10 любимых книг Майкла Каннингема

Книги
2019

Лауреат Пулитцеровской премии, автор успешно экранизированного романа «Часы» Майкл Каннингем в числе прочих знаменитостей ответил на вопрос – «Какие 10 книг вы взяли бы с собой на необитаемый остров?». Он назвал и одиннадцатую... пустую, в которой ничего не написано. Но не в качестве рабочего блокнота, писатель просто смотрел бы в нее иногда и думал обо всех книгах, которые ему недоступны и пока не прочитаны. Итак, вот 10 любимых книг Майкла Каннингема, уроженца Цинциннати, обладателя стипендии Гуггенхайма и просто отличного автора-постмодерниста.

Половина желтого солнца: другая жизнь

Первое издание в списке Каннингема – «Половина желтого солнца» нигерийской писательницы, учившейся в Йеле, Чимаманды Нгози Адичи. «Это мощный, подвижный и красивый роман. Это никоим образом не касается жизни, которой я живу, или мира, который я знаю», – сказал Майкл Каннингем о книжке африканки-феминистки.

Книга Половина желтого солнца

Невидимые города: по стопам Марко Поло

«Невидимые города» Итало Кальвино бросают вызов каждому правилу, которые обычно применяются к художественной литературе. К каждому! Было бы глупо не взять с собой на остров такую книгу», – а вот так писатель отозвался о сборнике из 55-ти рассказов Кальвино, опирающихся на значения карт Таро. Это фантазия на тему странствий Марко Поло.

Книга Невидимые города

Стекло, Ирония и Бог: от знаменитой эллинистки

Почему книга знатока эллинской культуры и литературы, переводчицы Сапфо и Софокла канадки Энн Карсон «Стекло, Ирония и Бог» тоже оказалась в списке автора «Часов»? Послушаем самого Каннингема. «Потому что это объемно, изобретательно и глубоко интеллектуально.  А еще – для напоминания о том, что в отношении книг единственными ограничениями являются те, которые мы сами устанавливаем для себя».

Книга Стекло, Ирония и Бог

Белый шум: профессор гитлероведения

Четвертая книга списка – фантастика Дона Делилло «Белый шум», странная сага о профессоре… гитлероведения и его шумной семейке. «Дон Делилло – мой бог приговора. Его «приговоры» полны нюансов и более сильны и прекрасны, чем любые предложения, которые я знаю. Если бы, отправившись на этот ваш гипотетический остров, я мог взять мизерный груз, я захватил бы  одно предложение Делилло и читал его снова и снова», – резюмирует Каннингем.

Книга Белый шум

Поезд мечтает: одна из величайших

О пятой книге топа-10 постмодерниста из Цинциннати он сам высказался очень кратко: «Я непременно взял бы «Поезд мечтает» Дениса Джонсона, потому что, насколько мне известно, это одна из величайших книг, написанных, по крайней мере, за последние 50 лет». Отметим, что Джонсон – как и Каннингем – лауреат Пулитцера.

Книга Поезд мечтает

Верная и добродушная ночь: стихи

«Верная и добродушная ночь: стихи» Луизы Глюк – еще одно издание сегодняшней десятки. Каннингем сознается: «Мне нужна поэзия. Мне понадобилось бы как минимум 100 книг поэзии. Я беру Глюк, потому что это сборник стихов, который я прочел совсем недавно. И, конечно же, потому что Глюк – великий поэт. Но на самом деле, начни я с поэтов, которых хотел бы взять с собой, я не знал бы, где остановиться…».

Книга Верная и добродушная ночь

Солярис: просто фантастика

Следующее произведение списка вам наверняка прекрасно известно – хотя бы по знаменитым экранизациям. Первую адаптацию осуществил Андрей Тарковский, и его «Солярис» с Банионисом и Наталией Бондарчук был наполнен глубокой философией, тогда как более поздний фильм Содерберга с Клуни больше похож на банальное космическое приключение. Итак, вот книга №7 – фантастика Станислава Лема «Солярис».

Книга Солярис

Полное собрание рассказов Фланнери О’Коннор: южная готика

Майкл Каннингем принадлежал к той же литературной школе, что и уроженка Саванны Фланнери О’Коннор. Она писала в жанре «южная готика» и ушла из жизни в 39 лет – вероятно, от последствий заболевания, доставшегося писательнице от отца, красной волчанки. Хотя наследие южанки – только два романа и 30 новелл, от ее книг Каннингем отказаться не может: «Я выбираю «Полное собрание рассказов». Но мне пришлось бы вырезать страницы из «Привычки бытия», сборника писем О’Коннор, и спрятать их среди страниц рассказов. Она богиня, верно? И мне нужны обе книги».

Книга Полное собрание рассказов Фланнери О’Коннор

Пасторалия: грустный смех

В 2017-м году Букеровскую премию присудили американцу Джорджу Сондерсу – за мистически-сюрреалистический роман «Линкольн в бардо». А вот в списке Каннингема оказалась другая книга Сондерса – «Пасторалия», сборник новелл, наполненных черным юмором, ёрничаньем над смертью и грустными улыбками. «Я люблю Джорджа Сондерса. Я действительно люблю Джорджа Сондерса. Что еще нужно сказать?», – исчерпывающий комментарий, правда?

Книга Пасторалия

На маяк: без Вулф – никуда!

Безусловно, раз героиней самого нашумевшего романа Каннингема стала английская писательница Вирджиния Вулф, то без нее этот топ-10 никак не обойдется! Наш сегодняшний герой долго размышлял и включил в список роман Вулф «На маяк»: «Было бы хорошо напомнить (поскольку я проводил свои дни, сидя на пляже под кокосовой пальмой) всю жизнь, всю красоту и печаль, всю тайну, все, что может содержаться в относительно скромном количестве страниц. Было бы хорошо постоянно напоминать мне, когда я становлюсь старше, о том, как сильно свирепствует жизнь, сколько эмоций и конфликтов, радости и разочарований могут быть переданы в романе, столь прекрасно, симметрично структурированном». Вот это завернул, да?

Книга На маяк

Дизайн — Жанна Травкина