10 признаков хорошего хоррора

Кино и сериалы
5269

Кто-то любит олдскульные слэшеры вроде «Хэллоуина», кто-то – классические саспенсы Хичкока, а кто-то без ума от ужастиков Джеймса Вана или новейших «изобретений», показанных на кинофестивалях Сандэнс, – «Прочь» (2017 год) и «Реинкарнация» (2018 год). Все они успешно обходятся без рек крови и без труда пугают нас, заставляя оглядываться в темном переулке. Во всех этих фильмах ужасов мы обнаружили 10 признаков хорошего хоррора, чем и делимся сегодня с вами. 

Пугающий звук

Саундтреки знаменитых хорроров вошли в историю. До сих пор, услышав музыкальные цитаты из «Омена», мы дрожим от страха, а от культовой главной темы оригинального «Хэллоуина», написанной самим режисером Джоном Карпентером, мурашки бегут по коже. А легендарные скрипки из «Психо»? О, да это жуть жуткая! Возьмите хоть недавнюю «Реинкарнацию», там саундтрек особый, стройной мелодией его не назовешь, но он реально нагнетает тревогу! 

Кадр фильма «Реинкарнация»

Игра на детских или первобытных страхах

Еще один отличительный признак качественного хоррора: их постановщики умело наступают нам на «любимую мозоль»: обращаются к детским или первобытным страхам. Вы боялись темноты в детстве? Вот и мы с замиранием сердца шарили взглядом по погруженной во мрак комнате, и каждая тень казалась чудовищем. На этом, вроде бы, простом приеме завязан сюжет ужастика «И гаснет свет…». 

Кадр фильма «И гаснет свет…»

Особый режиссерский почерк

У каждого хоррормейкера есть особый стиль, и мы не перепутаем фильм ужасов, снятый Майком Флэнеганом («Окулус»), с лентой Джеймса Вана. Если не брать в расчет «Пилу», а посмотреть все его «Астралы» и «Заклятия», то авторский почерк, несомненно, читается, и он является отличным оружием Вана. С другой стороны, стиль Флэнегана ясно виден в его мини-сериале «Призраки дома на холме». 

Кукла Аннабель из «Заклятия»

БУ-эффекты за гроши

Если вам кажется, что «навороченные» спецэффекты способны творить чудеса и в этом жанре, то вы ошибаетесь. Именно малобюджетные хоррор-ленты стали сенсациями. Это снятые почти задаром «Ведьма из Блэр», «Паранормальное явление», «Синистер», да те же «Пила» и «Окулус». Джеймс Ван прямо говорит: «Если вы не в состоянии напугать зрителя, располагая скромным бюджетом, значит, грош вам цена как хоррормейкерам». Ужастики хороши тем, что умело использованный грошовый эффект способен заставить публику подскочить от страха: например, дверной скрип в ночной тиши или заводные игрушки, все эти клоуны или мартышки, внезапно начинающие бить в тарелки и барабаны.

Кадр фильма «Пила»

«Правильные» сиквелы

Когда Крэйвен отказался снимать сиквелы очень успешного «Кошмара на улице Вязов», франшиза застряла в банальности. И следующий признак хорошего хоррора связан как раз-таки с продолжениями. Мы бы советовали с настороженностью относиться к сиквелам, если над ними работал другой режиссер. Первая «Пила» и, допустим, пятая – это небо и земля. Сам Ван крайне недоволен, куда его коллег завела «кривая» сценария. А вот с «Заклятиями», в которых снимается замечательный актерский дуэт Патрик Уилсон-Вера Фармига, все отлично, поскольку режиссерские кресла обеих частей занимает Ван. 

Кадр фильма «Заклятие 2»

Ожидание и нагнетание, которые будят воображение

Вспомните «Хэллоуин», снятый в 1978-м году, – это был жанровый прорыв, проложивший дорогу многочисленным последователям. Хотя сам Карпентер явно вдохновлялся фильмами Хичкока. В «Хэллоуине» камера очень долго следует за Лори (Джейми Ли Кёртис), которой постоянно кажется – за ней кто-то следит. Девушка сидит за партой в школе, бредет по улице, заходит в дом, кажется, ну что страшного? Однако ощущение надвигающейся беды прямо-таки висит в воздухе. Плюс тревожная музыка. Вот этот трюк – ожидание, нагнетание – позволяет включить воображение аудитории, и его мастерски используют постановщики. 

Кадр фильма «Хэллоуин»

Умение удивить аудиторию

Чем нас можно удивить? Мы посмотрели и пересмотрели всю классику ужасов и уже в самом начале скажем, чем закончится фильм (например, зачастую в финале останется «последняя девушка», которая непременно окажется хитрее маньяка). Но в хороших хоррорах всегда есть, чему удивиться. «Хижину в лесу» не назовешь ужастиком в чистом виде, но сколько раз мы вскрикивали от изумления: один поворот, другой – и совсем не те, что ожидалось! Или «Прочь» Джордана Пила. Поначалу сборище богачей напоминало сообщество каннибалов, борющихся за плоть бедолаги Криса. Но его же не съели!

Кадр фильма «Прочь»

Жанр «вверх тормашками»

Пил, конечно, молодчина, он перевернул привычный жанр, притянул сюда же социальную составляющую, поиграл с модной тенденцией. Однако результат удовлетворил всех – вон, ему даже «Оскар» за сценарий дали! Джеймс Ван тоже часто лукавит: так, вместо привычной байки о «доме с привидениями» в «Астрале» он рассказал совсем другую историю. Удачный «переворот» канонов – тоже признак хорошего хоррора. 

Кадр фильма «Астрал»

Грамотное использование классических приемов

Кое-кто ругал «Хэллоуин» 2018-го года (прямое продолжение оригинала Карпентера), события в котором происходят в том же провинциальном городке 40 лет спустя, –  за «старомодность». Но зачем изобретать велосипед, если он уже существует? Грамотное использование старых приемов производит  отличный эффект! Ну, а то, что в новом «Хэллоуине» полно аллюзий на фильм 1978-го года, так это замечательно. Зритель «угадывает» цитаты и чувствует себя умником!

Новый «Хэллоуин»: Майкл Майерс

Шокирующий финал

Потрясающий, сбивающий с ног финал – залог успеха многих фильмов, и в первую очередь, хорроров. Это доказал еще Хичкок, преподнеся нам ту самую «Норму Бейтс». Конечно, когда смотришь такую картину во второй или третий раз, ты уже лишен этого удовольствия. Зато вспоминаешь, как был поражен в первый!

Кульминация фильма «Психо»

Дизайн — Жанна Травкина