Лучшие экранизации «Великого Гэтсби»

Кино и сериалы
13895

«Эпоха джаза» вдохновила американского прозаика Фрэнсиса Скотта Фицджеральда написать свой самый знаменитый роман. После опубликования он пользовался умеренной популярностью, а в 1950-е пережил второе рождение, мало того – в конце 1990-х в рейтинге ста лучших романов столетия (написанных на английском языке) на втором месте оказался именно «Великий Гэтсби». Экранизации этой книги всегда привлекали внимание зрителей: ведь это «картинка» так называемых «ревущих двадцатых», когда наряды были роскошными, а богатство, заработанное на бутлегерстве, росло как на дрожжах.

Самые лучшие экранизации «Великого Гэтсби»

Монохромные версии

Почти сразу же следом за романом вышла его самая первая экранизация, «Великий Гэтсби» 1926-го года. Она ничем особенным не отличалась, а в наш рейтинг попала только потому, что была «дебютанткой». Черно-белое немое кино не могло передать всей сочности красок жизни нуворишей Лонг-Айленда. Джея Гэтсби в этой адаптации сыграл Уорнер Бакстер, позже получивший «Оскар» за роль в фильме «В старой Аризоне». Неуловимо похожий на Кларка Гейбла, этот актер кажется немного старше героя (которому около тридцати). 

Уорнер Бакстер

Дамы томно закатывают глаза, грудь вздымается от переживаний… В немой ленте приходилось преувеличивать эмоции, чтобы они передались зрителю!

Далее у «Великого Гэтсби» был период забвения: делала свою черную работу Великая депрессия, да и во время Второй мировой было не до таких роскошных зрелищ, в которых, по мнению людей среднего класса, богатые «дурью маются». Но в 1949-м году книгу сняли с полки, отряхнули с обложки пыль и написали по ней сценарий новой картины. Исполнителя заглавной роли, обаятельного Алана Лэдда, позже замучил комплекс неполноценности – ему казалось, что он мало снимается и плохо играет. Однажды Алан попытался застрелиться, а через год, в пятьдесят, совершил удачную попытку уйти из жизни – на этот раз с помощью снотворных таблеток. В финале романа Джея Гэтсби тоже ждала трагедия, может, его судьба «спроецировалась» на актере?

С блистательным Редфордом

В 1974-м году Джек Клейтон поставил еще одного «Великого Гэтсби». Экранизация очень примечательна! Она может считаться лучшей (если бы не последняя, о которой мы поговорим позже). Сценарий был поручен Трумену Капоте. Тот, как ярый приверженец гомосексуализма, решил сделать Ника (друг Джея, рассказчик и очевидец всех описанных событий) геем, а его возлюбленную Джордан – лесбиянкой. Продюсеры были в ужасе и уволили знаменитого прозаика. Вместо него за сценарий сел тогда еще не известный Фрэнсис Форд Коппола. 

На роль Дэйзи (первая любовь Гэтсби) претендовала Эли МакГроу (актриса, а «по совместительству» жена продюсера). Но как раз перед съемками она влюбилась в партнера по фильму «Побег» Стива МакКуина (блистательный герой «Великолепной семерки» и «Аферы Томаса Крауна») и ушла к нему. Муж-рогоносец обиделся и взял в проект другую звезду. Миа Фэрроу (тогда она жила с Вуди Алленом) была беременна, но это удалось скрыть удачными костюмами (которые, к слову, завоевали «Оскар», вторую статуэтку фильму вручили за лучшую музыку). Джеем Гэтсби мог бы стать Уоррен Битти, но он не захотел играть с МакГроу, а потом было уже поздно – утвердили Роберта Редфорда, который прекрасно справился с ролью. 

Роберт Редфорд в роли Джея Гэтсби

Отдельного упоминания достойна Карен Блэк, сыгравшая Миртл (любовница мужа Дэйзи, Тома) – она заслужила «Золотой глобус». Но позже ее карьера пошла под откос, и Блэк опустилась до роли безумной мамаши-маньячки в трэшевом фильме Роба Зомби «Дом 1000 трупов» (редкостная мерзость!). 

Критики были довольно суровы к этой экранизации, утверждая, что дух романа не передан. Хотя рейтинг у кино высокий.

Скромный, но симпатичный телевариант

В 2000-ном году «Великий Гэтсби» вновь восстал, как Феникс, – на этот раз в виде британо-американского телефильма. Роль загадочного богача Джея доверили представителю славной английской актерской династии Тоби Стивенсу. Актер и продюсер Роберт Стивенс был тем еще «ходоком» (женился пять раз!). Одной из его супруг и была мать Тоби – очень известная и уважаемая актриса, вы наверняка ее знаете, несмотря на то, что Мэгги Смит уже очень не молода. Только два слова: «профессор МакГонагалл», и все ясно! Да, именно она являлась «классной руководительницей» Гарри Поттера и его товарищей. Дэйзи сыграла оскароносная Мира Сорвино, а Ником стал популярный американский артист Пол Радд (совсем скоро мы увидим его в роли Человека-муравья). Кое-кто считает эту экранизацию «Великого Гэтсби» лучшей, поскольку она ближе всего к тексту книги.

Роскошный аттракцион от Лурмана

А вот, как говорят те же знатоки, австралиец Лурман в своей шикарной адаптации «увел» зрителя не в ту сторону. Другие яростно отстаивают новый шедевр режиссера, приводя его воспоминания, как он путешествовал по России и ехал в поезде среди бескрайних сибирских просторов, упиваясь аудиокнигой «Великий Гэтсби». Тогда он и решил поставить этот фильм, причем к первоисточнику отнесся довольно бережно. Но никто не будет спорить, что костюмы (заслуженно получившие «Оскар») были восхитительны (даже украшения на дамах сверкали настоящими драгоценными камнями, чего стоит только бриллиантовая «повязочка» на головке Кэрри Маллиган!). Удостоились награды и художники-постановщики: нужно было не оплошать в деталях, 1920-е годы – довольно далекая эпоха. 

Кадр из фильма «Великий Гэтсби» образца 2013 года

Экранных приятелей – Ника и Джея – сыграли настоящие лучшие друзья, Леонардо ДиКаприо, который нарушил свой зарок «никогда больше не играть романтических героев», и Тоби Магуайер. 

Тоби Магуайер и Леонардо ДиКаприо

За роль Дэйзи велась настоящая война: очаровательной возлюбленной заглавного персонажа хотели стать Блейк Лайвли и Энн Хэтэуэй, Рэйчел МакАдамс и Мишель Уильямс, Натали Портман и Джессика Альба, Оливия Уайлд и Аманда Сэйфрид. Но режиссер выбрал британку Кэри Маллиган (какой лукавой простушкой она может прикинуться на экране!). 

Кэри Маллиган в роли Дэйзи

Что ж, фильм у Лурмана удался – об этом свидетельствует и высокий рейтинг, и кассовые сборы более 350 млн. долларов, что для классики очень даже неплохо.


Дизайн — Жанна Травкина