А глаза-то – желтые!

Книги
2618

Мистическое совпадение: две экранизации этого романа ужасов сняты поляками. Кино – польским евреем, родившимся во Франции и чудом спасшимся из краковского гетто, а мини-сериал – считающейся одной из лучших женщин-режиссеров современности уроженкой Варшавы. 

Однако в нашей рубрике «Книга vs экранизация» говорить мы будем, в основном, о второй, современной, адаптации книги Айры Левина «Ребенок Розмари», поскольку кино Романа Полански – почти идеальное отражение сюжета и сути первоисточника.

Бойтесь спойлеров!

Старательный Полански

И все же начнем именно с фильма Полански, вышедшего в 1968-м году. Почему он так старательно копировал все детали, постоянно советовался с Левиным (соавтором сценария), подобрал отличных актеров (кстати, Миа Фэрроу в кадре ела настоящую сырую куриную печень – чтобы все было правдоподобно, а Рут Гордон получила за роль заботливой старушки-соседки «Оскар»)? 

Соседка Минни и Ро

Такое старание объясняется просто: молодой режиссер-европеец только осваивался в Голливуде и изо всех сил хотел произвести впечатление на коллег. К тому же это была его первая экранизация. Фильм получился убедительным, напряжение нагнеталось с каждым кадром, а суеверные люди (и таблоиды) злословили: в том, что вскоре после премьеры шайка Чарли Мэнсона убила беременную жену Полански, виновато это кино (мол, с дьяволом шутки плохи). Есть еще одно тревожное совпадение: осенью 1980-го в арке дома «Дакота» (игравшей роль Брэмфорда) на Манхэттене фанат Джона Леннона Марк Чепмен стрелял в кумира – через полчаса Джон скончался от ран. 

Дом Дакота играл роль Брэмфорда

Женский взгляд?

Спустя 46 лет за мини-сериал «Ребенок Розмари» взялась польский режиссер Агнешка Холланд, уважаемая мэтресса в мире кино, снявшая фильмы «Таинственный сад», «Полное затмение» с ДиКаприо и Тьюлисом, «Площадь Вашингтона» и ряд эпизодов культовых сериалов «Прослушка» и «Карточный домик». Холланд сняла все четыре эпизода этого компактного шоу. И вот что у нее получилось.

Агнешка Холланд

Паранойя или культ?

Сначала – в двух словах о сюжете романа (для непосвященных). Молодая бездетная пара – Ги и Ро (Гай и Розмари) Вудхаус – переезжает в просторную квартиру викторианского дома, чей фасад украшают фигуры в стиле неоготики. Супругов не пугают слухи о «нехорошей репутации» дома. Вскоре семья знакомится со своими соседями, суетливой старушкой Минни Кастивет и ее степенным мужем Романом. Они очень участливы к новым друзьям, а когда Розмари сообщает им, что беременна, Минни берет ее под свою опеку, снабжает витаминным коктейлем, следит за питанием и рекомендует именитого гинеколога. Постепенно Ро начинает казаться, что такая забота не случайна, бедняжка подмечает странности в поведении соседей, ей уже кажется, что она – мишень какого-то культа, и ее дитя будет принесено в жертву. Что это? Паранойя из-за гормональной перестройки организма или страхи оправданны?

Розмари у врача

Вместо Манхэттена – Париж

Сюрпризы в адаптации Холланд начинаются с места в карьер! Мы видим какую-то девушку, кидающуюся из окна. Окажется, что это бывшая жиличка квартиры, в которую въедут Вудхаусы. Здесь ее зовут Нэна и она замужем. В романе тоже есть такая героиня (правда, там она – одинокая сирота-итальянка, пригретая Кастиветами, жившая вместе с ними и успевшая познакомиться с Розмари). Но это не главное потрясение от завязки сериала! Пускай действие перенесено в наши дни (хотя ретро сейчас и в моде, вполне можно было переместить персонажей в 1960-е), но зачем оно «уехало» в Париж? Вместо готического нью-йоркского дома Брэмфорд нам показывают какого-то вымышленного парижского исполина, здание называется «Химера», именно там и будут разворачиваться события. 

Действие перенесено в Париж

Хорошо, захотелось Холланд снимать в столице Франции – ее право (хотя многое в сюжете из-за этого трещит по швам: например, Ро с подругой записываются на кулинарные курсы, чего не было в книге). Но почему Вудхаусы переехали в Химеру по настоянию Кастиветов? Они должны были познакомиться с соседями уже на месте, случайно! 

А еще режиссер захотела разнообразить национальный состав исполнителей, изменить их возраст, род занятий и много чего еще. Разберем каждого из действующих лиц «по косточкам»!

Ро и Ги: неожиданно!

Розмари Вудхаус, согласно тексту Левина, рыжеватая блондинка с белой кожей, сильно худеющая во время беременности и одно время походящая на скелет (Фэрроу в ленте Полански была абсолютно «в точку»). В сериале мы видим Зои Салдану, прославившуюся ролями инопланетянок (синяя великанша из «Аватара» и зеленая киллерша Гамора из «Стражей Галактики»). Вот это номер! Отлично, будем считать это данью современным веяниям (расовое разнообразие теперь – «на коне»!). Что касается игры Салданы, особого ужаса мы в ее глазах не заметили, ну покричала пару раз, поплакала. Не убедила.

Розмари – Зои Салдана

Мужа Ро, Гая, зачем-то сделали преподавателем (так американцы и попали в Париж – Вудхауса пригласили поработать в Сорбонне) и писателем, который никак не может закончить книгу. В романе Левина он был актером, все время проигрывавшим кастинг более удачливым соперникам, но получившим шанс блеснуть в главной роли (благодаря неким магическим силам). Роль Гая доверена звезде сериала «Форс-мажоры» Патрику Джею Адамсу. В его интерпретации мистер Вудхаус – милый парнишка в творческом кризисе, мечтающий создать бестселлер и поддавшийся искушению. Адамс справился неплохо. Но тут снова не избежать сравнения с каноническим фильмом Полански – там Гая изображал знаменитый актер и режиссер Джон Кассаветис, он был ярче, и поступок его героя зрители гневно порицали. А к Гаю Адамса не испытываешь особых чувств.

Розмари Вудхаус с мужем

Чета Кастиветов: сравнительно молодые и интригующие

Глава семьи Кастивет, Роман, в мини-сериале радует больше всего (это мы говорим без тени иронии!). На роль Романа пригласили англичанина Джейсона Айзекса, и он хорош в образе эдакого хозяина жизни. Правда, книжный Роман был гораздо старше – одним словом, старик-пенсионер. А здесь – цветущий профессор, собирающий в своей квартире-салоне весь цвет парижского общества. И еще есть один подвох. Допустим, вы молодой зритель, не смотревший кино Поланского и не добравшийся до хоррора Левина. Вы не знаете, из-за чего разгорится сыр-бор, и кто такой этот Роман. Однако, увидев в его роли Айзекса (который в «поттериане» успешно изображал Люциуса Малфоя, мага, Пожирателя смерти, приспешника Темного лорда), вы сразу смекнете: ага, а мужик-то не прост, явно «главгад»!

Роман Кастивет

Супругу Романа, Марго (которую в книжке звали Минни), играет французская актриса, экс-жена Жерара Депардье, красавица Кароль Буке. Опять же – вместо хлопочущей и ахающей малышки-старушки, противненькой, похожей на мышку и вызывающей жалость, мы видим даму еще в полном соку. Эта мадам,  похоже, испытывает к Ро отнюдь не материнские чувства, да и с Гаем может пофлиртовать. Нонсенс. Однако она так же, как и в романе, исправно снабжает Розмари зеленоватой гадостью в стаканчике (для блага ребенка) и следит, словно коршун, чтобы добыча не ускользнула из рук.

Марго Кастивет

Два вместо одного

Жальче всего отличного персонажа книги, немолодого друга и покровителя Розмари (которого она чуть не за отца почитает) Хатча, человека образованного, сведущего во многих областях и первого раскусившего замысел злодеев. Почти в конце романа на него навели порчу, он впал в кому и не проснулся. И знаете, кто заменил Хатча в мини-сериале? Сразу два героя – полицейский комиссар, довольно мутная фигура (Оливье Рабурден), и подруга Розмари Джули, давно обосновавшаяся в Париже (Кристина Коул). Обоим персонажам авторы сценария приготовили очень неприятные сюрпризы.

Полицейский детектив и Розмари

Неприятное послевкусие

В «Ребенке Розмари» Левина есть и другие, второстепенные, персонажи, о которых сценаристы предпочли забыть – например, ехидные назойливые старушенции в окружении Кастиветов. Зато авторы навязали нам других «эпизодников»: таинственного мужчину, который то и дело встречался Розмари (видимо, так они решили понагнетать ужаса), и даму-преподавательницу, соперницу Гая на получение должности завкафедрой и ее жуткий конец (странная надуманная ситуация). Еще одна героиня – жуткого вида черная кошка (которую Ро изобретательно назвала «Никак») – отыграла в сюжете свою роль, но отталкивала одним своим присутствием в кадре.

Как вы уже поняли, новый «Ребенок Розмари» не совсем похож на оригинал и проигрывает в сравнении с книгой и фильмом (пусть старым, но не устаревшим). Тот, кто не знаком с версией Полански и творчеством Левина, вполне возможно, «проглотят и не подавятся», хотя неприятное послевкусие останется – совсем как после витаминного напитка Марго.

Кадр сериала «Ребенок Розмари»

И постскриптум. Слегка скомкав предфинальную сцену, Холланд и компания все же решили, наконец, вывести сериал в нужное русло и завершили его почти так, как надо. Резануло одно несоответствие: цвет глаз. Тот, кто читал роман, поймет, а другим мы не хотим спойлерить. Они должны быть вовсе не ангельски-голубыми, а желтыми, как у леопарда!

Финал сериала


Дизайн — Жанна Травкина