Скрюченный домишко «скрючил» обитателей

Книги
4275

2017-й год принес уже достаточно киноразочарований (включая «Снеговика» с Фассбендером), поэтому смотреть новый фильм по роману Агаты Кристи «Скрюченный домишко» нам было страшно! Страшно вдвойне, поскольку королева детектива при всем изобилии сегодняшних авторов остается королевой, и мы обожаем перечитывать ее книги. Однако присутствие в фильме великолепной Гленн Клоуз и других отличных актеров (а также нешаблонный сюжет и сбивающая с ног развязка романа) решили дело. Насколько авторы кино приблизились к оригиналу, смогли ли передать атмосферу «Скрюченного домишки», оставили оригинальный финал или исказили (чем порой грешат киношники – вспомните хоть «Инферно»)? На все эти вопросы мы отвечаем в нашей традиционной рубрике «Книга vs экранизация».

Нетипичный роман Кристи

В отличие от культовых романов Агаты Кристи, включая недавно экранизированный бестселлер «Убийство в Восточном экспрессе», «Скрюченный домишко» не очень известен. В нем нет ни мисс Марпл, ни Эркюля Пуаро, да и убийцу никто не смог вычислить. Ну почти никто… Если вы не интересуетесь творчеством английской детективщицы, то можете и не знать, кто виновен в смерти британского миллиардера греческого происхождения Аристида Леонидиса. И тогда мы искренне завидуем вам, ведь концовка преподносит ошеломляющий сюрприз! 

Книга Кристи

Роман был издан в 1949-м году, действие в нем происходит после Второй мировой войны. Сразу скажем, что в фильме время «передвинуто» вперед, совсем чуть-чуть. Если подсчитать, в каком году родился Аристид, и во сколько лет умер, получаем 1958-й год. Это не важно, однако позволило режиссеру Жилю Паке-Бреннеру включить сцену «побега» старшей внучки богача Софии в город, где она и главный герой Чарльз идут на концерт рок-н-рольной группы, а потом танцуют под мелодии, очень напоминающие песни Элвиса Пресли.

Старику помогли отправиться на тот свет

Напомним сюжет романа, а потом сразу перейдем к «импровизациям», которые позволили себе сценаристы. Пожилой предприниматель (владелец ресторанов и отелей) Аристид Леонидис, в 20 с небольшим лет эмигрировавший из Смирны (Греция), и с тех пор заработавший миллиарды, умер в своем поместье. Казалось бы, что такого – ему было 87 лет, вот сердце и не выдержало. Однако старик считался крепким, на здоровье не жаловался, а потом доктор обнаружил, что вместо инсулина ему ввели глазные капли эзерин. О таком способе убийства (в шутку) говорил сам Аристид, на своем прошлом дне рождения. Выходит, кто-то из домашних воспользовался подсказкой и решил ускорить получение наследства. 

Портрет хозяина особняка

Два сына и невестки покойного выступают единым фронтом – они уверены, что с хозяином особняка расправилась томная пышногрудая вдова Бренда (вторая жена, которая моложе мужа на полвека). Ведь она явно неровно дышала к Лоренсу, учителю внуков Аристида Юстаса и Джозефины! В доме появляется Чарльз (по книге – жених Софии, по фильму – бывший возлюбленный, которого девушка оставила несколько лет назад). Он выступает в роли третейского судьи и детектива и должен понять, кто же подменил деду лекарство.

Чарльз и София Леонидис

Частный сыщик Чарльз и стреляющая леди Эдит

По воле сценаристов Чарльз стал частным сыщиком (видимо, для пущей достоверности) и сыном убитого инспектора Скотланд-Ярда. В романе отец героя жив-здоров и,  действительно, работает в лондонской полиции. Именно он просит сына отправиться в дом к Леонидисам и произвести разведку на месте. В фильме Чарльз оказывается в «Трех фронтонах» (название загородной усадьбы) с подачи Софии, которая нанимает его для поиска убийцы. Чувствуете разницу? В первом случае Чарльз  работает «под прикрытием», во втором – почти официальное лицо, которое может допрашивать подозреваемых (конечно, если они хотят идти на контакт).

Другие изменения не так уж существенны. К примеру, Бренда до замужества работала не танцовщицей в одном из заведений Леонидиса (как рассказали в ленте), а официанткой в его ресторане. Сестра первой супруги Аристида, Эдит де Хэвилленд, переехавшая в «Три фронтона» после безвременной кончины Марсии (чтобы помочь в воспитании детей) в романе не «охотится» за кротами, а в кино она палит из ружья, как заправский ковбой. Правда, пожилая тетушка при встрече с Чарльзом со злостью отзывается о плюще, который глушит другие растения. В общем, одного «паразита» заменили на другого. 

Эдит в фильме не раз стреляет

Еще незначительные коррективы: мать Софии, театральная актриса Магда, жаждет раздобыть денег не на постановку очередной пьесы (которая явно провалится), а на съемки фильма по сценарию ее мужа Филипа. К тому же слегка исправлен финал: в романе не было зрелищной и напряженной погони, которая способна взволновать тех, кто не знает, чем все завершится. Но – хвала небесам – и убийца, и его мотив – в ленте Бреннера остались неприкосновенными. 

Макс Айронс: ну нисколько не похож!

Признаться, весь фильм мы вглядывались в Макса Айронса, исполнителя роли Чарльза, и пытались разглядеть в нем хоть какие-то черты (или манеры) его оскароносного отца Джереми Айронса

Отец и сын Айронсы

С сожалением констатируем: не похож! Парень явно пошел в мать, актрису Шинейд Кьюсак и, надо признать, у этой звездной пары получился очень красивый сын! И играет неплохо. До сих пор ему не очень везло с проектами (провальный триллер «Красная Шапочка», неудачная экранизация романа Майерс «Гостья»). Конечно, и адаптация детектива Кристи со скромным бюджетом в 10 млн. долларов – не блокбастер, но мы считаем это шагом вперед. Да и товарищи по съемочной группе у Макса очень хороши.

Чарльз – Макс Айронс

Гленн Клоуз: в «яблочко»

Остается только удивляться – почему у Гленн Клоуз после шести номинаций нет ни одного «Оскара»? Она украшает своей игрой любой фильм или сериал – и современные («Роковое влечение», «Стражи Галактики», шоу «Схватка»), и  классические («Гамлет», «Таинственный Альберт Ноббс»). 

И, конечно, в «Скрюченном домишке» Клоуз, сыгравшая леди Эдит (дама себе на уме, язвительная и проницательная), это абсолютное попадание в «яблочко». Мы любовались каждой сценой с Гленн – впрочем, как обычно.

Леди Эдит – Гленн Клоуз

Не комедиантка, а… Клеопатра

Роль матери Софии Магды, женщины, привыкшей и в обычной жизни воплощать то один, то другой образ, исполнила Джиллиан Андерсон. Необычная трактовка роли! Если в книге Магда появляется эффектно и шумно, с распущенными «тициановскими» волосами и едва запахнутом пеньюаре, то здесь актриса принимает Чарльза в своем будуаре «а-ля Клеопатра»: с гладким черным каре и соответствующих украшениях. Что ж, и такая Магда с вкрадчивым голосом показалась нам убедительной. Правда, немного позабавила фраза героини – мол, ее считают комической актрисой из-за носа (хотя у Андерсон вполне себе благородный нос, очень даже подходящий для трагедий). Видимо, у книжной Магды он был вздернутый.

Магда Леонидис

Клеменси: ученый сухарь с любящим сердцем

Другая невестка Леонидиса – Клеменси, души не чающая в своем Роджере, работающая в лаборатории (ученая!), внешне тоже не очень-то похожа на Клеменси из романа. Где седые коротко постриженные волосы? 

Но не станем придираться: Аманда Аббингтон (Мэри из сериала «Шерлок» и экс-гражданская жена Мартина Фримана) убедила нас! Ее Клеменси готова убить за то, чтобы ее муж, наконец, «отпочковался» и избавился от опеки отца-диктатора, покинув удушливую атмосферу дома.

Клеменси и Роджер Леонидис

Мурлыкающая кошка Бренда

Недалекая, но, в общем-то, добросердечная Бренда, которая по-своему любила супруга и делала все, чтобы сделать его счастливым (ведь он обеспечил ее роскошной «сладкой» жизнью) – одна из главных подозреваемых в убийстве. Мало того – против нее настроен весь дом. 

Кристина Хендрикс (звезда сериала «Безумцы») сыграла Бренду именно такой, какой ее придумала Кристи: похожей на фаворитку султана или мурлыкающую кошку, ленивую, любящую поваляться на мягком диване и съесть что-нибудь вкусненькое. Она слушает тягучую музыку, пьет дорогие ликеры и упивается своим статусом несчастной вдовы, которую никто не любит. Режиссер уже работал с Хендрикс (она снималась в его триллере «Темные тайны»).

Бренда Леонидис

Прелестная София Леонидас

София – довольно сложный персонаж, на чьи плечи ложится непосильный груз (но девушка – кремень, она поборется с обстоятельствами!). Режиссер рисковал, взяв в звездный актерский состав почти дебютантку. Творческая биография Стефани Мартини – лишь пара-тройка небольших ролей в сериалах (включая фэнтези «Изумрудный город»). 

Она неуловимо похожа на кого-то – в этих ретро-нарядах и с яркой губной помадой… То ли на Изабель Юппер в «8 женщинах», то ли на молодую Кейт Уинслет. Актрису не за что ругать, она достойно справилась с задачей – совсем как София с возложенной на нее ответственностью.

София Леонидис

Филип, он же Чернокнижник

Отцовского любимчика Роджера, недотепу без деловой хватки, играет Кристиан МакКей, но этот персонаж блекнет по сравнению с нервным, вечно недовольным, ревнующим отца к младшему брату, Филипом. Этот историк, пишущий книги, которые никто не читает, некогда был блестящим юношей. Филип и Магда считались красивой парой, на которую оглядывались. Однако жизнь в душной ауре «скрюченного домишки» скрючила и его. 

Роль Филипа досталась Джулиану Сэндсу, талантливому актеру, которого до сих пор ассоциируют с заглавным героем мистического хоррора «Чернокнижник», белокурым садистом, попавшим в наш мир из Средневековья.

Магда и Филип Леонидисы

Суровый инспектор и девочка, грезящая о балете

Инспектора Тавернера (который в книге вместе с Чарльзом посещает «Три фронтона» и, собственно, ведет следствие) сыграл Теренс Стэмп. В кино это второстепенный персонаж, который дает разрешение Чарльзу отправиться к Леонидисам на пару дней и обещает пока «придержать» дело, находит вместе с ним важные улики и арестовывает предполагаемого виновника.

Инспектор Тавернер и Бренда

И, наконец, Джозефина – та самая некрасивая младшая дочь Магды, которую она называла «подкидышем» (ведь старшие дети актрисы привлекательны, а эта девочка явно унаследовала внешность коротышки-деда). Джозефина (Хонор Книфси) мечтает стать балериной, считает себя Шерлоком Холмсом (а Чарли – Ватсоном) и записывает наблюдения в свою книжечку. Этот дневник сыграет важную роль в сюжете.

Джозефина – Хонор Книфси

Вот это домишко…

И, наконец, о локациях съемок. Интерьеры снимались не только в студии, но и в библиотеке Королевского колледжа Лондона. А тем самым «Скрюченным домишкой» в фильме стал особняк в стиле викторианской готики Тайнтсфилд в Северном Сомерсете. По книге, грек-эмигрант построил дом так, как представлял загородную резиденцию богачей, постепенно коттедж расширялся, оброс башенками (вместо трех фронтонов в нем все одиннадцать), и напоминал большой гигантский гриб, выросший за одну ночь. Конечно, Тайнтсфилд привлекательнее, но башенок и в нем хватает.

Особняк Тайнтсфилд

Смотреть, и обязательно!

Конечно, этот фильм нужно посмотреть! И хотя критики оценили его не слишком высоко (примерно 6,6 рейтинга), а некоторые упрекали постановщика в «чересчур стерильном ретро» наподобие того, что был в сериале «Аббатство Даунтон», нас декорации не раздражали. Как и прически, костюмы, макияж, вполне отвечающие послевоенной эпохе. 

Особенное впечатление произвела сцена за ужином, когда за столом собрались все подозреваемые и Чарльз. В неверном мерцании свечей каждый казался человеком, прячущим темные мысли. Что ж, скрюченный домишко порядком изуродовал судьбы и характеры, и тот, кто побывал в нем, уже никогда не станет прежним.

Постер фильма

Дизайн — Жанна Травкина