До свидания там, наверху: изобретательное ар-деко и антивоенный манифест

Книги
1791

В масках есть что-то зловещее. Будь то изысканные венецианские вещицы, черные очки мистера Икс или даже детские карнавальные. На ум  сразу приходят Призрак Оперы, конечно же, Майкл Майерс из «Хэллоуина» и еще смеющийся «пупс» из недавнего сюрпризного хоррора «Счастливого дня смерти» (помните, попавшая во временную ловушку героиня все разгадывала, кто ее убил, кто прячется за этой жизнерадостной рожицей). Маски – полноправные «действующие лица» французской гротескной драмы «До свидания там, наверху», снятой по роману Пьера Леметра (получившего Гонкуровскую премию). В свою очередь, кино заслужило пять «Сезаров». И нам очень хочется, чтобы вы узнали об этом фильме побольше – из нашей традиционной рубрики «Книга vs экранизация».

Мастер саспенса

Филолог, преподаватель американской и французской литературы Пьер Леметр дебютировал как писатель в зрелом возрасте. Уже второй его роман «Свадебное платье жениха», изданный в 2009-м и напоминающий саспенсы Хичкока (речь идет о девушке-маньячке), привлек внимание читающей публики (хотя и первый – «Кропотливая работа» – был хорош). Прославившись,  как мастер триллера (сквозной персонаж произведений Леметра – следователь Верховен), француз внезапно изменил «правила игры» и создал приключенческо-авантюрный роман «До свидания там, наверху». Именно эта книга принесла автору Гонкуровскую премию.

Книга «До свидания там, наверху»

За мгновенье до победы

Завязка романа приходится на ноябрь 1918-го, до финала Первой мировой остается всего пара дней. Взятие высоты под обстрелом германских войск кажется безумием, но так решил капитан Прадель, намеренно отправивший своих солдат в эту смертельную атаку. Двум из них суждено выжить. Аристократ Эдуар Перикур откапывает бывшего бухгалтера Альбера Майяра, но сам ранен в лицо осколком. Теперь он лишен возможности говорить (у некогда красивого юноши отсекло нижнюю часть лица), а поэтому решает «умереть». Умереть для отца и всего мира. На самом деле друзья поселятся вместе – один будет реализовывать свой талант художника и прятать лицо под масками, другой станет поддерживать товарища и доставать тому наркотик для облегчения боли.

Отец Эдуара – кадр фильма «До свидания там, наверху»

Придираться особенно не к чему

Пьер Леметр был соавтором сценария фильма (вышедшего в наш прокат весной 2018-го), вместе с режиссером Альбером Дюпонтелем. Поэтому каких-то режущих глаз отличий сюжета оригинала и экранизации нет. Да, в ленте упущены гомосексуальные наклонности Эдуара, а его друг Альбер стал гораздо старше (в романе они почти ровесники). И еще – отец художника, миллионер Марсель Перикур (Нильс Ареструп), в фильме более эмоционален и сострадателен. Но это не очень значительные детали. Что же до ужасов войны (Леметр был очень выразителен в описаниях), не вина кино, что пока оно не способно передать запах крови и гниющей плоти.

Боевые товарищи в окопе

Декадентское пиршество для глаз

Главные события разворачиваются в послевоенной Европе, и тут авторы адаптации позволили себе настоящее декадентское пиршество для глаз. Недаром некоторые сравнивают фильм с трагикомедией Уэса Андерсона «Отель Гранд-Будапешт», у картины «Увидимся там, наверху» потрясающий антураж. Поэтому три «Сезара», французских «Оскара», достались оператору, художнику по костюмам и дизайнерам, отвечающим из декорации. 

Сцена из фильма «До свидания там, наверху»

Интрига и 92% «плюсов»

Гротеск перемежается с изысканным ар-деко, а трагические ноты – с черным юмором. Однополчане Перикур и Майяр не могут мириться с алчностью их бывшего командира (Прадель хорошо устроился, мало того, что женился на сестре Эдуара, так еще и затеял аферу с перезахоронениями погибших солдат, приносящую немалый доход). И вот начинается тонкая игра, к которой трудно «подкопаться». За интригу и изобретательное перенесение ее на экран критики разразились положительными рецензиями (процент хвалебных отзывов на Rotten Tomatoes – 92 с рейтингом 7,5).

Равняясь на Чаплина

Драма «Увидимся там, наверху» поставлена известным актером Альбером Дюпонтелем, он же сыграл спасенного Эдуаром Альбера. Дюпонтель работал с Лораном Бутонна (экс-возлюбленный Милен Фармер), снявшись у того в «Джорджино» и «Мести бедняка», играл в «Необратимости» Гаспара Ноэ. Но потом нет-нет, да и вставал по ту сторону камеры, однако успеха как постановщик добился только с этим фильмом. Признание пришло на «Сезаре»: Дюпонтель удостоен двух премий – за режиссуру и адаптированный сценарий. Он сам признается, что равняется на Чарли Чаплина, наверное, поэтому в его ленте столько смеха сквозь слезы?

Альбер Дюпонтель сыграл роль Альбера

Играя одними глазами

Перед аргентинцем Науэлем Пересом Бискаяртом стояла задача потруднее: появившись в «истинном» облике красавца Эдуара всего в паре моментов, исполнитель спрятался за масками, а поэтому играть приходилось глазами и без единого слова. Это верх мастерства! Жаль, что его не номинировали на «Сезар» (к слову, у фильма было 13 номинаций, а, как мы уже говорили, выиграли 5). 

Эдуар Перикур

Махровый негодяй

Зато у актера Лорана Лафитта была возможность получить приз, француз большой молодец, его злодей Анри Прадель вызывает физическое отвращение, несмотря на смазливую внешность. В этом махровом негодяе, самодовольном усатом высоком франте, мы с удивлением узнали героя триллера Верховена «Она»: Лафитт играл Патрика, соседа Мишель (Изабель Юппер). Ну надо же, а ведь актер начинал как комик!

Анри Прадель – Лоран Лафитт

«Букет» героинь

Женский «букет» исполнительниц прекрасен. Тут и претендовавшая на «Сезар» Мелани Тьерри (Полин), и бельгийка Эмили Деккьен из «Братства волка» (сестра Эдуара Мадлен), и юная Элоиз Бальстер (девчушка Луиза, в своей лихой кепке набекрень похожая на Гавроша). 

Сестра Эдуара Мадлен

…Маски могут скрывать многое: боль и усмешку, ехидство и грусть, злорадство и любовь. Никогда не узнаешь, что там, за оболочкой, оберегающей от сторонних взглядов эмоции хозяина. Поэтому-то они и зловещи. 

Кадр фильма – Эдуар и Луиза

Дизайн — Жанна Травкина