Шестикратный «оскароносец», удачливый продюсер и гениальный режиссер, вырастивший коллегу-дочку, Френсис Форд Коппола стал одним из «столпов» мирового кинематографа уже в «возрасте Христа». Именно в 33 года он выпустил «Крестного отца».
Созвездие «Оскаров»
Экранизация романа Пьюзо о мафиозном клане Корлеоне стала лучшим фильмом года и получила три «Оскара». Итальянец по крови, Коппола, как никто другой, мог понять, что движет главными героями, какие страсти кипят в огромных итальянских семьях. А вот что за пути ведут на криминальную дорожку – об этом прекрасно рассказал автор сценария Марио Пьюзо. Незабываемая музыка Нино Рота, уникальный Марлон Брандо (ему не было и пятидесяти, а он играл пожилого дона Вито Корлеоне, это заслуженный на все 100% «Оскар»!), молодой и уже очень яркий Аль Пачино и другие артисты. Фильм произвел сенсацию, он и сегодня смотрится на одном дыхании.
До этого успеха были учеба в Киношколе Калифорнийского университета и любопытный дебют. В той ранней работе, «Безумие 13», вряд ли можно узнать «руку мастера», но этот триллер, безусловно, стоит того, чтобы его посмотрели. С него начиналась эпоха Копполы.
Спустя два года после триумфальной премьеры «Крестного отца» вышла вторая часть саги. «Урожай» «Оскаров» оказался больше вдвое. Коппола стал лучшим режиссером. А Роберт де Ниро (воплощение героя Марлона Брандо в молодости) – как и его предшественник, стал обладателем престижной награды Киноакадемии США.
Прошедшие через ад
«Золотая пальмовая ветвь» Канн ожидала постановщика в 1979 году за военную драму с Мартином Шином (и вновь – с Брандо) в центральных ролях. «Апокалипсис сегодня» оказался правдивым и шокирующим рассказом о событиях войны во Вьетнаме. Тот ад, в который попали мальчики-идеалисты, патриоты звездно-полосатого флага, был показан во всей своей ужасающей «наготе», без героических прикрас.
В 1990-м году мэтр снял третью часть «Крестного отца». Жестокое развенчание и крах семьи Корлеоне – основа сюжета фильма. Аль Пачино предстает изрядно постаревшим Майклом, на чьи плечи рухнули очередные испытания. Однако этот фильм – не самая сильная часть трилогии, все 7 оскаровских номинаций так и остались лишь номинациями. А сыгравшая дочь Майкла София Коппола, вероятно, не очень хорошо себя почувствовала в «роли» актрисы. И сейчас она – состоявшийся режиссер, в чьей фильмографии вполне достойные «Трудности перевода».
Его «Дракула»
Спустя два года Френсис Форд Коппола экранизировал готическое произведение Стокера, положившее начало настоящей «вампиромании» в искусстве и литературе. О кровавых деяниях Влада Цепеша и его перевоплощении в бессмертного монстра, а также о последователях графа, чаще – очень плохих и реже – почти хороших, снимали много и продолжают снимать сейчас. Копполовский «Дракула» поражает, прежде всего, отличной стилизацией и замечательными артистами – от Гарри Олдмана до Энтони Хопкинса.
Очень хороши (для 1992-го года) спецэффекты. Грим старого Дракулы-Олдмана заслуживает овации (кстати, фильм как раз получил «Оскар» за грим). Другие статуэтки были вручены за костюмы и монтаж звука. Что касается звука – например, нечеловеческий крик Цепеша (тогда, когда он пронзает крест мечом) издал при озвучке не актер, а вокалист одной панк-группы. И такими любопытными детальками пронизана вся картина. Ее можно пересматривать бесконечно!
Не чужд экспериментов
Мистический фильм-фэнтези «Между» – одна из последних работ режиссера. Эта лента с Вэлом Килмером – немного странная и загадочная: писателю, утратившему вдохновение, видятся призраки. Сам Эдгар По пытается помочь прозаику.
Сценарий ко многим своим фильмам мастер пишет сам. В качестве продюсера Коппола не боится экспериментов. Примером тому может служить прекрасный документальный проект «Коянискатси».
Он продюсировал бёртоновскую «Сонную Лощину» и не слишком талантливый ужастик «Джиперс Криперс». Благодаря Копполе смог снять своего «Франкентштейна» с Де Ниро гениальный ирландец Кеннет Брана, а Джереми Левин поставил искрометного «Дона Жуана де Марко» (романтичная жизнеутверждающая история, в которой солируют Джонни Депп и Марлон Брандо).
Николас Кейдж взял себе псевдоним, чтобы не быть в тени знаменитого дяди. А вот сестра Копполы Талия Шайр не стеснялась принимать участие в проектах брата – она снялась во всех трех частях «Крестного отца».
А еще Коппола – успешный винодел. Недаром же он итальянец по происхождению! Один из сортов собственного вина он назвал в честь дочки.