10 лучших концовок в истории литературы

Книги
5015

Завязка романа непременно должна увлечь читателя, иначе он сочтет книгу скучной и отложит до лучших времен. Но и финал не менее важен – он ставит точку и подводит итог сюжета. Порой развязка оставляет в недоумении, иногда шокирует, но чаще – дарит надежду. У каждого из вариантов финала есть свои поклонники: открытый дает пищу для размышлений и невероятных версий, шокирующий поражает до глубины души, а оптимистичный поднимает настроение. Вот 10 лучших концовок в истории литературы (на наш взгляд, ведь у вас могут быть и другие любимые финалы).

Пикник у Высокой скалы: что случилось с пансионерками?

Единственный роман австралийки Джоан Линдси после публикации в 1967-м не вызвал фурора… Пока спустя несколько лет не вышел одноименный фильм Питера Уира, вот тогда-то все и кинулись читать «Пикник у Висячей скалы» (в надежде узнать разгадку). Увы, исчезновение воспитанниц женского пансиона и их наставницы, произошедшее на рубеже ХХ века, так и осталось «за кадром». Существует мнение, что Линдси все объяснила в последней главе, однако редактор удалил концовку для пущей таинственности. Так что это, наверное, самый открытый финал из всех возможных. Одна из наиболее распространенных версий: девушки «провалились» в некий портал, перенесший их в другое измерение. 

Обложка книги «Пикник у Висячей скалы»

Жизнь Пи: альтернативная история пугает

В 2002-м году Букеровская премия была присуждена канадцу Янну Мартелу за роман «Жизнь Пи». Сюжет основан на полном опасностей морском путешествии, совершенном юным индусом Пи и остатком зверинца его родителей (после того, как шторм унес жизни всех других пассажиров). По книге снят удивительный по красоте фильм. Впрочем, у него неоднозначный финал (как и у первоисточника). После долгого рассказа Пи, полного религиозных подтекстов и приключений, герой предлагает собеседнику-писателю альтернативную историю. В ней Пи предстает единственным выжившим в шлюпке, убившим злодея-кока и насытившимся завяленным мясом врага (по сути, каннибалом).

Обложка книги «Жизнь Пи»

Престиж: когда раскрываются все карты

По книге Кристофер Приста «Престиж» тоже поставлено кино – гениальный Кристофер Нолан постарался, пригласив на главные роли Хью Джекмана и Кристиана Бэйла. В романе, как и в триллере, вражда бывших друзей-иллюзионистов принимает чудовищные масштабы, один из героев даже обратился к  таинственному изобретателю Никола Тесле и получил чудо-машину, способную творить чудеса. Однако и у другого фокусника был свой туз в рукаве. «Все карты» автор раскрывает лишь в шокирующем финале романа.

Обложка книги «Престиж»

Кровавый меридиан: полная фрустрация

В 1985-м году вышел постапокалиптический вестерн Кормака МакКарти «Кровавый меридиан», главный герой которого, названный просто «Малыш», переживает невероятную эволюцию и проходит через настоящее пекло. Но даже после всего этого (и после того, как автор переименовывает «Малыша» в «Человека») вы можете не выдержать концовки романа. Судья Холден приготовил Малышу дикий и ужасающий сюрприз, то, что случается в пристройке – просто фрустрация! Эпилог тоже сбивает с толку. Это не помешало «Кровавому меридиану» войти в рейтинг «100 лучших книг на английском языке, изданных с 1923-го по 2005-й год».

Обложка книги «Кровавый меридиан»

Остров проклятых: с ног на голову

«Остров проклятых» Денниса Лихейна стал замечательным фильмом Мартина Скорсезе – триллером с Леонардо ДиКаприо, Беном Кингсли и Марком Руффало. Сценарий лишь чуть-чуть отличается от оригинала. Лихейн знакомит нас с напарниками – судебными маршалами, прибывшими в островную психбольницу, где содержатся ненормальные и особо опасные убийцы. Убежала одна из них, и маршалы должны «взять след». Когда читатель доходит до финальных страниц, его мозг просто взрывается: все оказывается не тем, чем кажется: Лихейн очень жесток к своим персонажам!

Обложка книги «Остров проклятых»

Ребекка: сюрприз для читателя и для героев

Один из лучших романов англичанки Дайны Дюморье «Ребекка» вдохновил самого Альфреда Хичкока: мэтр снял по нему оскароносный шедевр. В этой готической книге (поначалу кажущейся банальным любовным женским романом) юная героиня, компаньонка богатой вздорной немолодой дамы, внезапно становится женой богача Макса. Новоиспеченная супруга думает, что попала в сказку. Но, прибыв в мрачноватое поместье мужа, она понимает – там все дышит воспоминаниями о трагически погибшей красавице, первой миссис де Винтер. Паранойя нарастает, экономка, обожавшая прежнюю хозяйку, тиранит новую, да и Максимилиана тоже явно что-то гложет. Но концовка все расставляет по своим местам, хотя и оказывается сюрпризом для читателя.

Обложка книги «Ребекка»

Невидимки: все ниточки связываются воедино

Абсолютно все книги Чака Паланика – это шок, вызов общепринятым нормам и заковыристый сюжет, в плен которого попадаешь окончательно и бесповоротно. Отличный пример непредсказуемого сюжета – роман «Невидимки» (1999-й год). В нелинейном «рваном», нервном повествовании слишком много секретов и подводных течений, которые сходятся воедино на последних страницах. А пока красавица-фотомодель Шеннон, обезобразившая себя неудачной попыткой самоубийства (теперь у нее отсутствует нижняя челюсть и подбородок), колесит по Америке и пишет мемуары – собственной кровью!

Обложка книги «Невидимки»

Убийство Роджера Экройда: разрушение канонов

Собрание сочинений Агаты Кристи – лучший подарок фанатам классических детективов! Недаром Даму-Командора Британской империи называют королевой этой жанра, она возглавляла Английский детективный клуб, у истоков которого стояла. Но в 1926-м году Кристи вероломно нарушила все каноны – написав роман «Убийство Роджера Экройда», расследование в котором ведет бельгиец Эркюль Пуаро, живущий в Лондоне. Он решил отойти от дел и стал огородником-любителем в милой провинции, но вскоре заскучал и (жестоко звучит) обрадовался преступлению, совершенному в богатом поместье. Ведь это новое испытание для серых клеточек сыщика! Рассказчиком выступает сельский врач Шеппард. Развязка романа невероятна – она-то и противоречит детективным канонам.

Обложка книги «Убийство Роджера Экройда»

Золотой теленок: из мошенников – в управдомы

Как справедливо считал советский разведчик Штирлиц, лучше всего запоминается последняя фраза. Некоторые заключительные фразы романов вошли в историю литературы. Отличный пример – слова Великого комбинатора Остапа Бендера в «Золотом теленке» Ильи Ильфа и Евгения Петрова: «Не надо оваций! Графа Монте-Кристо из меня не вышло. Придется переквалифицироваться в управдомы». К такому моральному краху мошенник пришел уже после того, как завладел деньгами Корейко, но не смог их потратить (а после и вовсе был ограблен румынскими таможенниками). Кстати, первый вариант концовки «Золотого теленка» был совсем другим: «Перед ним стояла… жена» (Остап пошел-таки под венец с Зосей Синицкой). Однако авторы вовремя спохватились и поняли, что такой слащавый хэппи-энд совсем не в духе их культового героя.

Обложка книги «Золотой теленок»

Унесенные ветром: завтра уже будет другой день

Однако самой известной и цитируемой финальной фразой шедевров мировой литературы остаются слова Скарлетт О’Хары из «Унесенных ветром» Маргарет Митчелл: «Я подумаю обо всем этом завтра, в Таре. Тогда я смогу… Завтра я придумаю способ вернуть Ретта. Ведь завтра уже будет другой день». Уже не одно поколение разочаровавшихся в любви (или просто взгрустнувших) девиц повторяет как мантру: «Ведь завтра уже будет другой день!» и смотрит в грядущее с надеждой. Спасибо Митчелл.

Обложка книги «Унесенные ветром:»

Дизайн — Жанна Травкина