6 советов для начинающих режиссеров от создателей «Звездных войн»

Кино и сериалы
1518

Над франшизой «Звездные войны» (за исключением спин-оффов) работали пять режиссеров. Это идейный вдохновитель фантастической саги Джордж Лукас (снявший Эпизод IV и трилогию приквелов), Ирвин Кершнер («Империя наносит ответный удар»), Ричард Маркуанд («Возвращение джедая»), Джей Джей Абрамс («Пробуждение силы»), Райан Джонсон («Последний джедай»). Как сказал Лукас, «Эти фильмы – больше, чем просто космические корабли», добавив, что нужно прислушиваться к самому себе и не обращать внимания на неизбежную критику. А вот еще 6 советов для начинающих режиссеров от создателей «Звездных войн». 

Помните: сюжет исходит от персонажей

Наиболее известная и, возможно, самая любимая часть франшизы – «Звездные войны. Эпизод V: Империя наносит ответный удар», поставленная ныне покойным Ирвином Кершнером. В 1980-м году режиссер дал ценный совет неопытным коллегам, в двух словах он звучит так: «Сюжет исходит от персонажей». Вот цитата из интервью: «В 10 раз сложнее делать научно-фантастическую драму, чем делать научно-фантастическую мелодраму. Разница, в конце концов, в том, что в драме сюжет исходит от персонажей, а мелодраме – все наоборот. В «Империи» герои находятся на переднем плане».

Кадр фильма «Империя наносит ответный удар»

Воспринимайте слово «развлечение» как нечто серьезное

В той же беседе Кершнер заявил, что главная ценность фильмов серии «Звездные войны» – развлечение, и это не так просто, как звучит: «Да, это развлекательная программа, но не бездумная сенсорная стимуляция. Развлечения в хорошем смысле слова стимулируют чувства, эмоции, интеллект, и это открывает вам что-то в мире, который до сих пор был закрыт. Двери открыты для новых эстетических форм. Каждая иллюзия в фильме – это организация пространства и объектов. Если результат имеет форму, значит, он обучает аудиторию, давая им это чувство формы».

Ирвин Кершнер и Дарт Вейдер

Если это не реально, это не будет работать

Валлиец Ричард Маркуанд скончался 49-летним, через 4 года после того, как снял «Возвращение джедая». Но перед этим он успел дать интервью Жюлю-Пьеру Малартре, которое не было опубликовано до 2013-го года. Красной нитью в беседе проходит совет: «Если это не реально, это не будет работать». А вот и расшифровка мысли Маркуанда: «Я работал над фильмом, в котором часты крупные планы, и нет ничего более пустого, чем крупный план Дарта Вейдера. Зачем вы «вкладываете» в него человека? Потому что понимаете, что у вас есть кто-то, и если вы двигаетесь в правильном направлении, приходят эмоции. То же самое с роботами. Вы должны попытаться достичь в них определенного реализма… Джабба-Хат – то же самое. Он огромный комок, который просто сидит там, полностью мертвый. Затем парни садятся внутрь, и мы начинаем движение. В конце концов, после криков, изучения и запуска видео-тестов, он начинает превращаться во что-то, что мы могли бы узнать, если бы он шел по улице. R2-D2 был самым худшим. Он боль. Но когда в нем есть человек, это здорово».

Ричард Маркуанд на съемках «Возвращения джедая»

Подавите в себе фаната

Над Абрамсом тяготело самое большое бремя – он должен был мягко перезапустить франшизу уже без участия Лукаса. И вот его совет, которым он поделился перед выпуском «Пробуждения силы»: «Ключом к этому фильму было признать, объять и оценить фэндом, а затем… положить его в карман. Я не мог быть на съемочной площадке и оставаться фанатом. Мне нужно было стать режиссером. Харрисон Форд, Кэрри Фишер, Энтони Дэниелс – ни один из оригинальных актеров не хотел, чтобы над фильмом работал фанат. Им нужен был кто-то, кто дал бы им критику, обратную связь, заметки, идеи. Поэтому, когда были моменты (почти каждый день), когда я мог бы задыхаться от восторга, но я должен был подавить это и выполнить работу, потому что никто (и, конечно, фильм) не выиграет от того, что я ослеплен любовью к «Звездным войнам». 

Харрисон Форд и Джей Джей Абрамс

Фильм должен быть восхитительным!

А вот что сказал Абрамс в другом интервью: «Я старался сосредоточиться на вещах, которые мне нравятся в кино. Я задавал такие вопросы: «Как сделать этот фильм восхитительным?». Это было единственное требование, которое мы с Ларри (соавтор, Лоуренс Кэздан – Ред.) наложили друг на друга: фильм должен быть восхитительным».

Абрамс на съемках «Пробуждения силы»

Не забывайте о юморе и легкомыслии

«У вас не может быть достаточно ВВ-8! Он – Бастер Китон этого фильма», – говорит режиссер «Последних джедаев» Райан Джонсон. Постановщик отмечает важность юмора и легкомыслия: «Во всем фильме есть странности, и мне любопытно видеть, как люди реагируют на них. Я думаю, что в фильме много странности и много юмора. Я имеют в виду, у нас есть шутки. У нас есть плоские шутки. У нас есть забавные существа. Я предполагаю, что часть фан-базы, которая ближе к моему возрасту, думает о «Звездных войнах» с точки зрения космооперы и ее серьезности. Это большой и важный элемент, и мы определенно служили ему. Но важно помнить и о другой стороне фильмов!»

Райан Джонсон на съемках «Последний джедаев»

Дизайн — Жанна Травкина