Дьяволицы: мечта Хичкока и обожание Кинга

Книги
1760

За этот роман отчаянно бился Альфред Хичкок, но опоздал выкупить права на адаптацию – всего на пару часов. А Стивен Кинг поместил это кино в список самых значимых хоррор-фильмов, снятых до 1980-го года. Сегодня мы поговорим о главном шедевре француза Анри-Жоржа Клузо «Дьяволицы», который пережил и перещеголял несколько ремейков и целую плеяду лент-подражателей (другие сценаристы и постановщики заимствовали фабулу сюжета или шокирующую концовку, но никто не достиг высот Клузо). В конце концов, в последнее время в традиционной рубрике «Книга vs экранизация» появлялось много новинок, включая «Острые предметы» и «Касл-Рок», поэтому мы имеем право обратиться к всегда актуальной классике!

Мастер саспенса был не в обиде

…Впрочем, Хичкок не остался внакладе: он попросил французских авторов Буало и Нарсежака написать другой роман со столь же запутанным сюжетом, в результате родилась книга «Из мира мертвых», а потом – шедевр мэтра «Головокружение» с Джеймсом Стюартом и Ким Новак. Но одно то, что два таких мастера как Хичкок и Клузо боролись за триллер французов, уже говорит о многом! 

Кадр фильма «Головокружение»

Это дуэт виртуозов!

Мы не считаем себя книгочеями, «проглотившими» все шедевры в мире. Однако поверьте, из томов, прочитанных нами, можно было бы сложить, по крайней мере, Пизанскую башню. Поэтому мы со всей серьезностью заявляем: в европейской литературе нет других таких авторов, как Буало и Нарсежак, которые столь же виртуозно запутывали бы читателей (и придумывали блестящие нуарные триллеры). Этот дуэт родился в начале 1950-х (когда Пьер-Луи Буало был уже известным писателем, а Пьер Робер Эро, взявший псевдоним «Тома Нарсежак», пока лишь занимался критическим анализом детективной литературы). Читать книги творческого союза – наслаждение, вы и сами это знаете, если относитесь, как и мы, к фанатам жанра!

Дуэт писателей Буало и Нарсежак

Сотрудничество длилось без малого 40 лет, за это время родилось около полусотни детективов и 48 романов других жанров, а также три сборника рассказов. «Та, которой не стало» – ранняя жемчужина тандема, опубликованная в 1952-м году (второе совместное произведение прозаиков). На русский язык книгу перевели только спустя 20 лет.

Книга «Та, которой не стало»

Лесбиянки превратились в другие стороны любовного треугольника

Хотя Анри-Жорж Клузо сумел сохранить зловещую атмосферу романа, в его экранизации допущен ряд «переделок», продиктованных временем. В середине 1950-х годов и речи быть не могло о том, чтобы на большом экране появилась лесбийская пара. Поэтому вместо двух главных героинь, которые ополчились против мужчины из-за страстных чувств друг к другу, мы видим иных женских персонажей, супругу Мишеля Кристину и его любовницу Николь, сплотившихся против самодура, тирана и садиста. 

Постер фильма

И если в книге жертвой утопления была одна из дам, то в экранизации в ванну погрузили Мишеля, предварительно усыпленного лошадиной дозой снотворного, подсыпанного в любимый виски негодяя. К тому же Клузо, который был и сценаристом ленты, сделал центральных героев педагогами – директором, директрисой-хозяйкой и учительницей закрытого пансиона для мальчиков, тем самым подчеркнув несостоятельность «основ» тогдашнего французского общества. 

Бассейн в пансионе

Роскошная Симона Синьоре

Пересказывать содержание мы не станем – сам режиссер умолял об этом зрителей: в конце фильма даже есть такой титр-просьба. Лучше поговорим об исполнителях главных ролей. Звездой картины стала Симона Синьоре, будущая оскароносица, спутница жизни Ива Монтана. К слову, ей пришлось немало страдать в браке с легендой французской богемы: Монтан не хранил верность, а самый громкий роман актера и шансонье разразился на съемках в Голливуде. Ив даже планировал бросить Симону ради Мэрилин Монро. В фильме «Дьяволицы» Синьоре играет любовницу, «мозг» операции, она проявляет стальную выдержку и самообладание даже в наиболее «пиковые» моменты. 

Симона Синьоре в роли Николь

Вера: муза режиссера

Роль жены директора школы-интерната, доброй, но пугливой и неуверенной, страдающей болезнью сердца Кристины Деласаль, досталась Вере Клузо (урожденной Амаду), француженке с бразильскими корнями. Она играла и в другом знаменитом фильме мужа, «Плата за страх», и умерла еще молодой от инфаркта (жуткое совпадение!).

Вера Клузо в фильме

Его на самом деле «топили»

Француз Поль Мёрис исполнил около 60-ти ролей, однако славу ему принес именно господин директор – Мишель Деласаль, открывший (на деньги супруги) частную школу в пригороде Парижа Сен-Клу. На съемках Мёрису пришлось несладко – его на самом деле «топили» в ванне (Клузо был перфекционистом), а каким страшным казалось лицо несчастного! Ой, не к ночи будь помянут…

Супруги Кристина и Мишель

Угадайте, на кого похож комиссар!

Еще один персонаж, о котором хочется сказать, – комиссар Альфред Фише, чью роль сыграл Шарль Ванель, неоднократно работавший с Клузо и снимавшийся у Хичкока. Когда мы смотрели «Дьяволиц», то не могли избавиться от мысли: ну кого же этот полицейский напоминает? А потом нашли ответ: старый потрепанный плащ, участливый вкрадчивый тон, умение появляться в самый неподходящий момент и задать «неудобные вопросы», незажженная сигара в руке. Узнали? Да это же Коломбо (Питер Фальк), заглавный персонаж культового американского сериала! И действительно, позже мы нашли подтверждение, что создатели образа лейтенанта вдохновились комиссаром Фише. Интересно, особенно, учитывая, что пилотный эпизод сериала вышел спустя 14 лет после премьеры триллера. А образ-то оказался выигрышным и весьма живучим: детективный сериал выдержал 10 сезонов. 

Кристина Деласаль и комиссар полиции

Образец психологического триллера

Фильм Анри-Жоржа Клузо входит в топ-250 лучших фильмов всех времен, это гремучая смесь гран-гиньоля (парижский хоррор-театр) и нуара, а также образец психологического триллера, когда напряжение нагнетается не реками крови, а жутким давлением, оказываемым на персонажа. Если вы умудрились дожить до сегодняшнего дня и не увидеть это кино, думаем, медлить  с просмотром не стоит! 

Анри-Жорж Клузо с женой

И еще – не перепутайте оригинал с ремейком: несмотря на то, что в нем играют Изабель Аджани, Шэрон Стоун и Кэти Бэйтс, а сам триллер – цветной и более кровавый, это лишь бледная копия шедевра Клузо. 

Дизайн — Жанна Травкина