недавно – в  2015-м году, однако фанатов у нее хватает, причем таких преданных, что они придумывают квесты по мотивам романа и переодеваются в его героев. На родине писателя, в США, книга «Дом странных детей мисс Перегрин» вошла в престижный список бестселлеров «The New York Times».

Книги Риггза

В книге Джейкоб, подросток-американец из Флориды, не знал, верить дедушке Эйбу или считать, как другие взрослые, что все услышанные им страшилки – плод деменции. Однажды старик погибает при подозрительных обстоятельствах, а Джейкоб отправляется в Уэльс, на остров, где якобы провел свое детство Эйб – в интернате для ребят с паранормальными способностями. Там Джейкоб и убедится, что дед говорил правду. 

Дети из интерната

Сюрпризы от сценаристки

Хотя имя Рэнсома Риггза и стоит в титрах – как автора первоисточника, сценаристка Джейн Голдман многое переделала. Зрителей, читавших книгу, ждет сюрприз: две героини, Эмма и Оливия, «поменялись» своими сверхъестественными дарами. В романе первая умеет извлекать из ладоней огонь, а вторая была легче воздуха и без тяжелых башмаков могла упорхнуть. Здесь все наоборот, Эмма левитирует, а Оливия «бросается» огнем, при этом она стала гораздо старше. В Эмму был влюблен юный Эйб, но он покинул интернат, вернувшись в обычный мир и состарившись. Теперь Эммой всерьез увлекся Джейкоб.

Оливия в отличие от книжной, управляет огнем

Второе серьезное отличие касается антагониста – мистера Бэррона, бывшего «странного», ставшего чудовищем в результате неудачного эксперимента. В фильме этот монстр может принимать любое обличье (и одно время притворяется детским психологом, чтобы шпионить за Джейкобом во Флориде). В книге он не способен к таким метаморфозам.

Сэмюэл Л. Джексон на высоте – как всегда

Бэррон и его прихвостни оказались в очень затруднительном положении (каком – не скажем, чтобы не спойлерить), и чтобы выжить, должны есть странных детей. Так в романе. В фильме им хватает только глаз, извлеченных из убитых ребятишек. Видимо, Бёртон решил, что это будет выглядеть эффектнее. Роль мистера Бэррона с его белыми глазами и волосами и острыми зубами досталась Сэмюэлу Л. Джексону. Стоит ли говорить, что он заслужил наши комплименты?

Бэррон – Сэмюэл Л. Джексон

Есть и другие детали, которые отличают первоисточник и кино. Однако у фильма есть несомненный козырь: волшебная, манящая, пугающая визуализация событий. Вот он, фирменный стиль режиссера, никуда не делся! Кажется, что Риггз придумывал свой мир странных детей специально, чтобы потом все его фантазии экранизировал Тим Бёртон!

Нападение на дом

Детские чудеса и имбрины, парящие в небе

Что же это за странные дети такие? Раскроем несколько тайн. В этой пестрой компании есть мальчик-невидимка и его товарищ, у которого внутри живет пчелиный рой, девочка, умеющая ускорять рост растений, малышка, способная поднимать невероятные тяжести и другие колоритные персонажи.

Бронвин никакие тяжести нипочем

Заведует интернатом и присматривает за ребятами мисс Альма Перегрин (что переводится как «Сапсан», и не зря: директриса – волшебница, умеющая превращаться в сокола-сапсана). Кроме того она ловко управляется со временем, благодаря чему дети не взрослеют ни на день. Сам Бёртон назвал эту героиню «страшной Мэри Поппинс». Ну не такая уж она и страшная, Поппинс тоже была строга и пунктуальна! Роль мисс Перегрин так идет Еве Грин, просто залюбуешься: эти дерзкие глаза, кокетливая прическа, ослепительная улыбка. Она обожает свою трубку и предпочитает темные платья.

Мисс Перегрин – Ева Грин

Оказывается, в мире Риггза есть несколько кудесниц-имбрин, все они могут перевоплощаться в пернатых, управляют детскими домами, защищают питомцев от чудовищ и создают временные петли. В фильме Бёртона нам показывают еще одну такую воспитательницу, мисс Эвосет (Малиновку), которую играет Джуди Денч.

Джуди Денч – мисс Эвосет

Обошелся без Деппа и Бонем Картер

Есть в ленте и другой знаменитый британский актер – Руперт Эверетт, изображающий писателя-орнитолога, прибывшего с континента на остров, чтобы изучать птиц.

Орнитолог – Руперт Эверетт

Роль подруги Эйба (и Джейкоба), Эммы, Бёртон доверил Элле Пернелл. Как мы уже сказали, персонаж не похож на книжного, но белокурая летающая девочка в фильме так прелестна! Оказавшись на морском дне вместе с новым знакомым, она покажет ему настоящие чудеса.

Эмма – Элла Пернелл

Мы привыкли, что Бёртон не обходится без своих любимых актеров Хелены Бонем Картер и Джонни Деппа, но в «Дом странных детей» почему-то не пригласил их. Хелене бы пошла роль Перегрин, хотя, наверное, режиссер видел эту героиню более молодой. Скорее всего, Ева – новая муза мэтра, именно она играла антагонистку, ведьму Анжелику, в «Мрачных тенях». Зато что касается детского кастинга, мистер Бёртон не прогадал, маленькие артисты играли очень хорошо. Разве что Фиона (Джорджия Пембертон) сильно отличается от своего прототипа (книжная Фиона – немного неряшливое дитя природы, из карманов которого вечно сыплются семена и корешки). 

Мисс Перегрин и Джейкоб разговаривают с Фионой

Эйб и его внук: отличная пара

Теренс Стэмп всегда играл героев, внушающих ужас (это повелось еще со времен «Коллекционера»), уж больно у актера суровый взгляд! Здесь он стал дедом Джейкоба, в общем-то, положительным героем, но тоже со своими «тараканами» и секретами.

Актер Теренс Стэмп

А вот роль внука Эйба исполнил Эйса Баттерфилд, опытный молодой английский актер, знакомый нам по военной драме «Мальчик в полосатой пижаме» и «Хранителю времени» Скорсезе. Эйса тоже был на высоте, что и говорить, он вырос на съемочных площадках! Любопытно, что когда мы видели на экране маленького Джейкоба (во флешбэках), чудилось – это «омоложенный» Баттерфилд. Но, оказалось, постарались ассистенты по кастингу, подобравшие двух очень похожих на Эйсу мальчиков.

Джейкоб – Эйса Баттерфилд

Рука Бёртона чувствуется во всем

Декорации и костюмы – в стиле ретро – как обычно в лентах Бёртона великолепны! А тот самый дом, под крышей которого дети так долго чувствовали себя в безопасности, – не декорация, он существует, правда, выглядит не так зловеще. Особняк режиссер и его команда нашли в Бельгии, а вот морской берег снимали в Корнуолле.

Дом, сыгравший в фильме

Рука Бертона ощущается во всем: и в чудовищных марионетках (ведь он начинал как мультипликатор), и в реанимированном корабле, похожем на «Летучий голландец», и в оживших скелетах, устроивших бойню на карнавале. 

Тим Бёртон с марионетками

И, конечно, в самом карнавале с каруселью, потрепанными шатрами, пещерой страха и всеми прочими атрибутами подобного городка аттракционов. Кстати, если присмотреться, в одном из посетителей парка можно узнать самого Бёртона! А затейливо постриженные кусты возле дома мисс Перегрин словно сбежали из макабрического «Эдварда – руки-ножницы». 

Скелеты на карнавале

Выводы? Поклонники бёртоновских шедевров будут в восторге, а вот строгие читатели романа могут и поворчать. Мы принадлежим к первым и оценили экранизацию по достоинству! И еще одно: «Поппинс» не захотела расставаться с трубкой и захватила ее домой – как сувенир со съемок.

Постер фильма

Дизайн — Жанна Травкина