Сколько можно издеваться над классикой детектива, с нас хватило и сериала про мисс Марпл (не с Джоан Хиксон, а новее), в котором была такая отсебятина! Вездесущая старушка появлялась там, где ее в романах и в помине не было (к примеру, «Убить легко», «Почему не Эванс» или «Вилла «Белый конь»). Если вы – знаток и любитель оригиналов, то будете плеваться и плеваться. С подобными нехорошими мыслями мы начали смотреть французский сериал «Загадочные убийства Агаты Кристи», в котором, согласно синопсису, забыли о Марпл и Пуаро, заменив их «левыми» персонажами. Насторожили даже начальные титры: «омультяшенные» герои изобретательно и кроваво расправлялись друг с другом. Ого, подумали мы, но решили продолжить, скрепя сердце. Итак, что же получилось у французов? Разбираемся в нашей постоянной рубрике «Книга vs экранизация».
Рождество стало юбилеем
Все началось с мини-сериала «Убийство на семейном вечере», который был показан в конце 2006-го года на французском ТВ. Это вольное (очень вольное) переложение романа «Рождество Эркюля Пуаро», в котором бельгийский сыщик расследует очередное таинственное преступление. В своем запертом изнутри кабинете зарезан богач, сделавший состояние на добыче алмазов и торговле ими. Старик был брюзгой, изводившим домашних, которые собрались в предрождественские дни под родительский кров (он хотел сообщить сыновьям и новообретенной внучке нечто важное, но не успел). Можно было подозревать каждого: куш слишком велик, как и ненависть к папаше, но Пуаро блестяще разделался с загадкой.
Так было в оригинале. В шоу, которое мы сегодня вам представляем, действие перенесли из английской провинции в Бретань 1939 года. Хозяин впечатляющего замка Симон Ле Теску пригласил на свой 70-летний юбилей сыновей (политика и давно отсутствующего спортсмена-легкоатлета, третий отпрыск ведет дела вместе с отцом), внучку из Испании (которую никогда не видел). Он был намерен объявить какое-то важное решение, но до этого дело не дошло: хозяина убили, и тоже в закрытой комнате. Вот почти и все сходство с первоисточником, дальше идут импровизации. Пуаро нет и в помине, вместо него есть нелепый новичок в полиции инспектор Эмиль Лампьон и его шеф, комиссар Жан Ларозьер.
Оммаж из четырех эпизодов
Родни у дедушки оказалось больше, чем в книге (и внебрачных детей в том числе), смертей прибавилось, а также придуманных сценаристами сексуальных сцен (от забав горничной и кухарок до гей-страсти). При этом все четыре эпизода мы ломали голову: как авторы выкрутятся в финале, сохранят личность убийцы или поменяют. Казалось бы, все эти фантазии на тему должны были просто бесить! Но… мы неожиданно втянулись, несколько раз вздрогнули от страха, в паре моментов прослезились и готовы были простить всю самодеятельность авторов. У них получилось цельное, несколько ироничное произведение, с несомненным уважением к Агате Кристи, эдакий оммаж, имеющий право на существование.
С чистого листа
Оказывается, французские телезрители тоже пришли в восторг, сериал увидели миллионы, и продюсеры задумались о продолжении. И тут надо отметить следующее. Если будете смотреть, начиная с «Убийства на семейном вечере», приготовьтесь к сюрпризу: сиквел 2009-го года начинается «с чистого листа», хотя перед нами – знакомые герои, обаятельный эпикуреец и щеголь под пятьдесят комиссар Ларозьер (Антуан Дюлери) и застенчивый и милый 30-летний Лампьон (Мариус Колуччи).
И вот мы уже переносимся в закрытый элитный девичий пансион, куда прибывает (в качестве ученицы) принцесса восточного государства, где только что совершили переворот, и понимаем: эта часть шоу «Загадочные убийства Агаты Кристи» основана на романе «Кошка среди голубей». Правда, эпизод называется «Кошка среди мышей».
Вы все поймете сами!
Мы отступим от нашего обычного «разбора полетов» (когда рассказываем об удачном или неудачном кастинге, а также схожести/несхожести сюжетов). Во-первых, персонажей чересчур много, а звезд мирового уровня (которых вы могли бы узнать) в сериале нет. Разве что Робер Оссейн, снимавшийся во франшизе об Анжелике (он изображал того самого вредного богатого старика Симона). Во-вторых, фанаты творчества слету будут понимать, по какой книге снята очередная серия («Убийства по алфавиту», «Опасность дома на окраине», «Пять поросят» и другие), хотя различий с оригиналом хватает. Проходиться по тридцати с лишним эпизодам нет смысла. Поэтому мы лишь похвалим замечательных главных героев в исполнении Дюлери и Колуччи – они были на высоте!
Талантливая отсебятина
Содержание романов Кристи, конечно, пострадало, но еще и обросло новыми интересными и смешными деталями (да-да, веселыми, за которые мы хвалим французов, вот хотелось бы разгромить их за отсебятину, да язык не поворачивается). Например, экранизируя «Печальный кипарис» (нет, скорее – импровизируя на тему романа), сценаристы приплели суфражисток, которые изо всех сил борются за предоставление женщинам избирательных прав, а Лампьона переодели дамой-феминисткой. Они с комиссаром прибыли в имение «под прикрытием», вот и пришлось Эмилю мучиться в тесных туфлях и парике. Интересно, что часто такие вот «ряженые» смотрятся грубо и гротескно, а вот инспектору женский костюм был впору, за ним даже приударять начали.
Дуэт сменила троица…
Увы, эта парочка ушла на покой где-то после одной трети сериала, уступив место компании других героев: любопытной, жесткой, охотящейся за «стоящим» материалом, словно гончая, Алис (Бландин Беллавур), элегантному и холодному комиссару Свану Лоуренсу (Самюэль Лабарт), он отлично разбирается в людской психологии, и его сексуальной и наивной секретарше Марлен (Элоди Френк). Троица храбро ринулась разоблачать убийц!
… и действие перескочило в конец 1950-х
Изюминкой эпизодов с Лоуренсом и его помощницами стала ретро-атмосфера конца 1950-начала 1960-х годов. Это стильно, изящно и очень «по-французски». Сыщикам придется распутывать не менее изощренные преступления, основанные на романах Кристи «Карты на стол», «Миссис МакГинти с жизнью рассталась», «Немой свидетель», «Убийство на поле для гольфа», «Почему не Эванс?», «Зеркало треснуло», «Убийство в трех актах», «Третья девушка» и еще почти на полутора десятках книг.
Так что, господа-товарищи, поругать сериал «Загадочные убийства Агаты Кристи» у нас не получилось. Это очень увлекательное путешествие в мир, придуманный королевой детектива, полный аллюзий, узнаваемых деталей и открытий. Рекомендуем!