10 режиссерских версий знаменитых фильмов, на которые не жалко потратить время

Кино и сериалы
1685

Во время работы над фильмом нередко снимают слишком много материала, «не вмещающегося» в хронометраж картины, и тогда режиссер должен «наступить на горло» собственной песне и вырезать какие-то сцены. Бывает, что приходится пожертвовать откровенными или слишком жестокими сценами, чтобы смягчить возрастной рейтинг кино. Если мнения постановщика и студии о переделке и «купюрах» в ленте не совпадают, монтаж поручают другим людям, отстранив режиссера.

Однако ничто не мешает воссоздать первоначальный замысел и представить публике расширенную – режиссерскую – версию фильма. Чаще всего именно такие «специальные» версии привлекают синефилов. А бывали случаи, когда при монтаже получалось настолько «другое» кино, что нужно посмотреть изначальный вариант, сравнить и решить, какой лучше. Вот 10 режиссерских версий знаменитых фильмов, на которые не жалко потратить время.

Сорвиголова не так уж плох

Кинокомикс «Сорвиголова» считают одной из главных неудач Бена Аффлека. А после того, как появился сериал с Чарли Коксом, очень атмосферный и более похожий на оригинал, о той злосчастной ленте и вовсе забыли. Однако, оказывается, существует режиссерская версия «Сорвиголовы», в которой мрачных моментов (и даже персонажей) гораздо больше. Они были вырезаны после того, как продюсеры попросили режиссера Марка Стивена Джонсона «поработать» над рейтингом. Появись именно этот вариант тогда, в середине 2000-ных, никто не клеймил бы ни Аффлека, ни авторов кино.

Постер фильма «Сорвиголова»

Хранители: подарок для фанатов комиксов

Сейчас Зак Снайдер снимает крупнобюджетные комиксы «DC», на повестке дня – очередная работа режиссера, «Лига Справедливости», стартующая в ноябре 2017-го. Но свою «супергеройскую стезю» постановщик начинал с другого, куда более неоднозначного, фильма «Хранители», где демонстрировал альтернативную вселенную, в которой неведомому злодею противостоят несколько ветеранов-супергероев. Лента плохо прошла в прокате, не став хитом, но знатоки ее оценили. Есть более полная режиссерская версия «Хранителей: 186 минут вместо 162-х, а есть и «максимальная» версия с мультипликационной вставкой (комикс в комиксе, рассказывающий о «Черной шхуне»), длящаяся целых 215 минут.

Постер фильма «Хранители»

Терминатор 2: Сара чуть не убила Т-800

Режиссерская версия блокбастера Джеймса Кэмерона «Терминатор 2: Судный день» содержит несколько интересных сцен, поэтому ее обязательно нужно найти и посмотреть (поклонники франшизы наверняка давно это сделали). Например, в кинотеатрах зрители не увидели, как, настраивая Т-800 (Арнольд Шварценеггер), Сара вытаскивает микрочип из головы андроида и хочет ее сломать (она вдруг вспомнила, что ей пришлось пережить). Джон вовремя останавливает мать. Очень милым был эпизод, как будущий спаситель человечества учит робота улыбаться. Но самыми зрелищными были сцены с Т-1000 (Роберт Патрик): у него случается сбой, и кибернетический злодей уже не контролирует свою мимикрию, принимая форму и цвет всех предметов, которых касается. Например, когда Т-1000 превратился в Сару, его ноги, стоящие на решетке, стали как эта решетка – так Джон понял, что это не мать.

Постер фильма «Терминатор 2»

Однажды в Америке: трагедия в истории кино

Самой трагической в истории кино была переделка саги Серджио Леоне «Однажды в Америке». Он, конечно, перестарался: перед монтажом режиссер располагал 10-часовым материалом, а требовалась версия для кинопроката. Тогда Леоне предложил студии выход: он смонтирует фильм, чтобы получились две части по три часа, их можно было показывать в кинотеатрах отдельно, такие случаи уже были (например, «Война и мир» Бондарчука). При этом мэтр постарался максимально запутать зрителя, выстраивая нелинейное повествование, и держал интригу до последнего. Продюсеры не согласились с постановщиком и сами перекроили ленту. Получилось «удобоваримое» время 139 минут, но самое страшное – все было переделано по хронологии, с детства героев до их последней встречи. Только в 2012-м году публика увидела настоящую, не искромсанную режиссерскую версию этого шедевра. Правда, сам мастер до триумфа не дожил. 

Постер фильма «Однажды в Америке»

Апокалипсис сегодня: кое-что о колонизаторах

Как известно, военная драма «Апокалипсис сегодня» чуть не свела с ума и Френсиса Форда Копполу, и всю его съемочную группу. Мы уже не говорим о жутких условиях, в которых они работали, достаточно вспомнить запойное пьянство Мартина Шина (и последовавший сердечный приступ актера, чуть не погубивший его) и скандальное поведение Марлона Брандо. Съемки затянулись, как и монтаж. В кино показали 179-минутную картину. Много позже Коппола издал режиссерскую версию, продленную до 202-х минут. В частности, мэтр вернул сцену, когда глава французской колониальной семьи рассуждает о пользе колониализма (это было вырезано из-за политкорректности, фильм демонстрировали на Каннском кинофестивале, и  продюсеры боялись обидеть французов). Есть и эпизод с моделями из «Playboy», которые вернулись, чтобы развлечь солдат (в обмен на топливо).

Постер фильма «Апокалипсис»

Расплата: меньше насилия

Боевик «Расплата» 1999-го года о преступнике, которого «кинули», а он смачно отомстил, – пожалуй, самый жестокий и кровавый фильм с участием Мела Гибсона. Но задумка режиссера Брайана Хелгеленда была несколько иной. Студию не устроила его работа, и почти перед монтажом Хелгеленда уволили, наняв Джона Мира. Тот не стал разбираться в чужом материале, по сути, сняв другой фильм (почти половина сцен была изменена). Только в 2006-м году студия смилостивилась и выпустила версию Хелгеленда – с другой музыкой и другим цветовым оформлением и даже с другим финалом. «Обновленный» боевик обошелся без закадрового голоса и без сцены похищения Джонни. 

Постер фильма «Расплата»

Властелин колец: если вас не пугают еще 2 часа

Режиссерская версия трилогии «Властелин колец» предназначена, скорее, для самых преданных фанатов этих фильмов, поскольку в ней нет интригующе-вырезанных сцен, которые изменили бы сюжет фэнтези. Причем Питер Джексон не имеет ни единого разногласия со студией и самолично контролировал, что вошло в окончательный вариант, а что пришлось отправить в корзину. Однако, когда эту корзину «вытрясли», оказалось, что «лишнего» материала еще почти два часа. Его добавили к основному повествованию и выпустили расширенную версию, которую с радостью пересматривают те, кому наплевать на растянутый хронометраж.

Постер фильма «Властелин колец»

Бегущий по лезвию: разные финалы

Больше всего вариантов версий накопил Ридли Скотт – оно и понятно, биография у мастера длинная, культовых лент, вызывающих дискуссии, много. Например, в случае с научно-фантастическим киберпанком по мотивам книги Филипа Дика «Бегущий по лезвию» предварительный просмотр (когда фильм до выхода в прокат показывают фокус-аудитории) не удовлетворил студию. Зрителям не понравилась удручающая концовка. Острые углы сгладили, и кино вышло с открыто-счастливым финалом. В 1990-х годах стала «гулять» версия с оригинальной развязкой, позже ее решили выпустить легально, она-то и считается режиссерской версией «Бегущего».

Постер фильма «Бегущий по лезвию»

Царство небесное: эпос без «купюр»

Еще больше пострадал приключенческий эпос Ридли Скотта «Царство небесное» с Орландо Блумом и Евой Грин. Продюсеры не хотели, чтобы режиссер углублялся в исторические нюансы, им нужна была переживательная лав-стори про рыцаря и сражения (как бы «Гладиатор», но периода крестовых походов). Публика отнеслась к урезанной версии холодно, сборы только на 65 млн. долларов перекрыли внушительный бюджет. Но Скотт не успокоился. В 2006-м году он вернул сокращенной копии 50 (!) удаленных минут, и получилось куда более выразительно. Правда, повторный прокат кино не планировался, так что эта версия осталась для видео. 

Постер фильма «Царство небесное»

Чужой: это стоит увидеть!

Фанаты франшизы о ксеноморфах и «неубиваемой» Рипли многое бы отдали, чтобы увидеть легендарный режиссерский вариант «Чужого» Ридли Скотта, длившийся 192 минуты. Но, увы, смонтированная постановщиком версия не сохранилась. В прокат в 1979-м году вышла «минимализированная» 117-минутная лента. К ней, в принципе, нет никаких претензий: фантастика прошла проверку временем и стала культовым триллером. Но в начале 2000-ных произошло чудо: почти половина дублей и сцен из утраченной версии была случайно обнаружена на студии. Скотт согласился перемонтировать фильм. Он без ущерба для сюжета удалял по 15 (а то и меньше) секунд из прокатной картины, а куда надо, добавлял найденные кадры. Например, как Рипли сжигает кокон с еще живым Далласом и как Рипли ссорится с Ламберт: Эллен не хотела, чтобы на корабль поднимались те, кто был на поверхности планеты. В результате «Чужой» 1979-го года идет 117 минут, а вариант 2003-го – 116. Вот это мастерство!

Постер фильма «Чужой»

Дизайн — Жанна Травкина