Не бойтесь голоса монстра

Книги
1986

Люди любят страшные истории. А вот душераздирающие драмы по вкусу далеко не всем. Наверное, поэтому сборы фэнтези/драмы с элементами ужасов скромны. Да, «Голос монстра» не стал блокбастером, однако это кино, которое невозможно пропустить: в людской жизни потери неизбежны, а оно учит справляться с потерями. Как и роман-оригинал, написанный Патриком Нессом. В нашей рубрике «Книга vs экранизация» сегодня представлены именно эти произведения – новый фильм, вышедший на российские экраны в 2017-м, и первоисточник, изданный у нас в 2012-м.

Посвящается Шивон

На самом деле идея книги о мальчике, к которому в самые трудные минуты его жизни приходит монстр, принадлежит не Нессу. Канву сюжета придумала британская писательница Шиван Дауд, когда узнала о своем неутешительном диагнозе. Она поделилась мыслями с издателями и очень хотела, чтобы кто-то реализовал этот план. Когда Шиван не стало, эстафетную палочку (по его собственному признанию) подхватил Патрик Несс, которого попросили написать роман. Он не был знаком с Дауд и очень боялся ее подвести. Но потом история подхватила писателя и понесла на своих неудержимых волнах! Он начал работу в конце 2007-го и лишь в 2011-м «Голос монстра» увидел свет. Огромный вклад в книгу внес иллюстратор Джим Кей. Оба они – и Несс, и Кей – получили литературные награды (соответственно, медали Карнеги и Гринуэй). Фэнтези-роман, который Несс посвятил памяти Шивон, стал бестселлером.

Книга «Голос монстра»

Когда чудовище не в кошмаре, а настоящее

О чем книга? Житель провинциального английского городка школьник Конор О’Мэлли (по-английски Conor O'Malley) очень замкнут, у него почти нет друзей, а одноклассники издеваются над ним и бьют. Ситуацию усугубляет тяжелая болезнь матери: у Лиззи рак, она проходит лечение химиотерапией, от побочных эффектов которого страдает еще больше. На Коноре – вся домашняя работа, по ночам ему снятся кошмары, что мать проваливается в пропасть, а он держит ее за руку и боится отпустить. Единственная отдушина мальчишки – рисунки, в которые он вкладывает душу: у него богатое воображение. Однажды в 12.07 пополуночи в окно Конора заглянет монстр – ожившее древнее тисовое дерево, растущее на кладбище недалеко от дома О’Мэлли. Во время своих визитов чудище расскажет мальчику три истории своего появления среди людей, а четвертую, собственную и правдивую, должен поведать гостю сам Конор.

Конор и его мама

Напоминает «Лабиринт Фавна»!

Права на экранизацию были куплены в 2014-м, в этом же году, осенью, стартовали съемки, которые прошли в Испании и Англии. Режиссером фильма стал испанец Хуан Антонио Байона, а на главные роли были приглашены британские актеры плюс американка Сигурни Уивер. Байона прославился байопиком «Невозможное», в котором снимались Наоми Уоттс, Том Холланд и Юэн МакГрегор (лента о семье, приехавшей на отдых, а столкнувшейся с природным катаклизмом). Уроженец Барселоны, постановщик уже заработал две национальные премии «Гойя». Его наставник и хороший друг Гильермо дель Торо помог Байоне со съемками дебютной картины Хуана, «Приют» (2006-го года). Когда начинаешь смотреть «Голос монстра», невольно ловишь себя на мысли: чем-то напоминает «Лабиринт Фавна» дель Торо. Сюжеты, конечно, разные, но и там, и там есть подросток, переживающий личную драму, больная мать и чудовище, которое предлагает ребенку помощь.

На съемках фильма: режиссер Байона с актерами

Выбор главного актера: жестокость или терапия?

Выбор актера на главную роль вначале показался нам жестоким. Дело в том, что шотландец Льюис МакДугалл (которому во время съемок было 12 лет), сам пережил потерю матери. Она болела страшным неизлечимым недугом – рассеянным склерозом и умерла примерно за год до съемок. Получается, мальчика заставили снова переживать этот кошмар! С другой стороны, кино могло стать для Льюиса некой терапией и поводом высказаться. Он уже сумел пережить собственную трагедию, пришел черед поделиться этим опытом с другими. Стоит ли говорить, что все эмоции Конора – это эмоции самого Льюиса? Мальчик справился не хуже опытного актера.

Конор – Льюис МакДугалл

И еще, за что хочется похвалить МакДугалла: на площадке ему пришлось нелегко и из-за необычного партнера: ведь монстр-то был сделан из пены и прутьев, начинающему исполнителю пришлось взаимодействовать с огромным «чучелом» и зеленым экраном. Бывает, что и взрослые артисты теряются в такой ситуации, но Льюис показал себя молодцом!

Спецэффекты: на площадке

Фелисити Джонс: не побоялась быть некрасивой

Роль матери мальчика досталась Фелисити Джонс. Англичанка уже почти стала звездой – благодаря фантастике «Изгой-один», неудачной, но нашумевшей экранизации «Инферно» и, конечно, биографической драме «Теория всего» («Теория Стивена Хокинга»), за которую она претендовала на «Оскар». Можно по-разному относиться к этой актрисе (например, в роли сообщницы Лэнгдона Сиены она нас не очень убедила), но нужно отдать Фелисити должное. Не каждая рискнет сыграть умирающую женщину (есть очень суеверные актеры), и далеко не все захотели бы предстать на экране такой, какой была Лиззи в финальных кадрах: похожая на скелет, изможденная, лишившаяся бровей и волос. Джонс очень ответственно отнеслась к роли, консультировалась с врачами-специалистами и познакомилась с пациентками с похожим диагнозом. Она не сплоховала.

Мама Конора

Сигурни Уивер: поздравляем с дебютом!

Фелисити пока не замужем и не имеет детей, но прекрасно сыграла любящую маму, которая все бы отдала, лишь бы подольше побыть с сыном на этом свете. У Сигурни Уивер есть 27-летняя дочь Шарлотта, но вот о внуках пока не слышно. Что ж, поздравляем звезду с дебютом! Она в первый раз появилась на киноэкране в роли бабушки. Наверное, это тоже нелегко: переключиться с таких ролей как вечный борец с ксеноморфом Эллен Рипли на бабушек. 

Однако бабушка Конора та еще штучка! Она следит за собой, носит сшитые на заказ брючные костюмы, говорит, что «Сегодняшние 60 – это вчерашние 50» (книжная цитата), красит волосы и до сих пор не бросила работу. Из-за того, что Лиззи попала в больницу (новый курс лечения), бабушка взяла Конора к себе. Она помешана на порядке и не разрешает мальчику разбрасывать вещи и трогать предметы в гостиной, больше похожей на антикварную лавку или музей. Уивер удалось передать ту тонкую грань, когда стойкая женщина, чуждая сантиментов, ломается, и осознает всю глубину пропасти, в которую проваливается ее дочь.

Сигурни Уивер в роли бабушки

Тоби Кеббел: человек, любящий скрывать лицо

А что же отец паренька, спросите вы? Он имеется, причем весьма благополучный, женившийся второй раз, счастливый супруг и отец единокровной сестры Конора. Он переехал в Америку подальше от всей этой суеты. Правда, явился по зову бабушки, чтобы встретиться с сыном, приободрить и сказать, что Конор может приехать к ним… на Рождество. А вот насовсем сын к нему вряд ли переберется: слишком маленький дом, им и троим там тесно. Роль этого малодушного отца исполнил британец Тоби Кеббел. Его биография интересна тем, что Тоби в последнее время часто играет, не показывая лица (технология «захват движения» или сложный грим). Так, в провалившейся «Фантастической четверке» он был мутировавшим злодеем Виктором Думом, в «Варкрафте» –  Дуротаном, славным воином Орды, а в блокбастере «Конг: Остров Черепа» кроме роли Чэпмена стал и самим Конгом. В «Голосе монстра» персонаж Кеббела – неплохой человек, который, правда, не хочет взваливать на себя «лишний багаж».

Конор с отцом

Лиам Нисон: тот самый монстр

Лиам Нисон, напротив, привык играть эмоции, высокую человеческую трагедию, а позже и вовсе прославился как герой боевиков (благодаря Бессону и франшизе «Заложница»). В фильме Байоны перед звездой стояла совсем другая задача: именно Лиам стал монстром (и голосом, и лицом, которое оживили – благодаря все тому же захвату движения). 

Монстр – его сыграл Лиам Нисон

В картине есть маленькая «пасхалка»: когда Конор рассматривает фото в рамках (в доме бабушки), он видит маленькую Лиззи, сидящую на руках отца, дедушки мальчика. У деда – внешность Нисома.

Фото дедушки Конора

На заправке в Барселоне сотворили чудо

Визуальные эффекты (и с шагающим монстром, и с разверзающейся на кладбище землей, и с рушащимся домом, и в мультипликационных «историях»), действительно, впечатляют. Особенно, если учесть, что сцены у дома Конора снимали на парковке в Барселоне, высадив на «кладбище» кустики травы и изготовив макеты церкви и памятников. 

Конор О’Мэлли и монстр

Конечно, были съемки и в английской глубинке, и на студии (с зеленым экраном), но все же именно старый погост поражает больше всего.

Испанцы знают толк в подлинном

По законам рубрики мы должны сравнить книгу и адаптацию! Сценарий писал Патрик Несс, автор романа, он оставил в неприкосновенности все три истории, рассказанные монстром, да и сюжет книги ничуть не поменял. Все герои на своих местах, за исключением Лили, школьной подруги Конора, которая пыталась заступиться за него перед забиякой Гарри и его прихлебателями. В фильме Лили нет вовсе, а издевательства над Конором ушли на второй план. Видимо, авторы кино хотели, чтобы внимание зрителя было направлено на совсем другое. 

Гарри обижал Конора

В романе действие завершается в больничной палате. В ленте же есть маленький эпилог, когда бабушка открывает запертую ранее дверь и говорит, что отныне это комната Конора. И здесь героя (и зрителя) ждет сюрприз. Кстати, даже сам Льюис МакДугалл не знал, что он увидит в комнате, поэтому его реакция – самая настоящая. 

Наше резюме: это кино смотреть нужно (даже, если вы исчерпаете запас своих носовых платков). За словами монстра и его поступками (это понятно) кроется нечто большее, чем кажется на первый взгляд. И вы будете долго-долго вспоминать увиденное, переваривать «нелогичные» концовки историй, почти готические кадры и радоваться, что фильм снят не в Голливуде, где ему «припаяли» бы веселенькую концовочку. Нет, испанские кинематографисты знают толк в ПОДЛИННОМ.

Постер фильма

Дизайн — Жанна Травкина